Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы ФС РФ от 14 апреля 2006 г. N вн2.2-/1/1188
по проекту федерального закона N 282588-4 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Резником, Ю.Н. Волковым, В.А. Пехтиным, В.В. Волковым и другими"
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно предложенной законопроектом редакции пункта 3 статьи 346.43 применение системы налогообложения для организаций области информационных технологий предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций и ряд других налогов единым налогом для организаций области информационных технологий.
Система налогообложения для организаций области информационных технологий в соответствии со статьей 1 законопроекта будет относиться к специальным налоговым режимам, перечисленным в пункте 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), применение которых предусматривает освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, а не замену уплаты ряда налогов единым налогом.
Таким образом, в пункте 3 статьи 346.43 слова "предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога" требуется заменить на слова "предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога".
С учетом изложенного замечания, в абзаце втором пункта 3 статьи 346.43 также требуется заменить слова "Организации, перешедшие на уплату единого налога для организаций области информационных технологий" на слова "Организации, применяющие систему налогообложения для организаций области информационных технологий".
Применение предлагаемой законопроектом системы налогообложения предусматривает замену уплаты только налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога и не предусматривает замену по уплате организациями других налогов, перечисленных в статьях 13 - 15 Налогового кодекса.
В этой связи, положение абзаца третьего пункта 3 статьи 346.43, согласно которому налогоплательщики перешедшие на уплату единого налога для организаций области информационных технологий уплачивают иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения, является излишним.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" программа для ЭВМ и программа для базы данных - это два самостоятельных объекта правовой охраны. Таким образом, исходя из предложенной законопроектом редакции пункта 2 статьи 346.44 организации, осуществляющие деятельность только по разработке программ для ЭВМ или только деятельность по разработке баз данных, будут лишены права перейти на специальный налоговый режим для организаций области информационных технологий.
С учетом изложенного, полагаем возможным в рассматриваемом пункте слова "для ЭВМ и баз данных" заменить словами "для ЭВМ и (или) баз данных".
Кроме того, в пункте 2 статьи 346.44 полагаем возможным дополнить словами "имущественные права", которые являются объектом реализации наряду с материальными носителями программ ЭВМ и баз данных.
Абзацем вторым пункта 3 статьи 346.44 предусматривается, что организации вправе перейти на уплату единого налога для организаций области информационных технологий при условии государственной аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из общего смысла и целей аккредитации, предусмотренной действующими законами, например, Законом Российской Федерации "Об образовании" (статьи 12, 17, 33), аккредитация проводится для подтверждения категории учреждения, уровня реализуемых программ обучения, соответствия качества подготовки специалистов государственным стандартам и т.п. Из рассматриваемого законопроекта цель такой аккредитации не ясна.
Программы для ЭВМ и базы данных не являются какими-то типовыми разработками, на которые распространяются те или иные государственные стандарты, а представляют собой результаты творческой деятельности, которым по сути своей свойственна определенная новизна и уникальность, и исключительные права на которые охраняются в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 44), Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 128, 138), Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах", Законом Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Кроме того, если под аккредитацией имеется ввиду исключительно подтверждение сведений, приведенных в абзацах третьем и четвертом пункта 2 статьи 346.44 для упрощенного налогообложения (о доле дохода и количестве работников), то для подтверждения перед налоговыми органами этих данных вряд ли нужна аккредитация.
И с этой точки зрения предлагаемая аккредитация организаций, осуществляющих указанные разработки, как некая дополнительная административная процедура, предполагающая определенные типовые подходы к оценке их деятельности на ведомственном уровне, требует, по нашему мнению, дополнительного обсуждения.
В статье 346.45 предлагаем установить, что формы заявлений о переходе организаций на уплату единого налога для организаций области информационных технологий, а также порядок их заполнения утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Ссылка в абзаце втором пункта 3 статьи 346.45 на пункт 2 статьи 246.44 является ошибочной. Исходя из содержания предлагаемой законопроектом главы Налогового кодекса, возможно имеется в виду пункт 3 статьи 346.44, согласно которому организации, изъявившие желание перейти на уплату единого налога для организаций области информационных технологий, также должны отвечать требованию по доле доходов от реализации экземпляров для ЭВМ и баз данных, а также средне списочной численности работников.
Используемое в абзаце третьем пункта 4 статьи 346.45 наименование органа, уполномоченного вести государственный реестр аккредитованных организаций, требуется согласовать с первым абзацем пункта 2 вводимой статьи 346.45 Налогового кодекса
Кроме того, положения данного абзаца, связанные с установлением для органа, уполномоченного вести государственный реестр аккредитованных организаций, обязанности сообщать в налоговый орган сведения о лишении организаций аккредитации, относятся к предмету регулирования статьи 85 Налогового кодекса, определяющей обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков.
Также считаем возможным рассмотреть вопрос о возложении на указанный орган исполнительной власти обязанности по сообщению в налоговый орган сведений об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.
Положение пункта 6 статьи 346.45, согласно которому организации изъявившие желание перейти на общий режим налогообложения обязаны уведомлять орган, уполномоченный вести государственные реестр аккредитованных организаций, является излишним, поскольку полномочиями по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов наделены налоговые органы в соответствии со статьей 30 Налогового кодекса.
