г. Томск |
Дело N 07АП- 2983/08 |
"16" июня 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В. А.
при участии:
от заявителя: Ермолаев А. В., доверенность N 33 от 08.04.2008 года (сроком до 08.04.2009 года)
Архипова Н. А., доверенность N 32 от 07.04.2008 года (сроком до 07.04.2009 года)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Авиапредприятие "Алтай", г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 21 апреля 2008 года по делу N А03-3314/08-4 (судья Старцева М. В.)
по заявлению Сибирского Управления государственного железнодорожного надзор г. Новосибирск
к Открытому акционерному обществу "Авиапредприятие "Алтай", г. Барнаул
о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ
Сибирское Управление государственного железнодорожного надзор (далее по тексту - Управление) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении ОАО "Авиапредприятие "Алтай" (далее по тексту - Общество) к административной ответственности, предусмотренной по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Управлением требований так как, погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте аэропорта не является отдельным видом деятельности, связанным с получением дохода, а представляет собой неотъемлемую часть производственно-технологического процесса, и являться составной частью деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов, на осуществление которой лицензия выдается Ростехнадзором и у Общества имеется; следовательно, основания для привлечения Общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ отсутствуют.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и письменных объяснениях.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу и ее представители в судебном заседании возражали против апелляционной жалобы, считая решения суда законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы необоснованными, так как Общество в нарушении норм действующего законодательства на железнодорожных путях необщего пользования осуществляло погрузочно-разгрузочную деятельность относительно опасных грузов собственными силами и средствами без лицензии, следовательно, Общество обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Отзыв Управления приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представители Управления дополнили, что на данный момент Общество получило лицензию, хотя документальные подтверждения пока отсутствуют.
Общество, участвующее в деле, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечило.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснение и отзыва на них, заслушав представителей Управления, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 21.04.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора от 04.03.2008 года N 35-р проведена комплексная проверка Общества по соблюдению требований законодательства, нормативных документов, регламентирующих осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта РФ.
В ходе проверки установлено, что Общество, являющееся юридическим лицом, для обеспечения своей деятельности эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования, на которых осуществляло выгрузку железнодорожных цистерн N N 51707289, 51624146, 51773612, 51519932 и других с грузом - топливо для реактивных двигателей, силами и средствами Общества. При этом, лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у Общества отсутствует. Указанные нарушения зафиксированы в акте проверке от 12.03.2008 N ГО 15/08.
Управление обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из необходимости наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица, правомерности действий Управления.
Суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
Статье 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей страх и риск деятельность, направляемая на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество использует железнодорожные пути необщего пользования; факт осуществления Обществом своими силами и средствами выгрузки железнодорожных цистерн с опасным грузом (топливом для реактивных двигателей) на указанном участке подъездного железнодорожного пути без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела и не оспаривается Обществом.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей выгрузку, которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, и, следовательно, относится к опасным грузам.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузоразгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузоразгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера, поэтому лицензионными условиями осуществления данного вида деятельности, согласно Положению о лицензировании погрузоразгрузочной деятельности, предусмотрено: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, сооружений и оборудования, необходимых для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами; наличие в штате специализированного подразделения по ликвидации чрезвычайных ситуаций или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями; наличие в штате специализированного подразделения пожарной охраны или наличие соответствующего договора со сторонними специализированными организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности; наличие в местах осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и содержание этих средств в работоспособном состоянии и другие.
Общество осуществляло указанные работы с опасным грузом на железнодорожном транспорте самостоятельно и не имело лицензии на данный вид деятельности, поэтому Управление правомерно составило в отношении организации протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что Общество имеет лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию взыровоопасного объекта, то есть на объекты, на которых транспортируются вещества способные образовывать смеси с кислородом и друг с другом, обоснованно признаны судом первой инстанции как несостоятельные.
Указанная лицензия, на которую ссылается Общество, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку указанная лицензия разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Данный вывод подтверждается также понятием "перевозки опасного груза", данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку._
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Доводы Общества о том, что деятельность по погрузке-разгрузке указанных выше опасных грузов не является предпринимательской, поскольку направлена на обеспечение производственного процесса Общества, а не на получение выручки - прибыли, и поэтому в действиях организации отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции признается несостоятельными, поскольку конечной целью разгрузки опасных грузов является осуществление авиаперевозок воздушным транспортом, то есть получение прибыли.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в его совершении.
Согласно положениям части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что виновность юридического лица в совершении административного правонарушения определяется в зависимости от принятия им исчерпывающих мер по соблюдению требований действующего законодательства.
В материалах дела отсутствуют сведения о принятии Обществом исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте
При таких обстоятельствах следует признать, что действия Общества образуют состав вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Довод общества о том, что заявитель не имел правовых оснований на проведении проверки соблюдения законодательства и составления протокола об административном правонарушении не соответствует действительности.
В соответствии с абз. 1 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
На основании Положения о Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 401, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
Контроль и надзор за осуществлением погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте, в данном случае на железнодорожных путях необщего пользования, согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года N 398 и ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" осуществляет Ростехнадзор.
Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года N 45 "Об организации лицензировании отдельных видов деятельности" определены органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование отдельных видов деятельности: Ростехнадзор осуществляет лицензирование эксплуатация взрывоопасного производственного объекта; погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Следовательно, Ростехнадзор имел право проводить проверку Общества на соблюдение законодательства, регламентирующего осуществление деятельности в сфере железнодорожного транспорта, и составлять по ее результатам протокол об административном правонарушении.
С учетом изложенного доводы Общества о неправомочности заявителя осуществлять проверки такого рода не основаны на нормах действующего законодательства.
Частями 6 и 7 ст. 210, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка решения административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6, 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судом первой инстанции проверен протокол об административном правонарушении в полном объеме и обоснованно сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по принятию оспариваемого решения, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 21 апреля 2008 года по делу N А03-3314/08-4 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Журавлева В. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-3314/08
Истец: Сибирское Управление государственного железнодорожного надзора
Ответчик: ОАО "Авиапредприятие Алтай"
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2983/08