Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по бюджету и налогам от 8 июня 2006 г.
на проект федерального закона N 294450-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменений, связанных с практикой применения налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога), внесен Правительством Российской Федерации, первое чтение
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Данным законопроектом предусматривается внесение изменений в пять глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), а именно:
главу 23 "Налог на доходы физических лиц";
главу 24 "Единый социальный налог";
главу 25 "Налог на прибыль организаций";
главу 30 "Налог на имущество организаций",
главу 31 "Земельный налог".
Предлагаемые изменения (как содержательного, так и технического характера) направлены на решение ряда вопросов, возникших в процессе практического применения положений Кодекса, и имеют своей целью совершенствование законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, устранение правовых пробелов и неопределенностей.
В отношении налога на доходы физических лиц законопроектом, в частности, предлагается:
заменить используемый в статьях 208 и 226 Кодекса термин "постоянные представительства" на термин "обособленные подразделения";
дополнить статью 210 Кодекса положением, в соответствии с которым при определении налоговой базы не учитываются средства, полученные по договорам кредита или займа, а также полученные в счет погашения заимствованных средств;
включить в налоговую базу доходы физических лиц в виде выплачиваемых им за время командировки суточных в части превышения норм, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным для целей налога на прибыль организаций;
увеличить предельные размеры социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и на лечение в медицинских учреждениях с 38 000 до 50 000 рублей, а также предусмотреть возможность учитывать при определении социального налогового вычета на лечение взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физических лиц;
включить в перечень объектов недвижимости, при строительстве или приобретении которых налогоплательщикам предоставляется имущественный налоговый вычет, такой объект как "комнаты" (в настоящее время указанный налоговый вычет может предоставляться только в отношении жилых домов, квартир или долей в них).
Изменения главы 24 "Единый социальный налог" предусматривают:
исключение из объекта налогообложения у налогоплательщиков - работодателей выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением деятельности за пределами Российской Федерации;
включение в суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН, компенсаций издержек физического лица в связи с выполнением работ (оказанием услуг) по гражданско-правовым договорам;
распространение действия налоговой льготы, применяемой в настоящее время работодателями - организациями в части неначисления налога на выплаты работникам - инвалидам, также и на работодателей - индивидуальных предпринимателей;
введение обязательного порядка исчисления ежемесячных авансовых платежей налогоплательщиками в течение всего налогового периода (календарного года), а не только в течение отчетных периодов;
уточнение других норм главы.
В отношении налога на прибыль организаций основные изменения предусматривают:
исключение из налоговой базы сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате пеней и штрафов, которые списываются с налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед бюджетом (причем действие данной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года);
создание более благоприятного режима для налогоплательщиков, осуществляющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Предлагается с 1 января 2007 года расходы на НИОКР (как с положительным, так и с отрицательным результатом) включать в состав прочих расходов равномерно в течение одного года.
В части изменений главы 30 "Налог на имущество организаций" законопроектом предусматривается:
уточнение порядка определения среднегодовой стоимости имущества (предлагается включать в расчет данные не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом, т.е. на 31 декабря);
возложение обязанности по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда на управляющую компанию.
Изменения, касающиеся земельного налога, направлены на:
установление порядка определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;
уточнение порядка применения повышающих коэффициентов в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для жилищного строительства (применение данных коэффициентов предлагается начинать с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки);
унификацию порядка доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земли (полномочия по определению такого порядка предлагается предоставить не органам местного самоуправления, а Правительству Российской Федерации).
Учитывая, что основная часть предлагаемых изменений носит технический характер и направлена на совершенствование норм части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе устранение существующих неточностей и пробелов законодательства о налогах и сборах, Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить ряд содержательных изменений, которые требуют всестороннего дополнительного обсуждения при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет не считает, что изменения, касающиеся налогообложения физических лиц при выплате им суточных, носят уточняющий характер, как это указывается в пояснительной записке к законопроекту. Данные изменения могут существенно ухудшить положение налогоплательщиков в случае, если размеры выплачиваемых им суточных будут превышать установленные Правительством Российской Федерации нормы. В настоящее время Правительством РФ норма суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации определена в размере 100 рублей, что во многих случаях не отражает реальных затрат работников, связанных с проживанием вне места постоянного жительства и выполнением служебных обязанностей во время командировки. По мнению Комитета, для принятия окончательного решения по данному вопросу Правительство РФ должно представить дополнительные обоснования предлагаемых изменений, а также расчеты ожидаемых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации в случае реализации данного предложения.
Комитет поддерживает предложение Правительства РФ об индексации размеров социальных налоговых вычетов, а также о расширении видов расходов граждан, позволяющих им уменьшать налоговую базу по НДФЛ в рамках социального налогового вычета на лечение. Однако, по мнению Комитета, ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о возможности учета гражданами при определении социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц также взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (страхования), что будет являться для граждан стимулом формировать на добровольных принципах дополнительные пенсии.
Кроме того, при доработке законопроекта ко второму чтению также необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности закрепления в тексте главы 23 Кодекса механизма ежегодной индексации размеров налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в зависимости от инфляции за предыдущий год (по аналогии с механизмами, которые уже закреплены в главах 26.2 и 26.3 Кодекса).
Комитет считает необходимым при доработке законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос об освобождении от налогообложения доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиками целевыми займами (кредитами), полученными от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованными ими на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, на основании документов, подтверждающих целевое использование таких средств. В настоящее время такие доходы граждан подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, принятие предлагаемых изменений приведет к сокращению поступлений сумм налогов в доходы бюджетной системы Российской Федерации, особенно в бюджеты субъектов Российской Федерации. Поэтому ко второму чтению необходимо предусмотреть меры, направленные на компенсацию региональным бюджетам выпадающих доходов. В качестве одного из вариантов такой компенсации может служить увеличение размера региональной ставки налога на прибыль организаций за счет соответствующего сокращения размера федеральной ставки этого налога. Данный вопрос необходимо обсудить в процессе доработки законопроекта, учитывая также и другие изменения законодательства о налогах и сборах, которые должны будут вступить в силу с 1 января 2007 года.
Вызывает серьезные замечания предложение Правительства РФ, касающееся возложения обязанности по уплате налога на имущество организаций в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, на управляющую компанию, которая не является собственником данного имущества. Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, причем раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выдел из него доли в натуре не допускаются. Таким образом, представляется неправомерным предлагаемый законопроектом механизм налогообложения такого имущества, учитывая, что учредителем доверительного управления (владельцем инвестиционного пая) может быть как юридическое, так и физическое лицо, которое не является налогоплательщиком по данному налогу.
Комитет также отмечает, что текст законопроекта нуждается в серьезной юридико-технической и лингвостилистической доработке.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 294450-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и доработать его ко второму чтению с учетом замечаний, содержащихся в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.