г. Томск |
Дело N 07АП-3838/09 |
24 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Журавлевой В.А.
при участии:
от заявителя: Дорофеев В.Б. по доверенности от 10.02.2009г.
от ответчика: Яковлев Ю.И. по доверенности от 03.02.2009г., Воробьева И.А. по доверенности от 20.01.2009г., Подзоров С.С. по доверенности от 19.06.2009г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Кемеровской таможни
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23 марта 2009 года по делу N А27-1801/2009-5 (судья Ходякова О.С.)
по заявлению ОАО "Распадская"
к Кемеровской таможне
третье лицо: ЗАО "Ростэк -Кемерово"
о признании недействительным решения о классификации товара
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Распадская" (далее по тексту ОАО "Распадская", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Кемеровской таможни Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД N 10608000/28-21/69 от 02.12.2008г.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 марта 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кемеровская таможня обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя по основаниям неправильного применения норм материального права, а именно, применение закона , не подлежащего применению и не применение закона, подлежащего применению, в том числе:
- судом не обоснован вывод о том, что спорный товар не предназначается для выезда на дороги общего пользования, в соответствии с чем не является транспортным средством, что противоречит товарной позиции 8704 субпозиции 8704 10 ТН ВЭД (где классифицировала спорный товар Кемеровская таможня), из содержания критерия - предназначенные для передвижения по дорогам/дорогам общего пользования; товарная позиция 8704, групп 87 ТН ВЭД включат именно транспортные средства, сконструированные для перевозки грузов в условиях бездорожья, а значит не предназначенные для выезда на дороги общего пользования; и в этой части доводам Кемеровской таможни о том, что решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД от 02.12.2008г. N 10608000/28-21/69 принято с учетом Пояснений к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Пояснений к товарной позиции 8430 - Пояснения к ТН ВЭД России, том 4, разделы XIV- XVI, группы 71-84, Москва- 2007 г., стр. 231; том 5 , разделы XVI- XXI , группы 85-97, повлиявшие на существо вынесенного таможней решения, судом первой инстанции оценка не дана; спорный товар должен классифицироваться в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России "Моторные транспортные средства для перевозки грузов";
- вывод суда о подтверждении Обществом заявленного классификационного кода ТН ВЭД России копией сертификата соответствия N POCC GB. МШ 06.В00075, в котором указан код ТН ВЭД - 8430 50 000 0 не соответствует ст.40 ТК РФ, так согласно положениям Федерального Закона от 27.12.2002г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификат соответствия не включает в себя обязательные сведения о коде товара по ТН ВЭД России; классификация товаров, то есть определение их классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, осуществляется в соответствии со ст. 40 ТК РФ при декларировании товаров; Таможенный Кодекс РФ говорит только о двух субъектах , осуществляющих классификацию товаров по ТН ВЭД - декларант (его представитель) при декларировании товаров и таможенные орган в ходе таможенного контроля при установлении нарушений правил классификации декларантом, никакие иные государственные органы в силу своей компетенции не выносят решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД, имеющих юридического значение и обязательный характер.
Представители таможенного органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивали на ее удовлетворении.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу (поступил в суд 19.06.2009г.) и его представитель в судебном заседании возражали против доводов Кемеровской таможни, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, указав, что в ГТД N 106008040/211207/П003119, присвоенный товару код ТН ВЭД 8430500001 соответствует продекларированному товару, а именно в соответствии с ТН ВЭД группа 8430 " самоходные машины" охватывает не только неподвижно закрепленные или стационарные машины, также и передвижные (мобильные) машины , самоходные или несамоходные; согласно структуры ТН ВЭД в группу 87 относятся средства наземного транспорта , кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и оборудование; самоходные вагоны 10SC32-48С являются оборудованием, специально разработанными и созданными для работы в шахтах (подземных условиях) , опасных по газу (метану), следовательно, не могут относиться к наземным видам транспорта; вагоны самоходные Shuttle car (10SC32) не является транспортным средством , данное оборудование является горно-шахтным оборудованием , в связи с чем правомерно классифицирован в товарной позиции 8430 ТН ВЭД.
Третье лицо - ЗАО "Ростэк-Кемерово" надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило; представило отзыв (поступил 18.06.2009г.), полагает, что решение Кемеровской таможни о квалификации товара необоснованно; самоходный вагон , задекларированный Обществом является частью технологического комплекса и выполняет функцию передвижного конвейера, поддерживая процесс перемещения отбитой проходческим комбайном горной массы по конвейеру; согласно пояснений к товарной позиции 8340 она охватывает самоходные колесные машину , у которых несущие шасси и рабочая машина специально предназначены друг для друга и образуют единый механический агрегат; в этом случае машины не просто смонтированы на железнодорожном подвижном составе или на автомобильном шасси, как машины, относящиеся к товарным группам 86,87 , а конструктивно полностью объединены с ходовой частью , которая не может быть использована для других целей, учитывая технологические и конструктивные особенности самоходного вагона Shuttle 10SC32 , содержание и описание свойств товаров товарной позиции 8430 позволяет однозначно отнести к субпозиции 8430 50 000 - машины и механизмы самоходные прочие: 8430 50 000 1 специально разработанные для подземных работ.
