г. Томск |
Дело N 07АП-6097/08 |
"29" октября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.И. Ждановой,
судей: В.А.Журавлевой, Н.А. Усаниной,
при ведении протокола судебного заседания судьей Л.И. Ждановой
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "Северный"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 05.09.2008 года по делу N А45-11988/2008-52/275 (судья Т.В. Абаимова)
по заявлению Новосибирского транспортного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью "ТЗК "Северный"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Новосибирский транспортный прокурор (далее - Прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "ТЗК "Северный" (далее - ООО "ТЗК "Северный", Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2008 года ООО "ТЗК "Северный" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ТЗК "Северный" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2008 года отменить и прекратить производство по делу по следующим основаниям:
- осуществление юридическим лицом деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, является длящимся административным правонарушением;
- нарушения ООО "ТЗК "Северный" Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" были выявлены Новосибирской транспортной прокуратурой 13.04.2007 г., следовательно, решение о привлечении к административной ответственности могло быть вынесено до 14.06.2007 г.; в связи с тем, что по фактам, выявленным прокуратурой 13.04.2007 года заявителю было отказано в привлечении ООО "ТЗК "Северный" к административной ответственности, Общество до настоящего времени осуществляет деятельность по сливу нефтепродуктов из вагонов-цистерн в собственные резервуары, которая является деятельностью по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта;
- судом первой инстанции при вынесении решения не был соблюден срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
Прокурор в отзыве на апелляционную жалобу возражал против доводов Общества, считая решение суда не подлежащим отмене. 28.07.08 г. ООО "ТЗК "Северный" административное правонарушение совершено заново и не образует состава длящегося правонарушения. Следовательно, арбитражным судом не пропущен срок для привлечения ООО "ТЗК "Северный" к административной ответственности, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Письменный отзыв Прокурора приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что основными видами деятельности Общества являются, в том числе, реализация и хранение нефти, газа и продуктов их переработки; эксплуатация взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов.
Для обеспечения своей деятельности Общество эксплуатирует железнодорожные пути необщего пользования на станции Новосибирск-Восточный на основании договора N 2/132 от 15.02.2006 г., заключенного с ОАО "Российские железные дороги".
В ходе проверки, проведенной Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора, было установлено, что 28.07.2008 г. на железнодорожные пути необщего пользования по адресу: г. Новосибирск; ул. Аэропорт, 2/3 в адрес Общества на основании транспортной железнодорожной накладной N ЭР 907493 поступил вагон-цистерна с опасным грузом бензином моторным (аварийная карточка N 301). Выгрузка опасного груза была произведена силами ООО "ТЗК "Северный".
По данным Общества с января 2007 года по июль 2008 года ООО "ТЗК "Северный" получило и выгрузило самостоятельно опасные грузы: бензин А-80, А-92, дизельное топливо, авиационный керосин, в количестве 304 цистерны.
Полагая, что погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию, заявителем 13.08.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение о привлечении Общества к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из необходимости наличия лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у юридического лица.
Арбитражный суд первой инстанции принял по существу правильное решение, при этом выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии с п. 70 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" погрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержден постановлением Правительства РФ от 15.03.2006 года N 134.
Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на своей риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнение работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ возможно только в случае, если деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии) соответствует критериям, указанным в статье 2 Гражданского кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Общество использует железнодорожные пути необщего пользования; факт осуществления ООО "ТЗК "Северный" своими силами и средствами выгрузки вагона-цистерны с опасным грузом бензином моторным без специального разрешения (лицензии) подтверждается материалами дела.
Под опасными грузами в соответствии с "Правилами безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50 (ред. от 20.06.2002 г.) понимаются вещества, материалы, изделия и опасные отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению и (или) уничтожению материальных ценностей. Топливо для реактивных двигателей, выгрузку которого осуществляло Общество, обладает всеми вышеперечисленными признаками, следовательно, относится к опасным грузам.
Федеральный закон о лицензировании регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным частью 1 статьи 17 данного Закона.
При этом в силу статьи 4 вышеуказанного Закона к лицензируемым отнесены виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием
Следовательно, при осуществлении деятельности, связанной с погрузочно-разгрузочными работами применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, наличие лицензии обязательно в силу подпункта 70 статьи 17 Федерального закона о лицензировании.
Предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением погрузочно-разгрузочной деятельности с опасными грузами, имеет значительную общественную опасность при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Горюче-смазочные материалы, получаемые Обществом, являются опасным грузом, который, согласно статье 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в силу присущих ему свойств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде.
Таким образом, осуществляя слив ГСМ из поступивших вагонов-цистерн на железнодорожных путях необщего пользования, Общество осуществляет разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, на которую требуется соответствующая лицензия.
Вместе с тем Общество лицензии на указанный вид деятельности, как следует из материалов дела, не имеет.
Разгрузочная деятельность ООО "ТЗК "Северный" применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте направлена на обеспечение производственного процесса, конечной целью которого является реализация ГСМ, то есть получение прибыли. Из материалов дела следует и не отрицается Обществом, что оно осуществляет слив нефтепродуктов на железнодорожном транспорте с постоянной периодичностью в целях его дальнейшей реализации. Следовательно, такая деятельность является предпринимательской и отсутствие лицензии на ее осуществление образует состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Довод Общества о том, что у него отсутствует обязанность получения лицензии на проведение работ по погрузке-выгрузке применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в силу того, что оно имеет лицензию на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов N ЭВ-60-000 182(ЖХ) от 27.02.2006 г., выданную Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, признан судом первой инстанции не обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 70 статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Указанная лицензия, на которую ссылается Общество, не охватывает собой погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, поскольку она разрешает проведение работ на объектах, не имеющих отношения к железнодорожным путям.
Данный вывод подтверждается также понятием "перевозки опасного груза", данным в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом РД 15-7 3-94. Под перевозкой опасных грузов понимается совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузопроизводителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортировка груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку.
Согласно пункту 3.2.2 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 года N 50, грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении судом первой инстанции при вынесении решения срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, прокуратурой 13.08.2008 г. возбуждено дело об административном правонарушении на основании проведенной Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора самостоятельной проверки деятельности Общества в 2008 году. Следовательно, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужила информация от Сибирского управления государственного железнодорожного надзора, поступившая в Новосибирскую транспортную прокуратуру 28.07.2008 г., согласно которой Общество осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечению двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2 статьи 4.5 КоАП РФ).
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Лицо, осуществляющее деятельность без лицензии в случаях, когда ее наличие предусмотрено законом, может быть привлечено к административной ответственности в течение всего периода, пока деятельность не прекращена или нарушение не устранено.
В связи с изложенным, обнаружение события правонарушения в ходе проведения проверки будет являться датой отсчета истечения срока давности привлечения лица к административной ответственности по обнаруженному факту, что не препятствует самостоятельному исчислению сроков по событию другого аналогичного правонарушения, обнаруженного при следующей проверке, если незаконная деятельность после первой проверки продолжается.
Прокуратурой выявлено повторное совершение Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 Кодекса. В 2008 г. Обществом не была получена лицензия на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
Материалами дела подтверждается, что производство об административном правонарушении возбуждено прокурором 13.08.2008 г.
Решение суда, которым Общество привлечено к административной ответственности, вынесено 05.09.2008 г., то есть в пределах срока давности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
Частью 6 ст. 205, ч. 6 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ определен порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности и пределы рассмотрения дела в порядке апелляционного производства.
Данные нормы устанавливают, что арбитражный суд не связан основаниями и предметом заявленных требований. Проверка действий административного органа осуществляется судом первой инстанции в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверяет соблюдение судом первой инстанции процессуальных норм.
В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса об административном правонарушении РФ, судом первой инстанции проверен протокол об административном правонарушении и материалы проверки в полном объеме и обоснованно сделан вывод об установлении соответствующих полномочий административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, наличии законных оснований для привлечения Общества к административной ответственности и соблюдении порядка привлечения к ответственности; наказание назначено с учетом смягчающих обстоятельств.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05.09.2008 года по делу N А45-11988/2008-52/275 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-11988/2008-52/275
Истец: Новосибирская транспортная прокуратура
Ответчик: ООО "ТЗК "Северный"
Третье лицо: Прокуратура Томской области
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6097/08