Редакция пункта 6 статьи 346.53, согласно которому налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения, распределяют суммы налога и авансовых платежей по налогу по обособленным подразделениям в порядке статьи 288 Налогового кодекса, требует уточнения, поскольку положениями данной статьи Налогового кодекса также предусматривается порядок исчисления и уплаты сумм налога и авансовых платежей без распределения их по обособленным подразделениям.
По статье 4 законопроекта отмечаем, что пункт 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации уже содержит подпункт 25. В этой связи, указанный пункт Таможенного кодекса Российской Федерации следует дополнить подпунктом 26.
Статью 6 законопроекта, согласно которой федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года, требуется привести в соответствие с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса, согласно которой федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
В соответствии с Методическими рекомендациями по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованными Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законодательной деятельности (выписка из протокола N 187 заседания Совета Государственной Думы от 20 ноября 2003 года) законопроект нуждается в следующей юридико-технической доработке.
1. Наименование законопроекта необходимо оформить следующим образом:
О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации
2. Статью 1 законопроекта необходимо оформить следующим образом:
Статья 1
Пункт 2 статьи 18 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2004, N 31, ст. 3231) дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) система .............................................. технологий.".
3. В связи с тем, что статьи 2 и 3 законопроекта вносят изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, их необходимо объединить в одну статью.
Абзац первый и пункт Необходимо оформить следующим образом:
Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 33, ст. 3413; N 53, ст. 5023; 2002, N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021; 2003, N 1, ст. 5, 6, 8; N 23, ст. 2174; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; 2004, N 15, ст. 1342; N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3083, 3084; N 31, ст. 3231; 2005, N 1, ст. 9, 34; N 23, ст. 2201; N 25, ст. 2428, 2429; N 27, ст. 2707; N 30, ст. 3112, 3129, 3130; 2006, N 1, ст. 16; N 10, ст. 1065; N 12, ст. 1233) следующие изменения:
1) в абзаце пятом подпункта 2 пункта 3 статьи 170 слова "с главами 26.2 и 26.3" заменить словами "с главами 26.2, 26.3 и 26.5";
абзацы первый и второй пункта 2 необходимо оформить следующим образом:
2) раздел VIII.1 дополнить главой 26.5 следующего содержания:
"Глава 26.5. Система налогообложения для организаций области информационных технологий
обозначение и наименование статьи 346.43 необходимо оформить следующим образом:
Статья 346.43. Общие условия применения системы налогообложения для организаций области информационных технологий
аналогичным образом необходимо оформить обозначения и наименования всех дополняемых главой 26.5 статей;
в дополняемой статье 346.45:
в абзаце втором пункта 1 просим уточнить ссылку на статью 246.44, так как в части второй Налогового кодекса Российской Федерации статья с таким номером отсутствует;
в пункте 4 цифры "346.44" заменить цифрами "346.44";
дополняемые статьи 346.47 и 346.48 необходимо оформить следующим образом:
Статья 346.47. Порядок определения доходов
1. Налогоплательщики при .......... доходы:
доходы .......... Кодекса;
внереализационные .......... Кодекса.
2. При определении .......... Кодекса.
Статья 346.48. Порядок определения расходов
1. Налогоплательщики .......... Кодекса.
2. Расходы .......... Кодекса.
3. При определении .......... Кодекса.
4. Налогоплательщики производства.
в дополняемой статье 346.53:
пункты 5 и 6 считать соответственно пунктами 4 и 5;
пункт 7 считать пунктом 6 и в нем цифры "346.51" заменить цифрами "346.51;
в дополняемой статье 346.55 цифры "321 - 324.1 "заменить цифрами "321 - 324.1".
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5. Статью 4 считать статей 3. В связи с тем, что пункт 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации уже был дополнен Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ подпунктом 25, предлагаем статью 3 оформить следующим образом:
Статья 3
Пункт 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066; 2004, N 46, ст. 4494; 2006, N 3, ст. 280) дополнить подпунктом 26 следующего содержания:
"26) программ для ЭВМ ................................. Федерации.".
5. Статью 5 считать статьей 4 и в ней:
абзац первый необходимо оформить следующим образом:
Статья 4
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2004, N 34, ст. 3535; 2005, N 27, ст. 2717; N 52, ст. 5572) следующие изменения:
в абзаце втором пункта 1 перед закрывающими кавычками необходимо поставить закрывающую круглую скобку и точку;
при необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац. В связи с этим пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо изложить в новой редакции, оформив пункт 2 статьи 4 данного законопроекта следующим образом:
2) пункт 2 статьи 56 изложить в следующей редакции:
"2 .............................................................. ";
в пункте 3:
в абзаце первом слова "пункт 1.1" заменить словами "пункт 1'"; в конце абзаца пятого перед закрывающими кавычками необходимо поставить точку.
6. Статью 6 считать статьей 5, оформив ее следующим образом:
Статья 5
Настоящий ........................................... опубликования.
Заместитель |
М.Н. Ласточкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.