г. Ессентуки
29 июня 2009 года. |
Дело N А63-22769/2008-С6-25 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23 июня 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Афанасьевой Л.В., Баканова А.П.
при ведении протокола с/з Секретарем Валиевой К.А.-А.
С участием в заседании представителей:
от заявителя:
Туршатов Д.В. - директор, Дорохов И.Ю. - представитель по доверенности (копия в деле);
от заинтересованного лица:
Савченко Д.С. - представитель по доверенности (копия в деле);
третьих лиц:
ИП Донцовой Н.П.
ООО "Юг-Тур-Транс":
ООО "Юг-сервис-транс":
Простого товарищества ООО "Автоэкспресс" и предприниматели Свиридова В.А., Чеботаев А.И., Дубатова И.В.":
Простого товарищества ООО "Юг-Тур-Транс:
Простого товарищества по обслуживанию маршрута N 3
Простого товарищества по обслуживанию маршрута N 9
Простого товарищества "Регион":
ООО "Ессентуки-Авто":
УФАС по СК:
Донцова Н.П. - предприниматель, Ласкова Я.А. - представитель по доверенности (копия в деле);
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
не явились, извещены надлежащим образом;
Домовенков Д.С. - представитель по доверенности;
не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Ессентуки Ставропольского края и индивидуального предпринимателя Донцовой Н.П.
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05 февраля 2009 года
по делу А63-22769/2008-С6-25
под председательством судьи Зорина В.А.
по заявлению: ООО "Регион ЛТД"
к администрации города Ессентуки Ставропольского края
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ИП Донцовой Н.П., ООО "Юг-Тур-Транс", ООО "Юг-сервис-транс", простого товарищества ООО "Автоэкспресс" и предприниматели Свиридова В.А., Чеботаев А.И., Дубатова И.В.", простого товарищества ООО "Юг-Тур-Транс", простого товарищества по обслуживанию маршрута N 3, простого товарищества по обслуживанию маршрута N 9, простого товарищества "Регион", ООО "Ессентуки-Авто", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
о признании незаконными действий органа местного самоуправления, связанных с внесение изменений в правовой акт, признании недействительным пункта Положения и признании незаконными действий органа местного самоуправления, связанных с допуском к участию в конкурсе отдельных претендентов
УСТАНОВИЛ:
ООО "Регион ЛТД" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации города Ессентуки (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации города Ессентуки по внесению в пункт 4 части 5 Положения "О порядке проведения конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ессентуки на городских автобусных маршрутах и заключения администрацией города Ессентуки договоров транспортного обслуживания населения города Ессентуки без вынесения постановления главы города Ессентуки и его официального опубликования" (далее - Положение о порядке проведения конкурса); о признании незаконным пункта 4 части 5 Положения о порядке проведения конкурса, а также о признании незаконными действий администрации города Ессентуки, связанных с допуском к участию в конкурсе на заключение договоров транспортного обслуживания населения претендентов, не имеющих статуса юридического лица и не имеющих на балансе транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на предмет спора привлечены: ООО "Юг-Тур-Транс", простое товарищество "ООО Автоэкспресс" и предприниматели Свиридова В.А., Чеботаев А.И., Дубатова И.В.", простое товарищество ООО "Юг-Тур-Транс", ООО "Юг-сервис-транс", индивидуальный предприниматель Донцова Н.П., простое товарищество по обслуживанию маршруту N 3, простое товарищество по обслуживанию маршруту N 9, простое товарищество "Регион", ООО "Ессентуки-Авто", Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 требования общества удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемыми действиями администрация незаконно изменила условия муниципального конкурса, в результате, к участию в нем были допущены простые товарищества, не имеющие статуса юридического лица.
Не согласившись с принятым решением, администрация и индивидуальный предприниматель Донцова Н.П. обратились в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение от 05.02.2009 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателей жалоб заявитель, в нарушение статей 65, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал, что обжалуемыми действиями и правовым актом нарушаются его права. Действия администрации являются законными и совершены в целях реализации своих полномочий.
В судебном заседании представители администрации и ИП Донцовой Н.П. поддержали апелляционные жалобы по основаниям, изложенным в них, просили решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с апелляционными жалобами не согласились, считает решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд полномочных представителей не направили. До начала судебного разбирательства от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционных жалоб в отсутствие их представителя.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания, апелляционные жалобы рассматриваются в отсутствие представителей третьих лиц в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционных жалобах, считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене, а производство по апелляционным жалобам, в части обжалования решения суда по требованию о признании недействительным пункт 4 части 5 Положения о порядке проведения конкурса и признании незаконными действий администрации по внесению изменений в пункт 4 части 5 Положения, прекращению.
Материалами дела установлено, что 16.05.2008 главой города Ессентуки издано постановление N 909 "О проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города Ессентуки на городских автобусных маршрутах". Пунктом 3 указанного постановления утверждено Положение о порядке проведения конкурса ( том 1, л.д 24).
11 сентября 2008 года в газеты "Ессентуки сегодня" за N 42 администрация опубликовала объявление о проведении конкурса по отбору хозяйствующих субъектов для заключения договоров транспортного обслуживания населения города на городских автобусных маршрутах N 2, N 3, N 6, N 7, N 9, N 11, N 12А, N 16, N 16 А, N 17, N 18, N 21 (том 1, л.д 25).
