г. Томск |
Дело N 07АП-3237/09 |
20 мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 20 мая 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Журавлевой В. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В. А.
при участии в заседании:
от заявителя: Серебренникова Т. С., доверенность от 23.01.2009 года (сроком на 1 год)
от заинтересованного лица: Емашкина М. В., доверенность от 11.01.2009 года (сроком до 31.12.2009 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Черемисиной Ольги Закировны, г. Барнаул
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 12 марта 2009 года по делу N А03-14686/2009 (судья Доценко Э. С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Черемисиной Ольги Закировны, г. Барнаул
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула, г. Барнаул
о признании действий налогового органа незаконными и обязании представить надлежаще заверенные копии приложений к акту выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года для ознакомления,
УСТАНОВИЛ:
ИП Черемисина О. З. обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаул (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган), выразившегося в непредставлении ответа на письменный запрос, а также в непредставлении соответствующих приложений к акту выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года; обязании налогового органа представить надлежаще заверенные копии приложений к акту проверки.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2009 года с учетом определения от 08.04.2009 года об исправлении опечатки в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Черемисина О. З. обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных предпринимателем требований, так как непредставлением соответствующих приложений к акту проверки налоговый орган препятствует налогоплательщику в осуществлении его права на ознакомление с материалами проверки путем получения копий приложений к акту проверки. Указанные нарушения лишают заявителя возможности проанализировать, какими соображениями руководствовался налоговый орган при принятии того или иного решения, а также лишает возможности налогоплательщика представить обоснованные возражения на акт проверки, дать пояснения по всем обстоятельствам, отраженным в акте и соответствующих приложениях к нему, выразить свое несогласие с итоговым нормативным актом налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки. При этом, бездействием налогового органа по исполнению возложенных на него действующим законодательством РФ обязанностей по даче ответа на письменный запрос налогоплательщика были нарушены права заявителя.
Кроме того, в водной части решения суда первой инстанции указана недостоверная информация относительно лиц участвующих в судебном заседании. Так, от Инспекции в судебном заседании участвовал представитель, в связи с чем, арбитражным судом было допущено процессуальное нарушение требований п. 2 ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Подробно доводы налогоплательщика изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, дополнив, что предприниматель могла ознакомиться с приложениями к акту при принятии решения Инспекцией; полагает, что предприниматель должна была иметь возможность ознакомиться в документами до принятие решения; не оспаривается, что часть приложений (документов) была известна заявителю; фактически предпринимателю представили 6 документов, состоящих из расчетов.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению, так как налоговым органом полностью соблюдены права налогоплательщика, предусмотренные ст. 21 Налогового кодекса РФ, согласно которой заявитель вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также ст. 101 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой, лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через представителя. При этом, действующее законодательство о налогах и сборах не возлагает на налоговые органы обязанности вручать налогоплательщику копии материалов выездной проверки.
Письменный отзыв Инспекции приобщен к материалам дела.
В судебном заседании представитель налогового органа подтвердила, что ответ на запрос налогоплательщика не был дан; документы "ДСП" касались деятельности контрагентов, в связи с чем, не представлялись налогоплательщику; в основу решения Инспекции указанные документы были положены с их описанием; в акте ссылок на материалы налоговой проверки нет, но имеются сведения о входящих и исходящих номерах по ряду документов.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Алтайского края от 12.03.2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, должностными лицами налогового органа проведена выездная налоговая проверка ИП Черемисиной О. З. по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года, согласно которому налоговый орган пришел к выводу о нарушении налогового законодательства и виновности заявителя со ссылками на приложения на 356 листах (л.д. 6-17).
При вручении данного акта предпринимателю было вручено лишь шесть приложений на 6 листах.
20.10.2008 года ИП Черемисина О. З. обратилась в Инспекцию с заявлением о предоставлении ей для ознакомления надлежаще заверенных копии приложений к акту выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года.
Бездействие Инспекции, выразившееся в не направлении ответа на полученное 20.10.2008 года заявление налогоплательщика и не предоставлении копий приложений к акту проверки, послужило основанием для обращения ИП Черемисиной О. З. в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Черемисина О. З. имела возможность защищать свои интересы при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки; действующим законодательством не возложена на налоговые органы обязанность вручать налогоплательщику вместе с актом проверки все полученные в ходе проверки копии материалов и документов, которые имеются у налогоплательщика; нарушение налоговым органом ведомственного приказа не является основанием для признания бездействия незаконным.
