г. Ессентуки
25 мая 2009 года. |
Дело N А18-757/07 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Мельникова И.М., Казаковой Г.В.
при ведении протокола
секретарем Афашоковым Д.М.
С участием в заседании представителей:
от ООО "ИнгСтройПром"
не явились, извещены
от администрации:
от УФК по РИ
Султугов А.А. - представитель по доверенности (копия в деле)
не явились, извещены
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ИнгСтройПром"
на определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24 февраля 2009 года
по делу N А18-757/07
под председательством судьи Тутаева Х.А.
по заявлению администрации Альтиевского округа г. Назрань
об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 по делу А18-757/07
по иску ООО "ИнгСтройПром"
к администрации Альтиевского округа г. Назрань
о взыскании задолженности
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИнгСтройПром" (далее - апеллянт, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к администрации Альтиевского округа г. Назрань (далее - администрация) о взыскании неустойки и долга.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 иск удовлетворен. С администрации Альтиевского округа г. Назрань в пользу ООО "ИнгСтройПром" взыскано 3.555.190 руб. основного и штрафа. Этим же решением суд распределил судебные расходы, взыскав с администрации Альтиевского округа г. Назрань в доход федерального бюджета госпошлину в размере 29.275,95 руб.
11 февраля 2009 года администрации Альтиевского округа г. Назрань обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 по делу А18-757/07.
Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.02.2009 заявление администрации Альтиевского округа г. Назрань удовлетворено. Суд отсрочил исполнение решения от 06.12.2007 на 6 месяцев до 24 августа 2009 года. Судебный акт мотивирован затруднительностью исполнения судебного акта до 24.08.2009 в связи с отсутствием денежных средств в бюджете района. Суд также учел частичное погашение администрацией задолженности.
Не согласившись с таким определением, ООО "ИнгСтройПром" направило в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд жалобу, в которой просит определение Арбитражного суда Республики Ингушетия отменить и принять новый судебный акт об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения.
В обоснование жалобы апеллянт указывает, что отсутствовали основания для предоставления администрации отсрочки исполнения решения, поскольку администрация не представила доказательства о необходимости применения отсрочки исполнения решения и возможности погашения задолженности в течение 6 месяцев.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель администрации возражал об удовлетворении жалобы, просил оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения.
ООО "ИнгСтройПром", Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия, будучи надлежащим образом, извещенными о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд полномочных представителей не направили. На основании п. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в соответствии с требованиями ст. ст. 266-268, 271-272 Арбитражного процессуального кодекса РФ, заслушав пояснения представителя администрации, проверив законность вынесенного определения и правильность применения норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, считает, что апелляционная жалоба ООО "ИнгСтройПром" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 6 декабря 2007 года арбитражным судом Республики Ингушетия было вынесено решение в рамках дела N А18-757/07, по иску Общества с ограниченной ответственностью "ИнгСтройПром" (далее - Общество) к Администрации Альтиевского округа г. Назрань, которым с Администрации Альтиевского округа г. Назрань взыскана сумма в размере 3 555 190 (три миллиона пятьсот пятьдесят пять тысяч сто девяносто) рублей в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ИнгСтройПром".
На основании этого был выдан исполнительный лист N 0894 от 14 января 2008 года.
Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о рассрочке исполнения судебного акта, ссылаясь на то, что ассигнования на 2009 г. для оплаты вышеуказанной задолженности не предусмотрены.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регламентировано главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Наличие указанной главы не лишает должника права на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного акта в порядке статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Данная норма предусматривает, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Таким образом, в каждом случае при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения.
Администрация в обоснование затруднительности исполнения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 указала на отсутствие денежных средств в бюджете города. В бюджете на 2009 год денежные средства на погашение задолженности перед обществом не предусмотрены. Необходимые средства на погашение задолженности Республики перед обществом будут включены в бюджет 2009 года по итогам его исполнения за второе полугодие 2009 года.
Суд первой инстанции пришел к выводу о затруднительности исполнения судебного акта и возможности предоставления отсрочки до 24.08.2009. Суд посчитал этот срок достаточным для урегулирования бюджета в части выделения ассигнований на исполнение обязательств перед взыскателем.
Однако данный вывод суда не соответствует нормам материального права.
При рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд обязан учитывать интересы как должника, так и взыскателя (п. 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В силу требований ст.65 АПК РФ должник должен доказать обоснованность своих требований об отсрочке исполнения, а также и то, что отсрочка исполнения судебного акта позволит после окончания ее срока исполнить судебный акт.
Из материалов дела установлено, что должник, являясь органом местного самоуправления, имеет задолженность. Отсутствие денежных средств и материальное положение администрации не могут являться объективным обстоятельством для отсрочки исполнения судебного акта.
Ответчиком не представлено ни одно доказательство в обоснование своего заявления. Кроме того, средства на исполнение решения суда по смете доходов и расходов на 2009 год ответчик не имеет.
Законодатель не ставит исполнение исполнительного документа в зависимость от наличия в бюджете соответствующего года необходимых для этого средств. Администрация, указав на невозможность исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007, не привела конкретных данных, подтверждающих, что им в полной мере приняты все меры для исполнения судебного акта.
Исследовав и оценив представленные Администрацией документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель не представил доказательств, бесспорно указывающих на наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Кодекса, названной главой предусмотрен механизм, обеспечивающий возможность принятия муниципальным образованием организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур.
Однако материалы дела не содержат сведений о соблюдении администрацией указанного порядка.
С учетом изложенного, заявление администрации об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 является необоснованным и в его удовлетворении надлежит отказать.
При таких обстоятельствах определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.02.2009 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об отказе администрации в предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 по делу А18-757/07.
Согласно п.1 ст.333.21 Налогового кодекса РФ, в данном случае государственная пошлина по апелляционной жалобе не уплачивается, поэтому ее взыскание в доход федерального бюджета не производится.
Руководствуясь ст. ст. 266-268, 271-272, 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.02.2009 по делу N А18-757/07 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления администрации Альтиевского округа г. Назрань об отсрочке исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 06.12.2007 до 24.08.2009 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо- Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
И.М. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-757/07
Заявитель: Администрация Алтиевского округа г.Назрань
Ответчик: ООО "ИнгСтройПром"
Третье лицо: Управление федерального казначества по Республике Ингушетия
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-617/09