г. Ессентуки |
Дело N А61-125/08-14 |
25 апреля 2008 г. |
Регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2008 г.,
полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Винокуровой Н.В., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чернышовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2008 года по делу N А61-125/08-14 по заявлению открытого акционерного общества "Севкавказэнерго" к Управлению федеральной антимонопольной службы по Республики Северная Осетия-Алания о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания N10 от 10.01.2008 г. о привлечении к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ (судья Бекоева С.Х.),
при участии в судебном заседании:
от истца: ОАО "Севкавказэнерго" - Гиголаев С.Ю. по доверенности от 01.04.2008 г. N 105
от ответчика: УФАС по Республике Северная Осетия-Алания - Келехзаева А.Ш. по доверенности от 10.09.2007 г. N 7, Дзеранов Ш.Г. по доверенности от 03.08.2007 г. N 5
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Севкавказэнерго" (далее - Общество) обратилась с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - Управление, УФАС по РСО-Алания) N 10 от 10.01.2008 г. о привлечении заявителя к административной ответственности по пункту 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2008 года по делу N А61-125/08-14 признано незаконным постановление УФАС по РСО-Алания от 10.01.2008г о привлечении ОАО "Севкавказэнерго" к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб. и отменено полностью. Судебный акт мотивирован несоблюдение антимонопольным органом требований по надлежащему уведомлению лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и нарушением прав этого лица, в связи с неуведолением единоличного исполнительного органа ОАО "Севкавказэнерго" - генерального директора ОАО "Севкавказэнерго" - ОАО "Южная сетевая компания" в лице генерального директора ОАО "Южная сетевая компания" Каитова М.К. по юридическому адресу управляющей организации: 357506, Ставропольский край, г.Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18 о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с принятым решением, заявитель - УФАС по Республике Северная Осетия-Алания обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 18.02.2008 г. отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что суд нарушил нормы материального права ввиду неправильного истолкования Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель считает, что суд первой инстанции необоснованно применил к отношениям антимонопольного органа и общества, возникшим при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, нормы Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, поскольку данные правоотношения урегулированы Федеральным законом от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Заявитель считает, что правомерно уведомлял юридическое лицо ОАО "Севкавказэнерго" по его юридическому адресу, поскольку Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не содержит императивного указания о способе и порядке запроса информации, и не обязывает антимонопольный орган запрашивать необходимую для рассмотрения дела информацию, лично у исполнительного органа юридического лица, в связи с чем, права общества при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены.
Заявитель полагает, что направление заявителю определения о назначении дела N 04-01/47-11-07 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, по адресу указанному в учредительных документах общества на имя управляющего директора, не может являться основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Представители УФАС по Республике Северная Осетия-Алания - Келехзаева А.Ш. и Дзеранов Ш.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали.
ОАО "Севкавказэнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 18.02.2008 г. о признании незаконным постановления УФАС по РСО-Алания от 10.01.2008г о привлечении ОАО "Севкавказэнерго" к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции.
Представитель ОАО "Севкавказэнерго" - Гиголаев С.Ю. доводы отзыва поддержал.
Правильность решения суда от 18.02.2008 года проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2008 года по делу N А61-125/08-14 подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что в связи с обращением ООО "Гранит-Аско" о рассмотрении законности действий Общества по отказу в снабжении электроэнергией базы ООО "Гранит-АсКо" Управлением вынесено решение от 26.10.2007 г., которым Общество признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном отключении ООО "Гранит-АсКо", а также пункт 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в создании ООО "Гранит-АсКо" дискриминационных условий.
15.11.2007г. УФАС по РСО - Алания направило Обществу определение о назначении дела N 04-01/47-11-07 от 14.11.2007 г. о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению по месту нахождения Общества, указанному в учредительных документах, а именно: г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19. В соответствии с указанным определение Обществу необходимо было в срок до 30.11.2007 г. представить информацию, а именно письменные объяснения опломбирования РУ-6 кВ ОАО "Севосгеологоразведка" пломбами ОАО "Севкавказэнерго" со ссылкой на нормативные акты. Определение получено обществом по указанному адресу 20.11.2007г., о чем свидетельствует оттиск штампа общества о получении, а также почтовое уведомление о вручении от 20.11.2007г (л.д. 39, 42).
10.12.2007 г. УФАС по РСО - Алания направило Обществу уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по адресу: г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19, которое получено Обществом 14.12.2007 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.43).
17.12.2007 г. составлен протокол об административном правонарушении N 21-13/К-07 в отсутствии законного представителя Общества. Протокол об административном правонарушении, в котором указано о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.01.2008 г. в 11 час. 00 мин. направлен Обществу по адресу: г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19 и получен им 28.12.2007 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.45).
10.01.2008 г. УФАС по РСО - Алания в отсутствие законного представителя Общества вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации в виде штрафа в размере 400 000 рублей.
Вывод суда первой инстанции о соблюдении Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности, выразившемся в составлении протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, является правомерным.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 28.2 Кодекса о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе, в частности, отражается объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола указанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем в протоколе делается соответствующая запись (часть 3); ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и он вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4); протокол подписывается физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5); физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (часть 6).
В пункте 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 25.1 Кодекса предусмотрено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.4 Кодекса дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в редакции от 26.07.2007) отмечено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса.
