г. Томск |
Дело N 07АП-6877/08 |
11 января 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 11 января 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей: Журавлевой В. А., Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии в заседании:
от истца: без участия (извещен)
от ответчика: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 18.09.2008 года по делу N А45-5167/2008-41/110 (судья Емельянова Г. М.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска, г. Новосибирск
к Обществу с ограниченной ответственностью "Транзит", г. Новосибирск
Поликашиной Ольге Николаевне, г. Новосибирск
третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, г. Ноовкузнецк
о признании недействительной государственной регистрации изменений, об обязании 3-его лица внести изменения в ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее по тексту - ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ООО "Транзит" (далее по тексту - Общество), содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы с государственным регистрационным номером 2074218044514 от 14.11.2007 года; об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области внести в ЕГРЮЛ запись о признании записи о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице ООО "Транзит", содержащихся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы с государственным регистрационным номером 2074218044514 от 14.11.2007 года недействительной.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как ООО "Транзит" в регистрирующий орган представлены недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, что повлекло внесение налоговым органом в ЕГРЮЛ сведений о несуществующем адресе местонахождения юридического лица. При этом, указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащего осуществлению налогового контроля.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области в отзыве на апелляционную жалобу возражала против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, так как действующее законодательство не предусматривает признание арбитражным судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах и незаконным решения о государственной регистрации изменений в учредительных документах в качестве правовых последствий представления недостоверных сведений о юридическом лице. При этом, представленные истцом доказательства в обоснование своих требований не могут свидетельствовать о факте недостоверности сведений, внесенных в учредительные документы Общества.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение регистрирующего органа не нарушает законных интересов других лиц, публичных интересов, и принято в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Письменный отзыв Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области приобщен к материалам дела.
ООО "Транзит" и Поликашина О. Н. отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Стороны, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.09.2008 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИФНС по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области принято решение N 890А от 14.11.2007 года о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Транзит" в части сведений об изменениях иных положений учредительных документов, и в части местонахождении юридического лица (форма Р13001). В результате произведенной государственной регистрации изменений, местом нахождения ООО "Транзит" определен г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 13/1.
МИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской регистрационное дело направлено в ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска.
При обследовании инспектором ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска здания, расположенного по адресу г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 13/1 установлено, что по данному адресу расположено пяти этажное административное здание, принадлежащее Львову Игорю Викторовичу и Апарцеву Герману Роленовичу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.08.2004 года и от 28.07.2004 года соответственно. Собственники здания пояснили, что ООО "Транзит" договоров аренды с ними не заключало и местонахождение общества им не известно. В ходе осмотра здания, торговых и офисных помещений Общество не обнаружено. Данные обстоятельства подтверждаются актом обследования от 04.02.2008 года, справкой ООО "Лев" от 04.02.2008 года, справкой Апарцева Г. Р. от 01.02.2008 года.
Отсутствие ООО "Транзит" по адресу места нахождения, указанному в учредительных документах, явилось основанием для признания ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска сведений, предоставленных Обществом при регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не соответствующими действительности, влекущими отмену регистрации данных изменений и обращения в Арбитражный суд Новосибирской области в силу ст. 7 Федерального закона от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах РФ", ст.ст. 5, 12 Федерального закона от 08.08.2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "Транзит" от 14.11.2007 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ответчика.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 52 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
Из п.п. "в" п. 1 ст. 5 названного Закона следует, что в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица- иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
На основании п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
При этом в заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Следовательно, является законодательно установленным требование о достоверности сведений, подлежащих отражению в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом, Федеральный Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы, документов юридического лица, однако, исходя из приведенных положений Закона N129-ФЗ, представление юридическим лицом в регистрирующий орган одновременно с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы полного пакета документов в соответствии со ст. 17 названного Закона, не означает, что документы, представляемые на государственную регистрацию, не должны отвечать требованиям законности и достоверности содержащейся в них информации.
Статья 23 названного Закона в качестве оснований для отказа в государственной регистрации предусматривает только непредставление определенных настоящим законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
В силу ст. 1 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, заявитель суду не представил.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у третьего лица отсутствовала правовые основания, установленные действующим законодательством для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Транзит".
В подтверждение отсутствия ответчика по указанному в заявлении адресу: г. Новосибирск, ул. Тайгинская, 13/1 ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска в апелляционной жалобе ссылается на акт обследования местонахождения юридического лица по адресу, указанному в учредительных документах от 04.02.2008 года.
Исходя из анализа представленных налоговым органом доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный акт не может служить безусловным доказательством того, что учредитель юридического лица на момент подачи документов на государственную регистрацию не имел намерений разместить юридическое лицо (или его управляющий орган) именно по указанному юридическому адресу, поскольку не содержит сведений о возможности заключения договора субаренды ООО "Транзит" с арендаторами, находящимися в здании.
При этом, акт обследования составлен 04.02.2008 года и не свидетельствует о том, что на момент подачи ответчиком заявления в регистрирующий орган 14.11.2007 года организация отсутствовала по указанному адресу.
Апелляционная инстанция считает, что заявителем в соответствии с требованиями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены достаточные доказательства в обоснование своих требований.
Кроме того, в момент регистрации регистрирующему органу не могло быть известно о недостоверности сведений о месте нахождения общества.
Согласно ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ следует, что удовлетворение заявленных требований возможно при наличии одновременно двух условий. Во - первых, оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту; во - вторых, оспариваемые акты, решения, действия (бездействия) должны нарушать права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на них какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, обращаясь с заявлением, ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска не доказала, какие права и законные интересы нарушены оспариваемой государственной регистрацией изменений, вносимых в сведения о юридическом лице.
Кроме того, исходя из положений Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года "О налоговых органах Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 27.07.2006 года N 137-ФЗ - в системе налоговых органов законодательно закреплен принцип строгой подчиненности и единства, при котором не допустимы между налоговыми органами споры и разрешение их в порядке арбитражного судопроизводства. Удовлетворение такого требования предполагает возвращение регистрационного дела по прежнему месту нахождения Общества и внесение в государственный реестр прежнего адреса юридического лица, заведомо не соответствующего действительности. Подобными действиями не достигается цель оперативного исправления в государственном реестре недостоверных сведений и нарушается законодательно закрепленный принцип строгой подчиненности единства налоговых органов, обусловленных общностью их задач и функций.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18 сентября 2008 года по делу N А45-5167/2008-41/110 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л.И. Жданова |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5167/2008-41/110
Истец: ИФНС России по Калининскому району г.Новосибирска
Ответчик: Поликашина Ольга Николаевна, ООО "ТРАНЗИТ"
Третье лицо: МИФНС России по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6877/08