Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2010 г. N 09АП-30712/2010
г. Москва |
Дело N А40-176347/09-32-1286 |
24 декабря 2010 г. |
N 09АП-30712/2010-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2010 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Банина И.Н.,
Судей: Семикиной О.Н., Юрковой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Грибановой М.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца -
открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 13.10.2010г. по делу N А40-176347/09-32-1286
принятое единолично судьёй Куклиной Л.А.
по иску открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Ульяновской области в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области
с участием Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора о взыскании 35 135 270 руб. убытков
при участии представителей сторон:
от истца - Кравченко Л.А. по доверенности N 53 от 22.12.2009г.;
от 1-го ответчика - Смирнова Я.М. по доверенности N 01-06-08/215 от 15.09.2010г.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счёт казны Российской Федерации 75 977 001 руб. 11 коп. убытков, возникших в результате обеспечения в 2006, 2007 и 2008 года равной доступности услуг автобусного транспорта в городе Ульяновске и Ульяновской области для льготных категорий граждан федерального и регионального регистра.
Определением от 16.02.2010г. по ходатайству истца к участи в деле в качестве второго ответчика привлечена Ульяновская область в лице Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области.
До принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодека РФ заявил об уменьшении размера исковых требований до суммы 35 135 270 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2010г. по делу N А40-176347/09-32-1286 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец не согласился с принятым решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Истец полагает, что при вынесении оспариваемого решеия судом первой инстанции были нарушены и неправильно применены нормы материального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Министерства финансов РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменный отзыв, просил оставить решение без изменения.
Министерство промышленности и транспорта Ульяновской области и Департамент социальной защиты населения Ульяновской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения судебного заседания, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Каких-либо заявлений и ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, от Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области и Департамента социальной защиты населения Ульяновской области не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области и Департамента социальной защиты населения Ульяновской области в порядке, предусмотренном статьёй 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является коммерческим транспортным предприятием, целью и предметом деятельности которого является организация перевозки населения городским автобусным транспортом и получение прибыли.
В 2006, 2007 и 2008 годах истец оказал льготные услуги городских пассажирских перевозок на автобусах гражданам, включенным в федеральный регистр льготников, в связи с чем, понес расходы в размере заявленной суммы исковых требований, определённой расчётным методом.
Разрешая спор по существу, Арбитражный суд города Москвы пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что из материалов дела не следует, что истцу причинены заявленные в иске убытки в результате обеспечения в 2006, 2007 и 2008 годах равной доступности услуг общественного транспорта в городе Ульяновске и Ульяновской области для льготных категорий граждан федерального и регионального регистра.
Арбитражный апелляционный суд находит такой вывод суда первой инстанции законным, обоснованным и считает, что судом установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса РФ и постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" возмещение убытков транспортным организациям производится за счет бюджета публично-правового образования, чьим нормативно-правовым актом предусмотрены льготы.
До 2005 года возмещение убытков транспортным предприятиям возмещался за счет средств федерального бюджета, поскольку нормативными правовыми актами Российской Федерации было предусмотрено право льготного проезда для отдельных категорий граждан.
С 2005 года в связи с введением в действие Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22.08.2004г. N 122-ФЗ) с 01.01.2005г. был изменен механизм и порядок обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта с учетом положений статьи 72 Конституции Российской Федерации (пункт ж), статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999г. N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На федеральном уровне закреплено лишь положение о предоставлении межбюджетных трансфертов в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются в рамках бюджетного процесса, субъектами которого являются публично-правовые образования, в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
В 2006 году Порядок предоставления, расходования и учета субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827 и распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005г. N 436-р. Предоставление субвенций осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета по формуле, закрепленной в пункте 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005г. N 827.
Так, субвенции не предоставляются субъектам Российской Федерации в случае если данным субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
В 2007 и 2008 годах такой порядок был установлен Правилами предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006г. N 802.
Условием предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации является принятие субъектом Российской Федерации нормативных правовых актов, обеспечивающих доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан.
В случае если субъектом Российской Федерации не обеспечивается равная доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, данному субъекту Российской Федерации межбюджетные трансферты не предоставляются.
При этом порядок и форма обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в своем нормативно-правовом акте с учетом сложившейся ситуации в конкретном регионе и возможности заложения расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в собственный бюджет.
Указанные межбюджетные трансферты учитываются при утверждении федерального бюджета на соответствующий год.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2005г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" было предусмотрены субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации в размере 4 010 127 500 рублей.
Вышеуказанные денежные средства из федерального бюджета выделены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 03.04.2008г. N 36-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2006 год".
В соответствии с Федеральным законом от 19.12.2006г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" было предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 4 250 735 200 рублей. Указанные денежные средства перечислены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 03.12.2008г. N 228-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета на 2007 год".
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" было предусмотрено выделение межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 4 548 286 700 рублей. Указанные денежные средства перечислены в полном объеме, что подтверждается Федеральным законом от 28.12.2009г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета на 2008 год".
Таким образом, Ульяновская область с 2005 года обязана была обеспечить равную доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на территории Ульяновской области.
