г. Ессентуки
18 мая 2009 года. |
Дело N А61-278/09 |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 мая 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А., и судей: Фриева А.Л., Сулейманова З.М.
при ведении протокола с/з
секретарем Афашоковым Д.М.
С участием в заседании представителей:
от заявителя:
Джигкаева Т.А., Тавгазова Ж.Ц. - представители по доверенности (копия в деле)
от заинтересованного лица:
Дзеранов Ш.Г., Келехсаева А.Ш. - представители по доверенности (копия в деле)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания
на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.2009 по делу N А61-278/2009
под председательством судьи Базиевой Н.М.
по заявлению ООО "Энергос"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания
об отмене постановления о наложении штрафа за нарушение антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергос" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - УФАС, антимонопольный орган, заинтересованное лицо, апеллянт) об отмене постановления от 09.02.2009 по делу об административном правонарушении N 12-02/К-09 о назначении обществу административного наказания на основании части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.2009 по делу А61-278/2009 признано незаконным и отменено постановление УФАС от 09.02.2009 по делу об административном правонарушении N 12-02/К-09 о привлечении ООО "Энергос" к административной ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400.000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что в действиях ООО "Энергос" не усматривается противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения, предусмотренные части 5 статьи 19.8 КоАП РФ, связанные с не представлением Обществом истребованной информации.
Не согласившись с таким решением, УФАС обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.2009, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в заявленных требованиях.
Податель жалобы указывает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии вменяемого Обществу в вину административного правонарушения является необоснованным, поскольку факт непредставления документов по запросу антимонопольного органа подтвержден материалами дела.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФАС просил удовлетворить жалобу по доводам, изложенным в жалобе. Представитель общества озвучил позицию, изложенную в отзыве на жалобу.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, считает, что апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению решение суда первой инстанции отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что 02.02.2009 Управление в адрес Общества направило требование N 118 о предоставлении всех договоров поставки нефтепродуктов, а также договоров на хранение нефтепродуктов, заключенных с хозяйствующими субъектам. Срок исполнения требования был определен до 04.02.2009.
Уведомлением N 137 от 05.02.2009 Управление предложило Обществу явиться в 9 час. 00 мин. 06.02.2009 для составления протокола об административном правонарушении в связи с нарушением статьи 25 ФЗ "О защите конкуренции".
06.02.2009 в отношении ООО "Энергос" составлен протокол N 12-02/К-09 об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела N 12-02/К-09 об административном правонарушении 09.02.2009 антимонопольным органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, ООО "Энергос" обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является непредставление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации) либо представление заведомо недостоверных сведений.
В силу пунктов 1, 11 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Согласно части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации (их должностные лица) обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.
Исходя из смысла указанных статей, надлежащая реализация антимонопольным органом своих полномочий предполагает четкое и однозначное формулирование искомых сведений (информации), истребование которых связано не только с нормативно закрепленным перечнем властных полномочий, но и с необходимостью получения соответствующих сведений (информации) в силу определенных фактических обстоятельств (планируемых либо проводимых проверочных мероприятий, имеющих законные цели).
Требование антимонопольного органа N 118 от 02.02.2009 не соответствует требованиям закона, поскольку в нем не указан период, за который истребованы договоры; отсутствуют данные о том, какие договоры поставки нефтепродуктов истребованы - по которым Общество является поставщиком или по которым оно является покупателем, или и те, и другие.
Указанные данные невозможно установить ни из удостоверения на право проведения проверки, ни из письма о проведении проверки, ни из акта обнаружения, истребования и приобщения к материалам контрольного мероприятия документов, иных вещественных носителей информации и предметов от 28.01.2009.
Кроме того, антимонопольный орган предоставил заявителю неразумный срок для представления документов в 2 дня (со 02.02.2009 по 04.02.2009). Управление не обосновало необходимости срочного представления документов. При этом предоставил срок, без учета времени необходимого для подготовки документов для представления (снятие копий, оформление исходящей документации по делопроизводству), без учета срока пробега почты. Законодательством не предусмотрена обязанность хозяйствующего субъекта представлять документы нарочно.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые акты УФАС не соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем признал требование, постановление УФАС незаконными.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, характеризуется намеренными непредставлением, искажением либо недостоверностью предоставляемой информации.
Материалы дела не содержат доказательств уклонения обществом от представления информации. Управлением не представлено доказательств недостоверности предоставляемой информации.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом не собрано и не представлено доказательств намеренного противоправного характера действий Общества.
Довод антимонопольного органа о нарушении обществом взятого на себя обязательства отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в действиях общества не усматривается противоправного посягательства на охраняемые законом общественные отношения. Управлением не доказан состав вмененного заявителю правонарушения (части 1 и 2 статьи 2.1 КоАП РФ, часть 4 статьи 210 АПК РФ).
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку повторяют позицию антимонопольного органа в суде первой инстанции изложенной в отзыве, являлись предметом рассмотрения суда и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (ст. 270 АПК РФ) не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 23.03.2009 по делу А61-278/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Председательствующий: |
Белов Д.А. |
Судьи |
Фриев А.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-278/09
Заявитель: ООО "Энергос"
Ответчик: УФАС по РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-926/09