г. Томск |
Дело N 07АП-4726/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: С. Н. Хайкиной
Е. А. Залевской
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И. М. Казариным
при участии:
от заявителя: без участия, извещен надлежащим образом,
от заинтересованных лиц: без участия, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области - без участия, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2008 г. по делу N А45-5441/2008-41/119 (судья Г. М. Емельянова)
по заявлению Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Алиди", обществу с ограниченной ответственностью "Фактор", исполнительному директору общества с ограниченной ответственностью "Фактор" Бирюченко Дмитрию Владимировичу, заявителю регистрации общества с ограниченной ответственностью "Фактор" Макаровой Татьяне Владимировне о признании недействительной государственной регистрации изменений,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области (далее по тексту - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Алиди", обществу с ограниченной ответственностью "Фактор", исполнительному директору общества с ограниченной ответственностью "Фактор" Бирюченко Дмитрию Владимировичу, заявителю регистрации общества с ограниченной ответственностью "Фактор" Макаровой Татьяне Владимировне о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО "Фактор", содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области (далее - инспекция N 2).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2008г. заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с данным решением суда, заявитель обжаловал его в суд апелляционной инстанции, мотивируя тем, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы доказательства по делу, неправильно применены нормы материального права.
В судебное заседание представитель заявителя, а также заинтересованные лица и третье лицо, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие сторон и третьего лица, поскольку имеются сведения о их надлежащем извещении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 2 по Ивановской области 30.04.2003г. принято решение N 179 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Фактор" в части изменения местонахождения юридического лица. В результате произведенной государственной регистрации изменений, местом нахождения ООО "Фактор" определен - Новосибирская область, Новосибирский район, п.г.т. Краснообск, квартал 1, 26. В связи с чем Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области регистрационное дело ООО "Фактор" было направлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области.
При обследовании инспектором МРИ ФНС N 15 по Новосибирской области здания по адресу п.г.т. Краснообск, квартал 1, 26 установлено что, ООО "Фактор" по данному адресу отсутствует. По данным МУП ЖКХ "Краснообск" ООО "Фактор" по указанному адресу помещений не арендует. Указанные обстоятельства нашли отражение в акте обследования от 28.03.2008 года.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что, во-первых, обществом был представлен необходимый пакет документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ); во-вторых, представленный акт обследования от 28.03.2008 г. и отсутствие договора аренды не могут служить доказательством отсутствия ООО "Фактор" по указанному юридическому адресу в момент регистрации изменений; в-третьих, налоговым органом не представлено доказательств, что указанная регистрация нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы жалобы, при этом исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Из пункта 16 статьи 31 Налогового кодекса РФ следует, что налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм права, у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ивановской области решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, было принято на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129) не допускает право регистрирующему органу требовать от общества предоставления иных документов.
Таким образом, процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Налоговый орган в апелляционной жалобе указывает, что данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Действительно, установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Вместе с тем, Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что факт недостоверности сведений при осуществлении государственной регистрации изменений, налоговым органом не доказан.
Арбитражный апелляционный суд, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу о невозможности однозначно определить на основе представленного акта, составленного 28.03.2008 г., об отсутствии ООО "Фактор" по указанному юридическому адресу в момент регистрации изменений, то есть 24.04.2003 г.
Каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о недостоверных сведениях, представленных обществом в 2003 году на регистрацию, суду не представлено.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод апелляционной жалобы о том, что указание недостоверных сведений в заявлении о внесении изменений в учредительные документы юридического лица нарушает права и законные интересы граждан и организаций, которые могут вступить в отношения с обществом и могут повлечь неблагоприятные налоговые последствия для контрагентов общества, а также нарушает публичные отношения в части невозможности осуществления налоговым органом налогового контроля.
Однако данный неверный вывод суда первой инстанции не привел к принятию неправильного по существу судебного решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Новосибирской области решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы материалы дела, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине при подаче апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 17.06.2008 г. по делу N А45-5441/2008-41/119 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5441/2008-41/119
Истец: Межрайонная ИФНС N15 по Новосибирской области
Ответчик: ООО "Фактор", ООО "Алиди", Макарова Татьяна Владимировна, Бирюченко Дмитрий Владимирович
Третье лицо: Межрайонная ИМНС России N2 по Ивановской области