г. Ессентуки |
Дело N А20-2285/08 |
24 декабря 2008 года |
Регистрационный номер 16АП-2454/08(1) |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 декабря 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жукова Е.В.(докладчик)
судей: Баканова А.П., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу N б/н ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" МЗ КБР
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики
по делу N А20-2285/08 от 28.10.08 г. (судья Бейтуганов З.А.)
по заявлению Отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР, г.Нальчик о привлечении государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, г.Нальчик к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" МЗ КБР: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от Отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении государственного учреждения здравоохранения "Противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда от 28.10.08 заявление Отдела удовлетворено -ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в сумме 42 000 (сорок две тысячи) рублей.
Не согласившись с принятым решением ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования оставить без удовлетворения, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в результате неполного и не всестороннего изучения дела вынесено незаконное решение.
Представитель апеллянта в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Представитель Отдела в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2285/08 от 28.10.08 г. проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела во исполнение плана совместных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного оборота на потребительском рынке фальсифицированных лекарственных средств на 2007-2008 годы и на основании постановления Начальника ОМБППРИАЗ МВД по КБР от 02.10.2008. N 239 инспектором Отдела Нагаевым А.Н. 03.10.2008. проведена проверка (осмотр) производственных, складских помещений ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер", расположенного по адресу: г.Нальчик, Дубки, Больничный городок.
В ходе указанной проверки, проведенной с участием заведующей аптекой ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" Мисировой Ж.Д. и понятых выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, а именно: в помещении по хранению и отпуску лекарственных средств аптеки ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" не соблюдается температурный режим - лекарственные препараты не защищены от воздействия повышенной температуры воздуха.
Установлено, что в данном помещении отсутствуют приборы для измерения параметров воздуха (температуры, относительной влажности) - термометры, гигрометры, не ведутся карты учета относительной влажности и температуры воздуха.
Проверкой установлено, что лекарственные препараты и лекарственные формы хранились с нарушением температурного режима, тогда как в соответствии требованиями "Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996. N 377, при хранении указанных лекарственных препаратов требуется защита от воздействия повышенной температуры, в помещениях хранения должны поддерживаться определенная температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых должна осуществляться не реже одного раза в сутки.
По результатам проведенной проверки 06.10.2008 старшим инспектором Отдела составлен протокол ЮЛ N 011 об административном правонарушении.
Данный протокол и материалы проверки переданы Отделом в суд для решения вопроса о привлечении ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06. N 416 (в редакции от 07.04.2008.).
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а " - "д" пункта 4 настоящего Положения.
Согласно подпункту "в " пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.98. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (в редакции от 18.12.2006.) правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003. N 80 (с изменениями от 18.04.2007) утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.050007-2003, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).
Согласно пункту 5.4 Отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями (в данном случае в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996. N 377).
В силу п. 5.4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 377, лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Пункт 4.5.2 указанной Инструкции предусматривает, что лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град. C) прохладной (или холодной) (12 - 15 град. C) температуре.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 указанной статьи).
В материалах дела имеются протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений от 03.10.2008. и протокол об административном правонарушении ЮЛ N 011 от 06.10.2008., в которых отражено несоблюдение температурного режима при хранении и отпуске лекарственных препаратов.
При этом, протокол об административном правонарушении ЮЛ N 011 от 06.10.2008 составлен в присутствии законного представителя ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" - главного врача Кибишева В.М., который отказался от дачи объяснений и подписи в данном протоколе. При этом, из представленных в материалы дела объяснений заведующей аптекой и понятых следует наличие в действиях ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" состава вменяемого административного правонарушения.
При этом, как указано в пункте 3.19 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава Российской Федерации N 80 от 04.03.2003. (в редакции от 18.04.2007.), помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.
Вместе с тем, как следует из протокола ЮЛ N 011 от 06.10.2008. об административном правонарушении, карта ежедневного учета температуры и относительной влажности воздуха в проверяемом помещении не ведется.
Наряду с этим, довод ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" о том, что приборы для измерения параметров воздуха (термометры, гигрометры) не должны находиться в материальной комнате для хранения готовых лекарственных форм, поскольку данное помещение не является аптекой, правильно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от N 377 13.11.1996. утверждена Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее - Инструкция), в соответствии с которой в помещениях хранения (в данном случае материальная комната для хранения лекарственных форм) должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, периодичность проверки которых должна осуществляться не реже 1 раза в сутки. Для наблюдения за этими параметрами складские помещения необходимо обеспечить термометрами и гигрометрами, которые закрепляются на внутренних стенах хранилища вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5 - 1,7 м от пола и на расстоянии не менее 3 м от дверей. В каждом отделе должна быть заведена карта учета температуры и относительной влажности (пункт 2.4); лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18-20 0C), прохладной (или холодной) - (12-15 0C) температуре, в некоторых случаях требуется более низкая температура хранения, что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата (пункт 4.5.2 Инструкции).
Довод ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" о том, что Учреждение не может выступать субъектом правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку является некоммерческой организацией, не имеющей своей целью осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли, судом первой инстанции обоснованно отклонен ввиду следующих обстоятельств.
Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг населению Кабардино-Балкарской Республики. Кроме того, в соответствии с Уставом ответчик вправе заниматься иными видами деятельности, приносящими доходы, оказывать платные услуги (пункты 2.3, 3.6 Устава).
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Закон не устанавливает, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только коммерческие организации.
Более того, привлечение к административной ответственности за хранение и отпуск лекарственных средств в медицинских учреждениях с нарушением лицензионных требований и условий не ставится законодательством Российской Федерации в зависимость от того, занимается ли лицо предпринимательской деятельностью и получает ли от этого прибыль, либо использует лекарственные препараты в целях осуществления своей деятельности по оздоровлению граждан.
Учитывая, что административное правонарушение, совершенное ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" содержит опасную угрозу для жизни и здоровья граждан и общества, поскольку связано с изготовлением, хранением, отпуском и применением лекарственных препаратов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и требования Управления обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, согласно пункту 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции от 26.07.2007.), при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств.
В пункте 2 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.
При этом, как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 16 Постановления от 24.03.2005. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
В силу статьи 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.
Таким образом, повторным признается имеющее единый родовой объект посягательства административное правонарушение, совершенное одним и тем же лицом в течение года после окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за первое по времени совершения правонарушение.
В материалы дела представлено решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2007. по делу N А20-3637/2007, которым ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учреждения взыскано 40 000 рублей штрафа.
Оценив представленные в дело доказательства и учитывая пояснения сторон, суд первой инстанции правильно признал отягчающим вину обстоятельством привлечение ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" к административной ответственности по данной норме повторно и с учетом положения статьи 4.2 Кодекса применяет к нему административное наказание в виде наложения 42 000 рублей штрафа.
Доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции отклоняет за необоснованностью, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Они же были проверены судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.269-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-2285/08 от 28.10.08 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" МЗ КБР без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-2285/2008
Истец: отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства МВД по КБР
Ответчик: ГУЗ "Противотуберкулезный диспансер" МЗ КБР