г. Томск |
N 07АП-3568/09 |
"29" мая 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 29 мая 2009 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Журавлевой В.А.
судей: Бородулиной И.И., Ждановой Л.И.
при ведении протокола судебного заседания судьей Ждановой Л.И.
при участии в заседании: Исмагиловой М.Н., доверенность от 14.01.2009 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
на решение арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2009г.
по делу N А27-1136/2009-6 (судья Семенычева Е.И.)
по заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Альметта",
инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска
о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альметта" от 23.04.2008г. N 1845 за государственным регистрационным номером 2087453043808
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к ООО "Альметта", ИФНС России по Центральному району г. Челябинска о признании недействительным решения от 23.04.2008г. N 1845 о государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альметта" за государственным регистрационным номером 2087453043808.
Решением арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2009г. в удовлетворении требований ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области по следующим основаниям.
- неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела: предварительный протокол осмотра ООО "Альметта" и письмо ОАО "Кузбассгипрошахт" от 16.05.2008 г. подтверждают отсутствие ООО "Альметта" по адресу местонахождения, являются допустимым доказательством; действительной может быть признана регистрация произведенная не только на основании полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но и проведенная на основании документов, содержащих достоверную информацию относительно регистрируемых изменений, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, в том числе, в соответствии с пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ; инспекция правомерно предъявила в арбитражный суд в соответствии с п. 11 ст. 7 Закона РФ N 943-1 от 21.03.1991г. "О налоговых органах в РФ" требование о признании недействительной государственной регистрации ООО "Альметта" как к юридическому лицу, так и к регистрирующему органу; процедуру ликвидации ООО "Альметта" провести невозможно, так как общество по указанному в учредительных документах адресу не находится, отсутствует уполномоченный орган по осуществлению ликвидации общества.
Более подробно доводы ИФНС России по г. Кемерово Кемеровской области изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель апеллянта доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного заседания.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2009г. не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" изменения, внесенные в учредительные документы общества, подлежат государственной регистрации.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных сведений, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В статье 17 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечислены документы, которые должны быть представлены в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Как правильно указал суд первой инстанции, Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрена возможность проведения проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, которые представляются для государственной регистрации.
Из содержания статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что ответственность за достоверность сведений, предоставляемых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, несет заявитель, обратившийся в регистрирующий орган.
В силу положений статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. Перечень оснований, предусмотренный статьей 23 Закона о регистрации для отказа в государственной регистрации, расширительному толкованию не подлежит.
Согласно пункту 4 статьи 9, пункта 1 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом.
Из материалов дела следует, что в налоговый орган на государственную регистрацию изменений в учредительные документы обществом представлены решение учредителя от 15.04.2008, договор купли-продажи доли в уставном капитале от 15.04.2008, изменения к уставу общества, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме Р13001 от 17.04.2008, заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы форма Р14001 от 17.04.2008, квитанция об оплате государственной пошлины.
Проанализировав указанные документы, апелляционный суд приходит к выводу, что решение о государственной регистрации Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска от 23.04.2008 N 1845 принято в соответствии с действующим законодательством.
Установленные Федеральным законом N 129-ФЗ основания для отказа в государственной регистрации изменений у Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Челябинска отсутствовали. Доказательств того, что регистрация изменений произведена с нарушением требований закона о государственной регистрации, материалы дела не содержат.
Статьей 1 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с названным Федеральным законом.
В силу пункта 1 указанной статьи решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Суд первой инстанции правильно указал в решении, что требование Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, заявленное в рамках настоящего дела, сводится к требованию о признании недействительным ненормативного правового акта - решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, которое принято другим налоговым органом.
При этом общество не осуществляет государственной регистрации и не относится к тем лицам, к которым могут быть предъявлены требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Требования о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Альметта" от 23.04.2008 N 1845, за государственным регистрационным номером 2087453043808 не может быть предъявлено к обществу.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, протокол осмотра от 08.12.2008, которым установлено, что по адресу г. Кемерово, ул. Островского, 34, общество не находится, не является безусловным доказательством, что на момент вынесения решения о регистрации были представлены недостоверные сведения о месте его нахождении. Вопрос субаренды с арендаторами ОАО "Кузбассгипрошахт" не выяснялся.
Апелляционный суд также признает правильным указание суда первой инстанции на то, что в силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также, в случае неоднократных, либо грубых нарушений законов, или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, непосредственно регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации такого юридического лица, а не с требованием о признании недействительной государственной регистрации юридического лица при его создании.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.110, ст. 156, п.1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 26.03.2009 года по делу N А27-1136/2009-6 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.А. Журавлева |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-1136/2009-6
Истец: ИФНС России по г.Кемерово
Ответчик: ООО "Альметта"
Третье лицо: Тарасова Анастасия Алексеевна
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-3568/09