г. Томск |
Дело N 07АП- 3744/09 |
08 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 05 июня 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2009 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Журавлевой В.А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от ответчиков: без участия (извещены)
от третьего лица: без участия (извещен)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 03 апреля 2009 года по делу N А27-1137/2009-2 (судья Петракова С. Е.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области, г. Кемерово
к Обществу ограниченной ответственности "ИнтерПроф", г. Кемерово
Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, г. Екатеринбург
третье лицо: Учредитель Общества ограниченной ответственностью "ИнтерПроф" Лукьянов Михаил Александрович, г. Екатеринбург;
о признании недействительной государственной регистрации ООО "ИнтерПроф" от 07.11.2007 года N 8279,
УСТАНОВИЛ
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к ООО "ИнтерПроф" (далее по тексту - Общество) и к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее по тексту - регистрационный орган) о признании недействительной государственной регистрации Общества при создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния от 07.11.2007 года N 8279.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен учредитель Общества Лукьянов Михаил Александрович.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.04.2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.04.2009 года отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как государственная регистрация ООО "ИнтерПроф" является незаконной, поскольку заявление и учредительные документы, представленные обществом для государственной регистрации содержат недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица. При этом, в рассматриваемом случае невозможно провести процедуру ликвидации, так как Общество по указанному в учредительных документах адресу не находится, отсутствует уполномоченный орган по осуществлению ликвидации Общества.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
ООО "ИнтерПроф", ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга, Лукьянов М. А. отзыв в порядке ст. 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.04.2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решениями N 2 от 08.06.2007 года единственного участника ООО "Антей", единственного участника ООО "Атланта", единственного участника ООО "Аэртон", единственного участника ООО "Заря", единственного участника ООО "Интеко", единственного участника ООО "Сатурн-Проф" приняты решения о слиянии указанных организаций в ООО "ИнтерПроф".
Протоколом N 1 от 08.06.2007 года общего собрания участников ООО "Антей", ООО "Атланта", ООО "Аэртон", ООО "Заря", ООО "Интеко", ООО "Сатурн-Проф" принято решение об утверждении Устава ООО "ИнтерПроф".
Согласно Устава адрес местонахождения созданного путем реорганизации Общества, указан: г. Кемерово, пр. Ленина, 137. Единственным участником и единоличным исполнительным органом - директором Общества является Лукьянов Михаил Александрович.
Регистрационный орган 07.11.2007 года на основании заявления Общества и представленных в полном объеме документов для государственной регистрации, принято решение N 8279 о государственной регистрации юридического лица - ООО "ИнтерПроф" при создании путем реорганизации в форме слияния.
На основании данного решения регистрационным органом внесены соответствующие записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрационное дело Общества передано в ИФНС России по г. Кемерово.
В ходе проведения контрольных мероприятий должностными лицами заявителя установлено, что Общество по адресу, указанному в учредительных документах не находиться и никогда не находилось. Указанные обстоятельства, по мнению ИФНС России по г. Кемерово, подтверждаются находящимися в материалах дела доказательствами, согласно которому следует, что по пр. Ленина, 137 в г. Кемерово Общество не находится.
Посчитав государственную регистрацию Общества осуществленной на основании документов, содержащих недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, Инспекция ФНС России по г. Кемерово Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных налоговым органом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у регистрирующего органа правовых оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица; не доказанности заявителем отсутствия Общества на момент государственной регистрации по указанному в учредительных документах адресу.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с п.п. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
При этом согласно п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, установленных данным Законом.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22-1 настоящего Федерального закона. Указанный перечень является исчерпывающим.
Как установлено материалами дела и не оспаривается сторонами, документы, представленные Обществом на регистрацию реорганизованного юридического лица, соответствовали всем требованиям, содержащимся в положениях Закона N 129-ФЗ, в связи с чем, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Таким образом, оспариваемое решение ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 07.11.2007 года N 8279 о государственной регистрации Общества при создании путем реорганизации в форме слияния соответствует положениям Федерального закона N 129-ФЗ.
При этом, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона о регистрации, не предполагает обязанности налогового органа произвести соответствующие действия по регистрации в случае установления им (налоговым органом) недостоверности изложенных в представленных документах сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, по следующим обстоятельствам.
Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 8 Закона N 129-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.
Подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения об адресе (местонахождении) организации и по этому адресу (местонахождению) осуществляется связь с юридическим лицом. Пунктом 4 этой же статьи установлено, что записи вносятся в реестр на основании документов, представленных заявителями при государственной регистрации. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с п. 3 ст. 84 Налогового кодекса РФ изменения в сведениях об организациях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
Федеральный информационный ресурс представляет из себя информацию, содержащуюся в федеральной информационной системе (статьи 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является принцип достоверности информации (статья 3 Федерального Закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Статьей 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено привлечение к установленной законодательством Российской Федерации ответственности заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, за представление недостоверных сведений.
Следовательно, необходимым условием проведения регистрации в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является не только представление заявителем полного перечня документов, предусмотренного соответствующей главой названного Закона, но и достоверность заявленной информации, в том числе, подлежащей внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, что подтверждается положениями ст. 4, 17, 25 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ст. 3, 13, 14 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 года "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Из материалов дела следует, что согласно заявлению о государственной регистрации юридического лица, местом нахождения Общества определено: г. Кемерово, пр. Ленина, 137.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о не представлении налоговым органом достаточных доказательств, свидетельствующих об отсутствии Общества по указанному адресу на момент регистрации юридического лица, то есть 07.11.2007 года.
