На N 2.12-17/108 от 8 февраля 2006 г.
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Проектом предлагается ввести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) новые составы правонарушений, направленные, по мнению авторов, на недопущение религиозной розни, профилактику религиозного экстремизма и противодействие другим противоправным явлениям, связанным с экстремистской деятельностью религиозных организаций и отдельных религиозных деятелей.
Кроме того, за отдельные правонарушения, такие как: вовлечение малолетних в религиозную деятельность; склонение малолетних к исповеданию либо отказу от него; вовлечение несовершеннолетнего в религиозную и иную идеологию; понуждение к определению своего отношения к религии; понуждение к религиозной деятельности (предлагаемые законопроектом новые статьи 5.26-6 - 5.26-11 КоАП), предлагается в качестве единственной санкции для граждан установить наказание в виде административного ареста.
Вместе с тем частью 1 статьи 5.26 КоАП предусмотрена ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных и иных убеждений, отказу от них, вступлению в религиозное объединение и выходу из него.
Составы ряда административных правонарушений, предлагаемых законопроектом, сформулированы декларативно и допускают широкое их толкование, что на практике может затруднить применение соответствующих норм и привести к нарушению прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Так, гарантированная статьей 28 Конституции Российской Федерации деятельность по распространению своих религиозных убеждений и действия в соответствии с ними (например, призывы к благотворительности, отрицанию насилия) могут трактоваться как "склонение к отказу от исполнения гражданских обязанностей по религиозным мотивам", "принуждение верующих к отчуждению принадлежащего им и их семьям имущества в пользу религиозных организаций", "приставание к гражданам с целью приобщения к религиозному вероучению", "пропаганда превосходства одного вероучения над другим" (предлагаемые законопроектом новые статьи 5.26-1, 5.26-3, 5.26-5, 5.26-11 КоАП).
Из содержания предлагаемой новой статьи 5.26-1 КоАП неясно, что именно понимается авторами законопроекта под "гражданскими обязанностями", поскольку законодательного закрепления этого термина не существует.
Что касается дополнения КоАП статьей 5.26-4, предусматривающей ответственность за незаконное занятие религиозной образовательной деятельностью, то ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) предусмотрена статьей 19.20 КоАП. Устанавливать ответственность за ведение незаконной образовательной деятельности отдельно для религиозных организаций не имеет смысла. Кроме того, в законодательстве, регулирующем отношения в сфере образования, отсутствует определение используемых в законопроекте понятий "религиозная педагогическая деятельность", "духовное образование".
Во избежание нарушения права граждан на свободу совести и свободу вероисповедания административная ответственность за действия, создающие угрозу общественной безопасности либо общественному порядку, пропаганду неповиновения органам государственной власти и ее представителям, пропаганду вероучения или иной идеологии, представляющей угрозу общественной безопасности, правам и законным интересам граждан (предлагаемые законопроектом новые статьи 20.22-1 - 20.22-3 КоАП), не должна устанавливаться только в связи с религиозной деятельностью.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. N 1227П-П44 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 261588-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Парламентом Кабардино-Балкарской Республики"
Текст письма официально опубликован не был