На территории Ульяновской области в 2006-2008 году действовали следующие нормативные правовые акты, обеспечивающие равную доступность услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан:
- постановление Правительства Ульяновской области от 14.02.2006г. N 34 "Об организации перевозок федеральных льготников на общественном транспорте в Ульяновской области в 2006 году и в I квартале 2007 года" (период действия: 01.01.2006г. - 01.04.2007г.);
- постановление Правительства Ульяновской области от 03.05.2007г. N 154 "Об организации перевозок льготных категорий граждан федерального и регионального регистров на общественном транспорте Ульяновской области" (период действия 01.04.2007г. - 05.01.2009г.).
При этом институт обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта включает в себя следующие составляющие:
- право льготного (бесплатного) проезда для отдельных категорий граждан предусматривается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
- порядок, условия и размер возмещения транспортным предприятиям расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан льготного (бесплатного) проезда определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Право на возмещение убытков у транспортных организаций возникает лишь вследствие реализации отдельными категориями граждан своего права на льготный проезд. Поэтому истец необоснованно ссылается на нормы гражданского законодательства, которое регламентирует порядок издания нормативных правовых актов гражданского характера и невозможности регулирования спорных правоотношений нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Так, в соответствии указанными нормативными правовыми актами установлен:
- статус единого месячного социального проездного билета (далее - ЕМСПБ);
- стоимость ЕМСПБ;
- порядок возмещения транспортным организациям выпадающих доходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта;
- порядок предоставления межбюджетных трансфертов, полученных Ульяновской областью из федерального бюджета.
ЕМСПБ предоставлял право отдельным категориям граждан право проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных).
Стоимость ЕМСПБ составляла 85 рублей в период с 01.01.2006г. и 170 рублей с 01.07.2007 года.
Денежные средства, вырученные от реализации ЕМСПБ, распределялись между перевозчиками отдельно по внутригородским и пригородным (внутрирайонным, внутриобластным) маршрутам.
Между транспортными предприятиями, осуществляющими деятельность на территории г. Ульяновска было заключено Соглашение о распределении денежных средства на компенсацию перевозки по единым социальным проездным билетам для федеральных льготников по г. Ульяновску от 20.03.2006 N б/н.
Так, правопредшественникам истца причиталось 10,8 % и 7,2 %, т.е. 18 %, а с 01.01.2007 в соответствии с Соглашениями об определении объема транспортной работы по перевозке льготных категорий граждан в г. Ульяновск, выполняемого перевозчиками г. Ульяновска от 01.01.2007г. N б/н, от 15.05.2007г. N б/н, от 29.06.2007г. N 259, от 11.01.2008г. N 276 - 20 %.
При этом обязанность по перечислению денежных средств от реализации ЕМСПБ на счет истца лежала на МУП "Ульяновскэлектротранс", а на истце лежала обязанность по перечислению МУП "Ульяновскэлектротранс" 6 % от суммы, причитающейся истцу за реализацию ЕМСПБ.
Помимо денежных средств от реализации ЕМСПБ перевозчики получали возмещение выпадающих доходов из бюджета на основании договоров, заключенных с уполномоченными органами власти Ульяновской области (пункт 4 Постановления N 34 и пункт 4.1. Порядка, утвержденного Постановлением N 154 - Приложение 4).
В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, а ее изменение после заключения договора допускается только в предусмотренных договором или законом случаях.
С момента заключения договора, согласно статьей 425 Гражданского кодекса РФ, условия договора становятся обязательными для сторон его заключивших. Существенным условием такого договора является цена договора.
Распределение межбюджетных трансфертов между перевозчиками осуществлялось на основании соглашения, заключенного между перевозчиками.
Министерством промышленности и транспорта Ульяновской области письмом от 17.06.2010г. N 04-06/2470 в материалы дела представлены договоры, заключенные с истцом и сведения о перечисленных денежных средствах транспортным предприятиям на территории Ульяновской области в 2006-2008 годах.
Истец не представил доказательств того, что у него возникло убытков больше, нежели это было предусмотрено в качестве перечисленных денежных средств от реализации ЕМСПБ и денежных средств из бюджета в соответствии с положениями договором и нормативных правовых актов Ульяновской области.
Между тем, предъявленные транспортным предприятием расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ являются реальным ущербом (постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009г. N 2992/09) и должны быть подтверждены документально (определение ВАС от 17.02.2010г. N 1422/10).
Расчет истца не отражает фактические затраты истца на транспортное обслуживание рассматриваемой категории граждан и не позволяет получить достоверные данные о размере образовавшихся у него убытков.
Кроме того, в соответствии со статьями 15,16 и 1069 Гражданского кодекса РФ для взыскания убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков. Отсутствие хотя бы одного из элементов правонарушения влечет невозможность удовлетворения исковых требований. Кроме наличия убытков и их размера, истец не доказал причинно-следственную связь между возникновением убытков и незаконными действиями (бездействием) Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции на основе всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимной связи и установления существенных обстоятельств настоящего дела, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовых оснований для отмены решения Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2010г. по делу N А40-36861/09-56-181.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ и относятся на истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2010г. по делу N А40-176347/09-32-1286 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Пассажирское автотранспортное предприятие N 1" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий: |
И.Н. Банин |
Судьи |
О.Н. Семикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-1255/08
Истец: Прокуратура Алтайского края в лице заместителя прокурора
Ответчик: Старченко Николай Иванович, Администрация Тальменского района Алтайского края
Иные лица: Зам.прокурора по Томской области
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3061/08