Данные выводы суда первой инстанции апелляционный суд находит ошибочными, при этом исходит из обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что Инспекция не представила доказательств законности оспариваемого бездействия.
В силу п.1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме), в том числе, порядке исчисления налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщика и т.д.
В целях дальнейшего совершенствования организации взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков приказом Федеральной налоговой службы от 14 августа 2008 года N ММ -3-4/362@ утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее по тексту - Единый стандарт), являющийся руководством к действиям налоговых органов, входящих в единую федеральную систему в целях повышенной эффективности организации работы налоговых органов с налогоплательщиками, в связи с чем, выводы суда первой инстанции о нарушении Инспекцией ведомственного документа, имеющего ограниченную сферу применения, является ошибочным и не основанным на положениях действующего законодательства, поскольку противоречит ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где указано, что нормативные акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, применяются при рассмотрении арбитражными судами дел.
Следовательно, указанный выше Единый стандарт является по форме и содержанию нормативным актом федерального органа исполнительной власти и может применяться судом так и налоговым органом как нормативное основание для применения государственным органом в своей деятельности данного Единого стандарта, связанной с регулированием и применением налогового законодательства.
В соответствии с кодом услуги 06.01.001 Единого стандарта (оказание услуг по информированию налогоплательщиков - общий код 06.00.000), при письменном обращении налогоплательщика налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня регистрации данного обращения обязан направить письмо налогоплательщику.
Однако, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в нарушение требований норм налогового законодательства, так и Единого стандарта, налоговый орган неправомерно не направил заявителю в течение 30 дней ответ на заявление ИП Черемисина О. З от 20.10.2008 года, что привело к нарушению охраняемых законом прав и интересов заявителя как налогоплательщика в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
В соответствии с п. п. 5, 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом, налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года содержит приложения на 356 листах, которые являются неотъемлемой частью данного акта. Однако, как установлено в судебном заседании налогоплательщику был вручен лишь акт и 6 приложений на 6 листах и являющими расчетами доначисленных налогов.
Письмом, полученным Инспекцией 20.10.2008 года (л. д. 18) предприниматель просил налоговый орган предоставить для ознакомления приложения к указанному акту проверки.
Действующее налоговое законодательство не содержит запрета ни на ознакомление налогоплательщика с материалами налоговой проверки, ни на получение копий приложений к акту налоговой проверки, являющихся его неотъемлемой частью.
При этом, указывая на то, что у Инспекции отсутствуют обязанности по предоставлению налогоплательщику всех приложений к акту выездной налоговой проверки, налоговый орган не обосновал нормативно данную позицию.
В соответствии с п. 1.8.1, 1.8.2 Требований к составлению акта выездной налоговой проверки, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 25.12.2006 года N САЭ-3-06/892@, описательная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия обоснованного решения по результатам проверки. По каждому отраженному в акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены, в том числе: вид нарушения законодательства о налогах и сборах, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому нарушение законодательства о налогах и сборах относится; ссылки на первичные бухгалтерские документы (с указанием в случае необходимости бухгалтерских проводок по счетам и порядка отражения соответствующих операций в регистрах бухгалтерского, налогового учета) и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения; оценка количественного и суммового расхождения между заявленными в налоговых декларациях (расчетах) данными, связанными с исчислением и уплатой (удержанием, перечислением) налогов (сборов), и фактическими данными, установленными в ходе проверки. Соответствующие расчеты должны быть включены в акт выездной налоговой проверки или приведены в составе приложений к нему
Как следует из текста акта проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года, в описательной части акта констатированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах со ссылкой на положения законодательства о налогах и сборах без приведения конкретных ссылок на документы, исследованные в ходе проверки и подтверждающих такое нарушение, без указания конкретных хозяйственных операций и в отсутствие расчетов, подтверждающих оценку количественного и суммового расхождения между заявленными обществом в налоговых декларациях сведениями и данными, установленными в ходе проверки; кроме того, в акте выездной налоговой проверки налоговый орган указал нумерацию лишь шести приложений (расчетов), при этом, на странице одиннадцатой акта имеется ссылка на приложения на 356 листах, однако остальные приложения в акте проверки нумерации не имеют.
Таким образом, Инспекция, допустив неправомерное бездействие, фактически отказала предпринимателю в предоставлении копий приложениями, являющимися неотъемлемой частью акта налоговой проверки, позволяющими определить объем и характер вменяемых налогоплательщику правонарушений, а также проверить их обоснованность, что явилось препятствием к реализации, предусмотренного п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ права налогоплательщика на представление в течение 15 дней с момента получения акта проверки обоснованных возражений по данному акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов, подтверждающих обоснованность таких возражений.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не принимает доводов налогового органа о том, что Инспекция в своих действиях руководствовалась Приказом ФНС России от 25.12.2006 года N САЭ-3-06/892@.