В этом же номере газеты было повторно опубликовано Положение о порядке проведения конкурса, утвержденное постановлением главы города Ессентуки N 909 от 16 мая 2008 года.
Заявитель полагая, что опубликованное в сентябре месяце Положение о порядке проведения конкурса существенно отличалось от Положения, опубликованного в мае 2008 года, обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагает, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое Положение о порядке проведения конкурса обладает всеми указанными признаками нормативного правового акта.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд также проверяет полномочия органа или лица, его принявшего, в том числе устанавливает соблюдение установленной процедуры принятия нормативного акта.
В соответствии с частью 7 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месячного срока со дня вступления его в законную силу.
Поскольку решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 в части признания недействительным пункт 4 части 5 Положения о порядке проведения конкурса, а также в части признания незаконными действий администрации, связанных с внесением изменений в пункт 4 части 5 Положения (процедура принятия нормативного акта) не подлежит обжалованию в порядке апелляционного производства, применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, производство по апелляционным жалобам в указанной части подлежат прекращению (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009).
Рассматривая апелляционные жалобы общества и ИП Донцовой Н.П. на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 в части признания незаконными действий администрации, связанных с допуском к участию в конкурсе субъектов, не имеющих статус юридического лица и не имеющих на балансе транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основаниями для принятия судом решения о признании незаконными действий органа местного самоуправления являются одновременно как несоответствие указанных действий закону или иному правовому акту, так и нарушение оспариваемыми действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов организации.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Как следует из текста заявления, допуск к участию в конкурсе лиц, не имеющих статуса юридического лица, лицензии на осуществление пассажирских перевозок и не имеющих у себя на балансе никакого автотранспорта, нарушил права ООО "Регион ЛТД" на участие в конкурсе.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Из приведенных норм права следует, что Закон предусматривает специальный способ защиты прав претендента на участие в торгах (оспаривание результатов торгов), и не предоставляет ему право оспаривать действия организатора торгов по их проведения, в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно вывод суда первой инстанции о нарушении оспариваемыми действиями прав общества является необоснованным.
Кроме того нарушения порядка проведения торгов не может являться основанием для признания торгов недействительным по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки (пункт 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
Материалами дела установлено, что заявитель не подавал заявки на участие в конкурсе по всем 12 лотам (автобусным маршрутам), выставленным на конкурс, следовательно, ООО "Регион ЛТД", по смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации не является заинтересованным лицом, которое имеет право требовать защиты своих нарушенных прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 в части признания незаконными действий администрации, связанных с допуском к участию в конкурсе субъектов, не имеющих статус юридического лица и не имеющих на балансе транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок, подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права с принятием по делу нового судебного акта об отказе ООО "Регион-ЛТД" в удовлетворении заявленных требований.
При подаче апелляционной жалобы администрация уплатила в доход федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, Донцова Н.П. - 50 рублей. Госпошлина по заявлению и апелляционным жалобам в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на общество пропорционально удовлетворенным требованиям и подлежит взысканию в пользу ИП Донцовой Н.П. в размере 25 рублей и в пользу администрации в размере 500 рублей. Поскольку администрация как орган местного самоуправления на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, излишне уплаченная государственная пошлина (в сумме 500 рублей) подлежит возврату на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 150, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
производство по апелляционным жалобам на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу N А63-22769/2008-С6-25 в части признания недействительным пункт 4 части 5 Положения о порядке проведения конкурса, а также в части признания незаконными действий администрации, связанных с внесением изменений в пункт 4 части 5 Положения, прекратить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.02.2009 по делу N А63-22769/2008-С6-25 в части признания незаконными действий администрации, связанных с допуском к участию в конкурсе субъектов, не имеющих статус юридического лица и не имеющих на балансе транспортных средств, необходимых для осуществления пассажирских перевозок, отменить. Отказать ООО "Регион-ЛТД" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать с ООО "Регион-ЛТД":
- в пользу индивидуального предпринимателя Донцовой Надежды Петровны, (ОГРНИП 304262626500128, ИНН 262601757508, паспорт 07 04 022829, зарегистрирован по адресу: г. Ессентуки, ул. Железноводская, д. 110 а.) 25 рублей расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе;
- в пользу администрации города Ессентуки 500 рублей расходов по уплате госпошлины по апелляционной жалобе;
Возвратить администрации города Ессентуки из федерального бюджета 500 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению от 13.02.2009.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-22769/2008-С6-25
Заявитель: ООО "Регион ЛТД"
Ответчик: Администрация города Ессентуки
Третье лицо: Федеральная антимонопольная служба управление по Ставропольскому краю, Простое товарищество по обслуживанию маршрута N9, Простое товарищество по обслуживанию маршрута N 3, Простое товарищество ООО "Юг-Тур-Транс" и ООО "Юг-сервис-транс", Простое товарищество ООО "Автоэкспресс" и предприниматели Свиридова, Чеботаев, Дубатова, Простое товарищество "Регион", ООО "Юг-Тур-Транс", ООО "Ессентуки-Авто", Донцова Надежда Петровна