В соответствии с ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ судом рассмотрено дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей явившихся сторон, считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 марта 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с контрактом от 08.02.2007г. N Rasp 09/2007, заключенным между компанией Джой Майнинг Машинери Лимитед, г.Вустер Англия (продавец) и ОАО "Распадская" (г. Междуреченск, покупатель), Общество приобрело технологическое оборудование, перечисленное в приложении 1.
Согласно п. 1.3 Приложения 1 к контракту в числе оборудования указан "Самоходный вагон, модель Jоу 10SC32-36VG-4, 1140в, 50гц. Исполнение стандарт EN для применения в подземных газовых шахтах".
21.12.2007г. таможенным брокером ЗАО "Ростэк-Кемерово" от имени заявителя на Междуреченский таможенный пост Кемеровской таможни по ГТД N 10608000/211207/П003119 представлен товар N 1 "самоходный вагон, специально разработанный для подземных работ в шахтах, предназначенный для перемещения горной массы от проходческого комбайна до места разгрузки, мод. Jоу 10SC32-36VG-4, сер N SC1154. В графе 33 ГТД , данный товар классифицирован в товарной позиции 8430 50 000 1 ТН ВЭД.
Решением Кемеровской таможни от 02.12.2008г. N 10608000/28-21/69 о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД присвоен код 8704 90 000 0.
На основании решения от 02.12.2008 выставлено требование об уплате таможенных платежей N 25 от 05.12.2008г.
Полагая, что принятое Таможней решение о классификации товара не соответствует ст.ст. 45, 46 Таможенного Кодекса РФ, ОАО "Распадская" обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Признавая недействительным решение Кемеровской таможни от 02.12.2008г. суд первой инстанции исходил из отсутствия у таможни оснований для отнесения спорной машины к товарной позиции 8704, поскольку самоходный вагон не предназначен для выезда на дороги общего пользования, соответственно не является транспортным средством, специально сконструированным для передвижения по дорогам с целью перевозки грузов.
В соответствии со ст. 40 ТК РФ, товары при их декларировании таможенными органами подлежат классификации, то есть в отношении декларируемых товаров определяется классификационный код по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решение таможенных органов о классификации товаров являются обязательными.
Однако, обязательность таких решение, не исключает право заинтересованных лиц на судебную проверку обоснованности решений и действий по принятию таких решений по праву и их соответствию фактическим обстоятельствам дела применительно к статьям 4, 29, 198 АПК РФ.
Пунктами 3, 7 Инструкции о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД России и контроль за правильностью определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, утвержденной Приказом ГТК РФ от 29.09.2004г. N 85, установлено, что определение классификационного кода товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с ТН ВЭД России, классификация товаров - отнесение товаров в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД России к конкретным товарным позициям, субпозициям и подсубпозициям, указанным в ТН ВЭД России и соответствующим им цифровым кодам.
Классификация товаров по ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам и группам.
Для юридических целей при классификации, прежде всего значимы наименования субпозиций и примечания, имеющие отношение к субпозициям. Сравнимыми являются субпозиции на одном уровне (правила 1 и 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно подпункта "а" пункта 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее Правила) в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с более общим описанием.
В соответствии с пояснениями ТН ВЭД России в товарную позицию 8430 включаются машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай, снегоочистители плужные и роторные; в субпозицию 8430 50 000 включаются машины и механизмы самоходные, в субпозицию 8430 50 000 1 - специально разработанные для подземных работ.
Согласно примечанию 1 к разделу ХVI ТН ВЭД РФ (содержит товарную позицию 8430 ТН ВЭД) в данный раздел не включаются изделия раздела ХVII (содержит товарную позицию 8704 ТН ВЭД).
В товарной позиции 8704 ТН ВЭД классифицируются "Моторные транспортные средства для перевозки грузов: - автомобили-самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья", исходя из которой Кемеровская таможня полагает, что в товарную позицию группы 87 ТН ВЭД включаются именно транспортные средства, сконструированные для перевозки грузов в условиях бездорожья и как следствие не предназначенные для выезда на дороги общего пользования.
Исследовав представленные в материалы дела:
- письмо "Joy Mining Machinery Ltd" от 14.11.2008г. N 324 , которым сообщается, что самоходная вагонетка модели 10SC32 представляет собой машину больших размеров для перевозки максимально полезной нагрузки на больших скоростях в сложных условиях подземных выработок. Вагон разработан для подземных работ и предназначен для перемещения отбитой горной массы от проходческого комбайна до места разгрузки. Погрузка, выгрузка и равномерное распределение отбитой горной массы обеспечивается скребковым конвейером 910 мм., который является составной частью самоходного вагона. Самоходный вагон модель Joy 10SC32-36VG-4 приводится в движение электродвигателями напряжением 1140 Вольт. Вагон постоянно соединен с электрическим трансформатором при помощи кабеля. Максимальная длина кабеля может составлять до 250 м. При перемещении вагона кабель наматывается/разматывается на кабельный барабан, установленный на вагоне;
- руководством по эксплуатации, разработанным для самоходной вагонетки Joy 10SC32-36VG-4, SASC 1154, самоходная вагонетка модели 10SC32 представляет собой машину больших размеров для перевозки максимально полезной нагрузки на больших скоростях в сложных условиях подземных выработок; на вагонетке установлены 4 колеса, рулевая система с гидроусилением;
- письмо компании "Joy Mining Machinery Ltd" от 10.12.2007, самоходный вагон модель Joy 10SC32-36VG-4 специально разработан для подземных работ и предназначен для перемещения отбитой горной массы от проходческого комбайна до места разгрузки. Погрузка, выгрузка и равномерное распределение отбитой горной массы обеспечивается скребковым конвейером 910 мм, который является составной частью самоходного вагона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что самоходная машина является горношахтным оборудованием, специально разработанным для подземных работ, основным предназначением которого является перемещение горной массы в условиях подземных разработок.