В соответствии с п. 1.13 Приказа ФНС России от 25.12.2006 года N САЭ-3-06/892@ акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проведена проверка, или его представителю с приложением ведомостей и таблиц, содержащих сгруппированные факты однородных массовых нарушений.
При этом, данный Приказ не может являться основанием для отказа налогового органа в предоставлении всех приложений к акту проверки, так как в данном случае будут незаконно ограничены права заявителя, предусмотренные действующим законодательством.
Более того, установленный данным приказом статус документов - приложений к акту налоговой проверки "для служебного пользования" не может влиять на права лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено какого-либо ограничения в праве знакомиться с материалами налоговой проверки в зависимости от наличия у них статуса "для служебного пользования". Как следует из материалов дела, все материалы проверки (приложения к акту проверки) были получены налоговым органом при проведении проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогоплательщиком налогов на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, единого социального налога и т.д. Все сведения, находящиеся в материалах проверки, в том числе и документы, помеченные грифом "ДСП" касаются непосредственно предпринимательской деятельности налогоплательщика - ИП Черемисиной О. З., а именно его взаимоотношений с контрагентами.
Однако суд апелляционной инстанции принимает во внимание ссылку налогового органа о том, что выводы, изложенные в акте, основаны, в том числе, и на документах, представленных, самим налогоплательщиком, что им не оспаривается и подтверждается материалами дела (л.д. 81-110), копии которых также составляют приложение к акту проверки.
Налогоплательщик не приводит никаких доводов относительно нарушения его прав данным обстоятельством, и относимость факта непредставления копий его первичных документов к незаконности оспариваемого бездействия Инспекции.
При таких обстоятельствах, налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, которые лишили возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки и реализовать свое право на представление обоснованных возражений на акт выездной налоговой проверки, что согласно п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ является основанием для удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Соответственно, своими действиями (бездействием) налоговый орган нарушил права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, так как тем самым налоговый орган препятствует налогоплательщику в осуществлении его права на получение копий приложений к акту проверки, не являющихся документами налогоплательщика (с учетом содержания самого акта проверки). Указанные нарушения не дают заявителю возможности проанализировать, какими соображениями руководствовался налоговый орган при принятии того или иного решения, а также возможности представить обоснованные возражения на акт проверки и выразить свое несогласие с итоговым ненормативным актом налогового органа, принятым по результатам выездной налоговой проверки.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что в водной части решения суда первой инстанции указана недостоверная информация относительно лиц участвующих в деле, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Из резолютивной части решения от 05.03.2009 года видно, что в судебном заседании от заинтересованного лица принимал участие Сапрыкина Е. Н., действующая на основании доверенности от 11.01.2009 года (л.д.112). При этом указание в водной части решение от 12.03.2009 года фразы "от заинтересованного лица: не явился" свидетельствует об опечатке, которая может быть устранена путем ее исправления в порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решение и действие (бездействие) недействительным, и обязывает соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законным интересов заявителя в установленный судом срок.
При изложенных обстоятельствах, несоответствие выводов, изложенных в решении суда первой инстанции, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона, в силу п.п. 3 и 4 ч. 1 и п. 3 ч. 2 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 201 АПК РФ, об удовлетворении заявленных предпринимателем требований.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная по первой и апелляционной инстанциям по квитанциям от 26.12.2008 года и от 07.04.2009 года в общем размере 150 руб., подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 104, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 и 4 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 12 марта 2009 года по делу N А03-14686/2009 отменить.
Требования индивидуального предпринимателя Черемисиной Ольги Закировны удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула, выразившееся в непредставлении ответа на письменное заявление индивидуального предпринимателя Черемисиной Ольги Закировны от 20 октября 2008 года о предоставлении копий приложений к акту выездной налоговой проверки N АП-34-10 от 25.08.2008 года для ознакомления.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Барнаула устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Черемисиной Ольги Закировны.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Черемисиной Ольге Закировне государственную пошлину, уплаченную по первой и апелляционной инстанциям по квитанциям от 26.12.2008 года и от 07.04.2009 года в общей сумме 150 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-14686/2008
Истец: ИПБЮЛ Черемисина О.З.
Ответчик: ИФНС России по Железнодорожному району г. Барнаула