г. Томск |
Дело N 07АП-6193/08 9А03-7229/2008-19) |
"5" ноября 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 31.10.08.
Полный текст постановления изготовлен 05.11.08
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Прозорова
судей Л.Е. Лобановой
И.Н. Мухиной
при ведении протокола судьей Прозоровым В.В.
без участия представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 08 08
по делу N А03-7229/2008-19 (судья Лобанова Т.Б.)
по иску открытого акционерного общества "Алтайэнергосбыт"
к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
о взыскании 12 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Алтайэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд алтайского края с иском (уточненным в порядке ст.49 АПК РФ) к Министерству Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю о взыскании 49 207,47 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с п.1 п.п. "б" Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05 05 92 N 431 за период с 01 01 07 по 01 04 08.
Определением от 11 07 08 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Администрация Шелаболихинского района Алтайского края, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шелаболихинского района Алтайского края, Управление по социальной защите населения по Шелаболихинскому району Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26 08 08 (резолютивная часть объявлена 19 08 08) исковые требования удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскано 40 350,13 руб. убытков. В части взыскания 8 857,34 руб. отказано в связи с необоснованностью.
Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав, что вывод суда о взыскании убытков с Российской Федерации, являющейся ненадлежащим ответчиком, неправомерен, поскольку в силу ст.4 Закона N 148-ЗС финансирование расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края.
Кроме того, апеллянт указывает, что истцом не были представлены доказательства того, что многодетные семьи не пользовались в указанный период льготами по действующему Постановлению Правительства N 761 от 14 12 05.
Истец в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, указав, что в силу 1071 ГК РФ судом первой инстанции правомерно была возложена ответственность на Российскую Федерацию.
Предоставление льгот ОАО "Алтайэнергосбыт" в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах социальной поддержке многодетных семей" подтверждено материалами дела.
Третьи лица в письменных отзывах на апелляционную жалобу просят решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В силу п.3,5 ст. 156 АПК РФ апелляционная жалобу рассмотрена без участия представителей сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 26 08 08, суд апелляционной инстанции считает решение подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражным судом первой инстанции, в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Указа Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 05 05 92 N 431 истец предоставлял льготы по оплате электроэнергии многодетным семьям Шелаболихинского района Алтайского края в размере 30% оплаты за пользование электроэнергией за период с 01 01 07г. по 01 04 08, в результате чего он понес убытки в размере 49 207,47 руб. по состоянию на 01 04 08.
В соответствии с п.1 ст.84 Бюджетного кодекса РФ, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 06 10 99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Льгота по оплате коммунальных услуг многодетным семьям предоставлена федеральным законодательством, а именно Указом Президента Российской Федерации от 05 05 92 N 431, однако источник ее компенсации не определен до настоящего времени в связи со следующими обстоятельствами.
В соответствии с пунктом 2 вышеназванного Указа на Министерство финансов Российской Федерации и Министерство социальной защиты населения Российской Федерации была возложена обязанность в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер по социальной поддержке многодетных семей.
Пунктом 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 29 06 92 N 1-2359-139 предусматривалось, что расходы, связанные с предоставлением многодетным семьям льгот по оплате коммунальных услуг, финансировались за счет средств местных бюджетов.
Законом Алтайского края от 27 12 06 N 141-ЗС "О краевом бюджете на 2007 год" не предусмотрены расходы на финансирование льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 05 05 92 N 431 "О мерах по социальной поддержки многодетных семей".
Кроме того, многодетные семьи, проживающие в Алтайском крае, пользуются мерами социальной поддержки на основании отдельных нормативных правовых актов, в частности, на основании отдельных положений закона Алтайского края от 15 10 04 N 34-ЗС "О ежемесячном пособии на ребенка" и иными законами Алтайского края.
Закон Алтайского края от 29 12 06 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае" устанавливает дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей в целях создания условий для полноценного развития, воспитания и образования детей из многодетных семей и улучшения демографической ситуации в Алтайском крае.
Согласно ст.3 данного закона, многодетным семьям предоставляются следующие меры социальной поддержки: бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; право на при обретение единого социального проездного билета для учащихся общеобразовательных учреждений; компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений; внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения; первоочередное предоставление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных учреждений.
Меры социальной поддержки многодетных семей, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств местных бюджетов дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей.
В ст.4 Закона Алтайского края от 29 12 06 N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае" определено, что финансирование расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края.
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 06 06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01 01 05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01 01 05), статьи 26.3 Федерального закона от 06 10 99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе, по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
При таких обстоятельствах, представляются несостоятельными доводы заявителя жалобы о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, поскольку они опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
Выводы суда первой инстанции о частичном удовлетворении исковых требований правомерны, поскольку в силу п.2 ст. 154 Налогового кодекса РФ сумма НДС подлежит исключению.
Довод ответчика о том, что истцом не были представлены доказательства того, что многодетные семьи не пользовались в указанный период льготами по действующему Постановлению Правительства N 761 от 14 12 05, суд апелляционной инстанции считает несостоятельными.
В результате анализа материалов дела, характера спорных правоотношений, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их основанными на тщательном исследовании представленных сторонами доказательствах, правильном применении норм права.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда Алтайского края от 26 08 08 по делу N А03-7229/2008 не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 269, ст.ст.271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Алтайского края от 26 08 08 по делу N А03-7229/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.В. Прозоров |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7229/2008
Истец: ОАО "Алтайэнергосбыт"
Ответчик: Министерство Финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
Третье лицо: Управление по социальной защите населения по Шелаболихинскому району, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шелаболихинского района, Администрация Шелаболихинского района
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6193/08