г. Томск |
Дело N 07АП- 7031/08 (А27- 7958/2008-5) |
09 декабря 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2008 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Л.А. Гойник
судей: Н.К. Калиниченко, О.Б. Нагишевой
при ведении протокола судебного заседания председательствующим,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 23 сентября 2008 года по делу N А27-7958/2008-5 (судья Т.И. Гуль)
по иску Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Кемерово
к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница", г. Осинники
о взыскании 16783 рублей 78 копеек,
установил:
Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ, Фонд социального страхования, истец) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская больница" (далее - МУЗ, лечебное учреждение, ответчик) о взыскании ущерба, причиненного в результате выплаты пособия по государственному социальному страхованию по неправильно оформленному и выданному с нарушением установленного порядка листку нетрудоспособности в размере 16783 рублей 78 копеек.
Исковые требования мотивированы статьями 15, 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Суд пришел к выводу о том, что Фонд социального страхования не доказал, что между ним и лечебным учреждением возникло обязательство из причинения вреда.
Не согласившись с решением, Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Считает, что суд не применил аналогию закона, так как законом или иными нормативными правовыми актами прямо не урегулированы отношения по возмещению излишних выплат средств обязательного медицинского страхования.
Поясняет, что вред причинен исполнительному органу Фонда социального страхования РФ, и выражается в нецелевом расходовании денежных средств бюджета Фонда по листкам нетрудоспособности, выданным ответчиком с нарушением установленного порядка.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своих представителей не направили.
Истец в телефонограмме просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителей.
Ответчик в установленном порядке отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Учитывая надлежащее извещение сторон о месте и времени судебного заседания, апелляционная инстанция в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривает апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 16 августа 2007 года Фонд социального страхования проверил МУЗ "Городская больница" по вопросам обоснованности и правильности оформления листков нетрудоспособности, выданных Мохову Василию Николаевичу за период с 25.01.2006 года по 27.04.2007 года.
В результате проверки установлено, что за период, указанный в акте проведенной проверки листки нетрудоспособности серии ВВ 1832105, ВВ 2006964, ВВ 7940095, ВВ 6513990, ВК 1925994, ВК 1939515 выданы на имя Мохова Василия Николаевича в нарушение положений "Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан", утвержденной Приказом Минздравмедпрома России и постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 года N 206/21, инструкции о порядке осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденной Приказом Минздрава РФ и Фонда социального страхования РФ от 06.11.1998 года N 291/167.
По выданным с нарушением установленного порядка листкам нетрудоспособности, страхователем за счет средств Фонда социального страхования РФ произведена выплата пособий по государственному социальному страхованию.
Сумма выплаты составила 16783 рублей 78 копеек, что подтверждается актом камеральной проверки N 9806/1 филиала N 18 ГУ - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 ноября 2007 года.
По результатам проверки истцом ответчику направлена претензия от 17.03.2008 года N 01-29/05-5007 о перечислении 16783 рублей 78 копеек в качестве возмещения причиненного вреда.
Претензия оставлена ответчиком без удовлетворения.
Неперечисление ответчиком истцу денежных средств в счет возмещения ущерба в добровольном порядке явилось основанием для обращения с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Фонд социального страхования не доказал, что между ним и лечебным учреждением возникло обязательство вследствие причинения вреда.
Не согласиться с данным выводом у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страховых рисков является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением которого определено пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем, Фонд социального страхования обязан своевременно выплатить страховое возмещение (подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона N 165-ФЗ).
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
Согласно подпунктам 1.1., 1.3. Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.10.1994 года N 206 и Постановлением Фонда социального страхования РФ от 19.10.1994 года N 21, действовавшей в спорный период, (далее - Инструкция N 206/21), право на выдачу листка нетрудоспособности имеют лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы нетрудоспособности.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2, 3 настоящей статьи).
Согласно пункту 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из указанных норм следует, что отношения по зачету сумм пособий, выплаченных за счет средств государственного социального страхования (в том числе с нарушением установленного порядка), возникают между страхователем и страховщиком.
Убытки у Фонда социального страхования могут возникнуть только в том случае, если страховой случай не наступил, а листок временной нетрудоспособности выдан, и расходы по его оплате приняты к зачету Фондом социального страхования.
В целях возложенных на него обязанностей Фонд социального страхования (страховщик) вправе проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ).
Из материалов дела видно, что наступление страховых случаев имело место, что не отрицается Фондом социального страхования, данный факт подтвержден листками нетрудоспособности.
Поэтому нарушения, которые имели место, по мнению Фонда социального страхования при выдаче больничных листков, не могут являться основанием для взыскания убытков, так как с учетом того, что факты наступления страхового случая Фондом социального страхования не оспариваются, любые нарушения при выдаче больничных листков не имеют правового значения для выплат, производимых заявителем. За нарушение порядка выдачи листков нетрудоспособности врачи государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения несут дисциплинарную или уголовную ответственность (раздел 9 Инструкции N 206/21).
Кроме того, представленная истцом в материалы дела копия извещения о регистрации в качестве страхователя Муниципального учреждения здравоохранения г. Осинники "Городская больница", правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку Мохов Василий Николаевич, которому выданы листки нетрудоспособности и выплачено пособие по временной нетрудоспособности не находится в трудовых отношениях с МУЗ "Городская больница".
В силу статьи 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.
Выводы суда первой инстанции о том, что Фонд социального страхования не доказал, что между ним и городской больницей возникло обязательство вследствие причинения вреда, а значит основания для возмещения убытков городской больницы Фонду социального страхования отсутствуют, основан на правильном применении норм права и материалах дела.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции законно и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных актов.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции оставляет решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине относятся на истца.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 сентября 2008 года по делу N А27-7958/2008-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Гойник |
Судьи |
Н.К. Калиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7958/2008-5
Истец: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонд социального страхования РФ
Ответчик: МУЗ "Городская больница" г.Осинники
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7031/08