Пунктом 1.5. Устава Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго", утвержденного решением годового общего собрания акционеров ОАО "Севкавказэнерго" (приложение N 1 к протоколу годового общего собрания акционеров ОАО "Севкавказэнерго" от 14.05.2007г. N 21) определено, что местом нахождения Общества является РСО - Алания, г.Владикавказ, ул.Тамаева, дом 19.
Согласно Выписке из ЕГРЮЛ от 23.10.2007 г. сведений о юридическом лице Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Севкавказэнерго" адресом (местом нахождения) юридического лица является РСО - Алания, г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19.
Из материалов дела видно, что Управление направило Обществу 10.12.2007 г. уведомление о составлении протокола об административном правонарушении по его юридическому адресу: г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19, которое получено им 14.12.2007 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении (л.д.43).
Таким образом, извещение общества, привлекаемого к административной ответственности, о времени и дате составления протокола путем направления ему уведомления о составлении протокола об административном правонарушении по его юридическому адресу: г.Владикавказ, ул.Тамаева, 19 соответствует требованиям закона.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает вручение извещения лично законному представителю юридического лица, поэтому у Управления отсутствовала обязанность направлять указанное уведомление в адрес единоличного исполнительного органа Общества - генерального директора ОАО "Севкавказэнерго", которым является ОАО "Южная сетевая компания".
В связи с изложенным, суд правомерно отклонил довод Общества о составлении протокола об административном правонарушении в отсутствие сведений о его надлежащем уведомлении.
Между тем, арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда о нарушении Управлением порядка привлечения Общества к административной ответственности, в связи с неизвещением единоличного исполнительного органа ОАО "Севкавказэнерго" - генерального директора ОАО "Севкавказэнерго" - ОАО "Южная сетевая компания" в лице генерального директора ОАО "Южная сетевая компания" Каитова М.К. по юридическому адресу управляющей организации: 357506, Ставропольский край, г.Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и нарушением прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Как видно из материалов дела, Управление направило 15.11.2007г. заявителю определение о назначении дела N 04-01 /47-11 -07 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, по адресу указанному в учредительных документах общества. Определение получено обществом 20.11.2007г., о чем свидетельствует оттиск штампа общества о получении, а также почтовое уведомление о вручении от 20.11.2007г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Статьей 25 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что коммерческие организации обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или в устной форме, информацию, необходимые антимонопольного органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в ходе рассмотрения заявления или материалов антимонопольный орган вправе запрашивать у физических или юридических лиц, государственных органов, органов местного самоуправления с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне, банковской тайне, коммерческой тайне или об иной охраняемой законом тайне документы, сведения, пояснения в письменной или устной форме, связанные с обстоятельствами, изложенными в заявлении или материалах. При этом следует учесть, что Федеральный закон от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не содержит императивного указания о способе и порядке запроса информации, и не обязывает антимонопольный орган запрашивать необходимую для рассмотрения дела информацию, лично у исполнительного органа юридического лица.
Согласно пункту 20.1 Устава ОАО "Севкавказэнерго" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом -генеральным директором. Пунктом 20.12 предусмотрено, что полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору управляющей организации или управляющему. Договором N 106-09/06 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО "Севкавказэнерго", общество передало полномочия исполнительного органа общества (генеральный директор) управляющей организации - открытому акционерному обществу "Южная сетевая компания" (переименовано в "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа"). Пунктом 4 договора N 106-09/06 предусмотрено, что руководству текущей деятельностью общества через свой единоличный исполнительный орган (генерального директора) и/или иное надлежащим образом уполномоченное им лицо. Иным надлежащим образом, уполномоченным лицом согласно доверенности N 286 от 02.10.2007г. является управляющий директор ОАО "Севкавказэнерго".
Доверенностью N 286 от 02.10.2007г. ОАО "Севкавказэнерго" (общество) в лице генерального директора ОАО "МРСК Северного Кавказа" Каитова М.К. и договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общество от 29.06.2006г. N 106-09/06 уполномочивает управляющего директора общества Габисова К.Э. совершать следующие действия: представлять интересы общества во всех организациях, органах (в том числе судебных и правоохранительных) и учреждениях РФ; обеспечивать административно-хозяйственную деятельность общества на основе полномочий определяемых настоящей доверенностью; осуществлять текущее руководство; организовывать обеспечение делопроизводства и подписывать письма от имени общества.
Определение о назначении дела N 04-01/47-11-07 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению поступило в адрес юридического лица, обязанность по информированию управляющей компании относится к сфере внутреннего документооборота ОАО "Севкавказэнерго".
У Общества имелась возможность своевременно представить запрашиваемую информацию по мотивированному требования Управления.
Направление Обществу определения о назначении дела N 04-01/47-11-07 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, по адресу указанному в учредительных документах общества на имя управляющего директора, не может являться основанием для отмены постановления о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, Управлением приняты необходимые и достаточные меры для уведомления Общества с целью получения необходимой для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, информации.
Оснований для отмены постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания N 10 от 10.01.2008 г. о привлечении Общества к административной ответственности по пункту 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2008 года по делу N А61-125/08-14.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.02.2008 года по делу N А61-125/08-14 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-125/08-14
Истец: ОАО электроэнергетики и электрофикации "Севкавказэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы РФ по Республике Северная Осетия-Алания
Хронология рассмотрения дела:
25.04.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-627/08