Так, в качестве доказательств отсутствия по указанному выше адресу Общества, налоговым органом представлены, в том числе протоколы осмотра помещений, расположенных в здании по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 137 от 25.11.2008 года, от 27.11.2008 года, от 28.03.2009 года, копия Технического паспорта здания по адресу г. Кемерово, по пр. Ленина, 137, из которого следует, что число этажей в здании - три, Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 04.12.2008 года N 01/111/2008-048, из которого следует, что Государственному предприятию Кемеровский полиграфический комбинат на праве хозяйственного ведения принадлежит незавершенный строительством объект, расположенный по адресу г. Кемерово, пр. Ленина, 137, площадью 36,6 кв.м.
Однако протоколы осмотра (всего в материалы дела представлены 7 протоколов), технический паспорт, выписка из государственного реестра, как правомерно отмечено судом первой инстанции, содержат противоречивую, взаимоисключающую информацию, касающуюся этажности, собственников, владельцев и пользователей площадей в данном здании. При этом, указанные противоречия заявителем устранены не были.
Так, из протоколов осмотра следует, что осматриваемое здание по пр. Ленина, 137 представляет собой четырехэтажное нежилое здание, а из Технического паспорта 3 этажа.
Из протокола осмотра от 28.03.2009 года следует, что часть здания (о какой именно части идет речь из протокола не следует) принадлежит на праве собственности Архитектурно Инжиниринговой компании; Из протокола осмотра от 27.11.2008 года (т. 1 л.д. 63) следует, что часть здания (о какой именно части идет речь из протокола не следует) принадлежит на праве собственности КУМИ г. Кемерово и на праве оперативного управления - МОУ ДОД "Детская художественная школа N 43"; Из протокола осмотра от 27.11.2008 года (т. 1 л.д. 69) следует, что часть здания (о какой именно части идет речь из протокола не следует) принадлежит на праве собственности КУМИ г. Кемерово и на праве оперативного управления - МОУ ДОД "Детская художественная школа N 19"; Из протокола осмотра от 25.11.2008 года (т. 1 л.д. 72) следует, что часть здания (о какой именно части идет речь из протокола не следует) принадлежит на праве собственности ОАО "МДМ-Банк". Из протокола осмотра от 25.11.2008 года (т. 1 л.д. 78) следует, что часть здания (о какой именно части идет речь из протокола не следует) на основании договора лизинга находится в пользовании ОАО "СМО "Сибирь", лизингодателем по данному договору является ООО "Альянс Регион Лизинг". Из протокола осмотра от 25.11.2008 года (т. 1 л.д. 82) следует, что одним из собственников части (какой именно - не понятно) здания является ООО ATM "Кубик АБ". Из протокола осмотра от 18.12.2008 года (т. 1 л.д. 86) следует, что одним из бывших собственников помещений площадью 36,6 кв.м. является Кемеровский полиграфический комбинат, который, якобы, в августе 2008 года передал объект собственности КУГИ Кемеровской области. Документы, подтверждающие данные обстоятельства, в материалы дела не представлены.
Кроме того, в протоколах имеются ссылка на то, что составлены они в соответствии с требованиями ст. 27.8 КоАП РФ, однако обоснованности указанной ссылки на норму права, заявителем не представлено.
При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ в протоколе осмотра обязательно должно быть указано какие именно помещения были осмотрены, вид, количество и иные идентификационные признаки данных объектов.
В нарушении указанной нормы права, в протоколах осмотра указанные выше сведения отсутствуют; протоколы содержат подробное описание фасадной части здания, но в них отсутствует описание помещений данного здания, их количества, площадей, собственников, пользователей, ссылки на документы, первоисточники. При этом, информация, на которой основываются выводы налогового органа, получена от третьих лиц (личность данных лиц не установлена) и документально не подтверждена. Документы, положенные в основу выводов в ходе осмотра, не обозревались, информация о них в протоколах не содержится.
Данные обстоятельства, свидетельствуют о том, что протоколы не соответствуют требованиям ч. 4 ст. 27.8 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области требований в связи с недоказанностью представления Обществом на государственную регистрацию юридического лица документов, содержащих недостоверные сведения.
При этом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц (статья 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции считает, что право налогового органа на предъявление иска о признании государственной регистрации недействительной по причине предоставления недостоверных сведений не зависит от права на предъявление в суд требования в порядке ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ. При этом, ни Закон N 129-ФЗ, ни Закон Российской Федерации N 943-1 от 21.02.1991 "О налоговых органах в Российской Федерации" не устанавливают очередность действий налоговых органов при установлении факта внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.
Однако данный ошибочный вывод суда первой инстанции в указанной части, не повлиял по существу на законность принято решения и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 3 апреля 2009 года по делу N А27-1137/2009-2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Л. И. Жданова |
Судьи |
В. А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1137/09-2
Истец: ИФНС России по г. Кемерово
Ответчик: ООО "ИнтерПроф"
Третье лицо: Лукьянов Михаил Александрович, ИФНС России по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3744/09