г. Томск |
Дело N 07АП-5110/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т. А. Кулеш
судей: С. Н. Хайкиной и Е. А. Залевской
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи И. М. Казариным
при участии: от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованных лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2008 г. по делу N А45-5168/2008-46/96 (судья О.В. Чернова) по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска к обществу с ограниченной ответственностью "Арман и Ко", Кондакову Сергею Юрьевичу о признании недействительной государственной регистрации юридического лица,
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска (далее по тексту - заявитель, инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Арман и Ко", Кондакову Сергею Юрьевичу о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО "Арман и Ко", содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о признании записи о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ООО "Арман и Ко" недействительной.
В последующем заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил заявленные требования и просил признать недействительной государственную регистрацию изменений, внесенных в учредительные документы ООО "Арман и Ко" от 11.01.2008 г. N 2082468005530.
В качестве третьего лица для участия в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам (далее - инспекция N 23).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2008г. по делу N А45-5168/2008-46/96 заявителю в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, мотивируя тем, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы доказательства по делу, неправильно применены нормы материального права.
В судебное заседание представители заявителя, заинтересованных лиц и третьего лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.12.2007г. участником общества Кондаковым С.Ю. было принято решение о смене места нахождения (адреса) ООО "АРМАН и КО" на адрес: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 2, назначении на должность директора общества Кондакова С.Ю. и принятии новой редакции Устава общества в связи с изменением места нахождения общества и сменой состава участников общества.
11.01.2008 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам была осуществлена государственная регистрация, вносимых изменений в учредительные документы общества в связи с изменением местонахождения общества.
Впоследствии общество было снято с налогового учета в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам и поставлено на налоговый учет в инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска.
Инспекция произвела осмотр помещения, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, 2 и установила, что по данному адресу расположено девятиэтажное административное здание, принадлежащее ФГУП "Новосибирский государственный проектно-изыскательский институт "ВНИПИЭТ" на праве хозяйственного ведения, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54-АБ 295704 от 09.06.2003 г. Общество по указанному адресу торговых и офисных помещений не имеет, договоров аренды с ФГУП "Новосибирский государственный проектно-изыскательский институт "ВНИПИЭТ", ОАО "Новосибирский "ВНИПИЭТ" не заключало, что подтверждается актом обследования от 31.01.2008 г., справкой ОАО "Новосибирский "ВНИПИЭТ" от 30.01.2008 г.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что обществом был представлен необходимый пакет документов, предусмотренных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), в связи с чем у налогового органа отсутствовали основания для отказа в удовлетворении его заявления о государственной регистраций таких изменений.
Принимая во внимание имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает выводы, изложенные в решении суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном истолковании закона. При этом суд исходит из следующего.
Согласно Положению о Федеральной налоговой службе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. N 506 Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 16 статьи 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, у налогового органа имеется право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
На основании подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице - адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно части 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
В соответствии со статьей 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесение в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица.
Отказ в государственной регистрации на основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица на основании полного пакета документов, предусмотренных статьей 17 Закона N 129-ФЗ, формально процедура регистрации изменений в учредительные документы данного юридического лица не была нарушена.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129) не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Статья 23 Закона N 129-ФЗ в качестве оснований для отказа в государственной регистрации обуславливает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Однако данные обстоятельства не могут означать, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Действительной может быть признана регистрация, произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Федерального закона N 129-ФЗ, но и произведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений.
Установление после регистрации обстоятельств, свидетельствующих о том, что документы, представленные для регистрации изменений, являются недействительными или не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, влечет недействительность решения о государственной регистрации изменений.
Данная позиция апелляционного суда подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (постановления ФАС ЗСО от 16.01.2008г. N Ф04-235/2008(725-А45-40), от 21.11.2007г. N Ф04-8161/2007(40437-А46-26), от 20.02.2008г. N Ф04-1021/2008(713-А03-40), от 07.07.2008 г. N Ф04-4067/2008(7594-А03-26), от 09.07.2008 г. N Ф04-4182/2008(7786-А03-15), от 14.07.2008 г. N Ф04-148/2008(7804-А75-26)).
Факт осуществления государственной регистрации изменений на основании документов, содержащих недостоверные данные, подтверждается материалами дела: актом обследования от 31.01.2008 г., справкой ОАО "Новосибирский "ВНИПИЭТ" от 30.01.2008 г.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что налоговый орган не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации изменений, содержащихся в учредительных документах общества.
Отказывая в удовлетворении требований инспекции, суд первой инстанции исходил лишь из того, что сведения, вносимые в учредительные документы, носят заявительный характер, и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что по настоящему делу в качестве ответчика привлечено юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью "Арман и Ко", а не налоговый орган.
При изложенных обстоятельствах, Арбитражным судом Новосибирской области вынесено решение от 25.06.2008г. при неполном выяснении всех обстоятельств дела и неправильном истолковании закона, что привело к принятию неправильного решения и в соответствии с пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 АПК РФ данное решение подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с общества подлежит взысканию госпошлина в доход федерального бюджета в размере 2000 рублей за рассмотрение дела судом первой инстанции и 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 25.06.2008 г. по делу N А45-5168/2008-46/96 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление инспекции Федеральной налоговой службы России по Калининскому району г. Новосибирска удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам от 11.01.2008 г. N 2082468005530 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, общества с ограниченной ответственностью "Арман и Ко".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Арман и Ко" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т. А. Кулеш |
Судьи |
С. Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5168/2008-46/96
Истец: ИФНС России по Калининскому району г. Новосибирска
Ответчик: ООО "АРМАН и Ко", Кондаков Сергей Юрьевич
Третье лицо: Межрайонная ИФНС N23 по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и эвенкийскому автономномным округам
Хронология рассмотрения дела:
15.09.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5110/08