Доводы Таможни о несоответствии выводов суда первой инстанции в указанной части положениям Таможенного тарифа, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006г. N 718 "О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности", отклоняются за необоснованностью, доказательств того, что самоходный вагон относится к моторным транспортным средствам для перевозки грузов в составе автомобиля - самосвала (товарная субпозиция 8704 10, где и классифицировала спорный товар Кемеровская Таможня), а равно отнесения предназначения товара в соответствии с его техническими характеристиками к работе в условиях бездорожья и отнесения к таким условиям - подземных разработок, в материалы дела не представлено; основания для квалификации самоходного вагона, специально разработанного для подземных работ и предназначенного для перемещения отбойной горной массы от проходческого комбайна до места разгрузки к моторным транспортным средствам для перевозки груза в связи с тем, что данный товар имеет электродвигатель (то есть мотор), приводящий в движение колеса, без дачи оценки содержанию и описанию свойств товара (самоходного вагона), а также невозможность классификации товара по коду ТН ВЭД 8430 50 000 1 , таможней не обоснованны.
Таким образом, исходя из функционального назначения , характеристики и описания товара- перемещение горной массы в условиях подземных разработок, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, о правомерности указания Обществом при декларировании код товара ТН ВЭД 8430, товарной субпозиции 8430 50 000 1.
Ссылка Таможни на сведения, содержащиеся в Пояснениях к товарным позициям 8430; 8740 (соответствующих разделов), повлиявшие на существо вынесенного решения, отклоняются, в соответствии с письмом Федеральной Таможенной службы от 15.04.2008г. N 01-11/14800 "О пояснениях к ТН ВЭД России" , разъяснено, что пояснения к ТН ВЭД России - один из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности; при применении ТН ВЭД России приоритет имеют Основные правила интерпретации, примечания к разделам, группам и субпозициям, дополнительные примечания, дополнительные примечания Российской Федерации и тексты товарных позиций ТН ВЭД России.
Не усматривается судом апелляционной инстанции и противоречий в выводах суда в части приоритетной классификации самоходного вагона товарной позиции 8430 ТН ВЭД перед товарной позицией 8704 ТН ВЭД, поскольку данный вагон не является транспортным средством; предъявленный к таможенному оформлению Обществом товар отнесен по товарной позиции 8430 ТН ВЭД как самоходная машина, а не транспортное средство по классификации, предлагаемой таможенным органом.
Одной из форм таможенного контроля является проверка документов и сведений, которая осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной, в том числе и из других источников (ст. 366, п. 2 ст. 367 ТК РФ).
Согласно сертификата соответствия N POCC GB.МШ06.В00075 код ТН ВЭД России 8430 50 000 0 (л.д.72 т. 3).
При принятии решения о квалификации кода товара в иной товарной позиции, Кемеровская таможней не сопоставлена информация, содержащаяся в сертификате на предъявленный к таможенному оформлению товар, совпадающий с техническими характеристика и описанием оборудования компанией - производителем, а равно не мотивирована невозможность определения декларантом кода товара по ТН ВЭД на основании документов, сертифицирующих товар и содержащих его техническую характеристику.
Ссылка апеллянта на те обстоятельства, что субъектами, осуществляющими классификацию товара в рамках Таможенного Кодекса РФ могут выступать только декларант (его представитель) и таможенные органы в ходе таможенного контроля; не исключает возможности декларанта при определении классификации кода товара по ТН ВЭД пользоваться информацией, содержащейся в документах, определяющих технические характеристики, имеющих квалификационное значение для отнесения товара (оборудования) к той или иной товарной позиции; а проведенная органом сертификации идентификация по "Общероссийскому классификатору продукции" (ОКП 005) не противоречит идентификации данного оборудования (вагоны самоходные) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности РФ.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию. При этом описательный процесс всегда связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В целом доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выводов суда, по которым он отклонил аналогичные доводы, приведенные Кемеровской таможней в обоснование своих возражений, оснований для которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд не усматривает нарушений применения норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые могли бы служить основанием к его отмене и удовлетворению апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 23 марта 2009 года по делу N А27-1801/2009-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кемеровской Таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1801/2009-5
Истец: ОАО "Распадская"
Ответчик: Кемеровская таможня
Третье лицо: ЗАО "РОСТЭК-Кемерово"
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2010 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3838/09