г. Ессентуки |
Дело N А20-2110/2008 |
17 ноября 2008 г. |
Апелляционное производство |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Луговой Ю.Б., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Джеттеевой Мадины Камаловны г. Нальчик
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2008
по делу N А20-2110/2008
по заявлению Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики о привлечении индивидуального предпринимателя Джеттеевой М.К. к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без участия представителей сторон.
УСТАНОВИЛ
Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республики (далее - МВД по КБР, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Джеттеевой Мадины Камаловны г. Нальчик (далее - предприниматель) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2008 по делу N А20-2110/2008 заявление удовлетворено, предприниматель Джеттеева М.К. привлечена к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, предприниматель обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 02.10.2008 по делу N А20-2110/2008. Жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции нарушил нормы процессуального и материального права и не выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебное заседание предприниматель Джеттеевой М.К., ее представитель, представитель МВД по Кабардино-Балкарской Республики не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. От представителя административного органа поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
На основании п. 2 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2008 по делу N А20-2110/2008 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Джеттеева М.К. зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304072116100037, осуществляет фармацевтическую деятельность в аптечном пункте на основании лицензии N 99-02-011004 от 20.07.2006 серии ФС-2 0000085, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (л.д. 14-20).
09.09.2008 в соответствии с планом мероприятий и постановлению от 09.09.2008 N 233 о проведении проверки эффективности, безопасности, оборота лекарственных средств работниками отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР проведена плановая проверка аптечного пункта, принадлежащего предпринимателю Джеттеевой М.К., расположенного по адресу: г. Нальчик, ул. Канукоева, 2.
В ходе проведения проверки 09.09.2008 в 13 часов 30 минут в помещении аптечного пункта предпринимателя было установлено следующее: реализация населению лекарственных средств - мази "Тетрациклин", "Ацикловер", "Гэвкмен" без обеспечения температурного режима хранения лекарственных средств не более + 15 градусов, храняться при температуре + 23, о чем в присутствии предпринимателя составлен протокол N 163095 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, копия которого вручена предпринимателю (л.д.10-11).
10 сентября 2008 года отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье 14.1 Кодекса указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06 N 416.
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003 N 80 утвержден и введен в действие Отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", которым предусмотрено, что аптечная организация (в том числе аптечный пункт, аптечный киоск) должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации.
Пунктом 5.4 Отраслевого стандарта предусмотрено, что лекарственные препараты (лекарственные средства ) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 2.4, 4.5 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.11.1996 N 377, в помещениях хранения лекарственных средств должна поддерживаться определенная температура и влажность воздуха, а в каждом отделе должна быть заведена карта учета этих параметров, лекарственные препараты следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Следовательно, лицензиат обязан обеспечивать соблюдение условий, указанных в лицензии и выполнять установленные требования в сфере обращения предназначенных для медицинского применения лекарственных средств, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и их изготовление. Соблюдать правила хранения лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями и соблюдением температурного режима хранения, вести учет показателей воздуха.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из протокола об административном правонарушении N 163095 от 09.09.08 предпринимателем при осуществлении фармацевтической деятельности не обеспечен температурный режим хранения лекарственных средств при температуре воздуха в пункте + 23 градусов, в связи с чем без хранения в холодильнике находятся лекарственные препараты -мази "Тетрациклин", "Ацикловер", "Гэвкмен" с температурным режимом не более + 15 градусов, отсутствует гигрометр, чем нарушен п. 5.4 Отраслевого стандарта.
Тем самым отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР пришел к выводу, что предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования при осуществлении фармацевтической деятельности.
Протокол подписан предпринимателем Джеттеевой М.К., которая согласилась с выявленными нарушениями (л.д. 10).
Таким образом, судом первой инстанции установлено невыполнение предпринимателем, предусмотренных подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, что является грубым нарушением лицензионных требований.
При установленных обстоятельствах в действиях предпринимателя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом предусмотрена административная ответственность.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, оценил представленные доказательства, на основании которых законно и обоснованно привлек предпринимателя Джеттееву М.К. к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначил наказание в пределах санкции в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодекса, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с требованиями ст. 28.1 Кодекса основанием к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Следовательно, административное производство в отношении предпринимателя было возбуждено 09.09.2008, протокол был подписан предпринимателем без возражений, копия протокола, в котором разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса, вручена предпринимателю, после чего административный орган направил материалы проверки и протокол в Арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к ответственности.
Тем самым процедура составления протокола об административном правонарушении и привлечения предпринимателя к административной ответственности не нарушалась.
При установленных обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты и подлежат отклонению на основании вышеуказанного.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2008 по делу N А20-2110/2008 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.10.2008 по делу N А20-2110/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2110/2008
Истец: Министерство Внутренних Дел по Кабардино-Балкарской Республике
Ответчик: Джетеева Мадина Камаловна
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2208/08