г. Ессентуки
01 июня 2009 г. |
Дело N А63-17203/08-С1-3 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.05.2009.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.06.2009
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мулалиевой Ф.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице представителя в Ставропольском крае - Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю г. Ставрополь на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3 (судья Дегтяренко И.М.) по исковому заявлению Муниципального учреждения здравоохранения Шпаковская центральная районная больница г. Михайловск к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования г. Ставрополь, Министерству финансов Российской Федерации г. Москва, третье лицо - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования г. Москва о взыскании 1 184 548 рублей 43 копеек,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Муниципального учреждения здравоохранения Шпаковской центральной районной больницы г. Михайловск - Заиченко О.Г. (доверенность от 29.09.2008 N 281 сроком действия на 1 год);
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации г. Москва - Долгов Н.В. (доверенность от 22.01.2009 сроком действия по 31.12.2009);
от ответчика - Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования г. Ставрополь - Ищенко А.П. (доверенность от 24.12.2008 N 02/6 сроком действия до 31.12.2009), Грабовский В.В. (доверенность от 21.05.2009 N 02/81 сроком действия по 31.07.2009);
от третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования г. Москва - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
Муниципальное учреждение здравоохранения Шпаковская центральная районная больница (далее - МУЗ Шпаковская ЦРБ, больница, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - краевой фонд, ответчик) о взыскании суммы задолженности в размере 1 184 548 рублей 43 копеек по выплате медицинским работникам первичного звена больницы отпускных с учетом надбавок стимулирующего характера к их заработной плате за 2006 год, в соответствии с постановлением Правительства РФ N 851 от 30.12.2005 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" (в редакции уточненных до исковых требований от 02.12.2008 (том 1, л.д. 83 -86).
Определением от 08.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по инициативе арбитражного суда привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Министерство) в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (том 1, л.д. 1-2).
В порядке ст. 49 АПК РФ истец уточнил заявленные требования и просил взыскать 1 184 548 рублей 43 копейки задолженности по выплате отпускных с учетом надбавок стимулирующего характера к заработной плате медицинским работникам первичного звена МУЗ "Шпаковская ЦРБ" за 2006 год с надлежащего ответчика.
Определением от 30.01.2009 к рассмотрению приняты уточненные исковые требования от 30.01.2009, к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Федеральный фонд обязательного медицинского страхования г. Москва (далее - федеральный фонд), (том 2, л.д. 97-99, 115-117).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3 заявленные требования удовлетворены, взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 1 184 548 рублей 43 копейки задолженности. Судебный акт мотивирован тем, что расходы истца возникли в связи с бездействием органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов истца. В связи, с чем задолженность должна возмещать Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации. В иске к Ставропольскому краевому фонду обязательного медицинского страхования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 01.04.2009, Министерство обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований к РФ в лице Министерства. Жалоба мотивированна тем, что судом неправильно применены нормы материального права, в частности применен закон не подлежащий применению. По мнению ответчика, Министерство не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в полном объеме и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители краевого фонда против доводов апелляционной жалобы возражали, поддержали отзыв на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители МУЗ Шпаковская ЦРБ против доводов апелляционной жалобы возражали, поддержали отзыв на жалобу, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Федерального фонда, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, отзыв на жалобу не предоставили.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3 в апелляционном порядке в соответствии со ст. ст. 258, 266 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 851 от 30.12.2005 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь, (а при его отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", 13.01.2006 между Ставропольским краевым фондом обязательного медицинского страхования (фонд) и муниципальным учреждением здравоохранения Шпаковская центральная районная больница (учреждение) заключен договор N 85/2323 о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи на срок с 01.01.2006 по 31.12.2006 (т. 1, л.д. 11-12, приложение N 1, л. д. 70-71- подлинник договора).
В соответствии с настоящим договором Ставропольский краевой Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов на выполнение МУЗ Шпаковской ЦРБ государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, а МУЗ Шпаковская ЦРБ выполняет государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год.
За выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.12.2005, врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым, врачам общей практики (семейным врачам), производится доплата в размере 10 000 рублей в месяц, а медицинским сестрам участковым врачей-терапевтов участковых, медицинским сестрам участковым врачей-педиатров участковых, медицинским сестрам врачей общей практики (семейных врачей) производится доплата в размере 5 000 рублей в месяц, в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что Краевой фонд обязательного медицинского страхования в 2006 году в полном объеме перечислил больнице субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам данного лечебного учреждения на общую сумму 9 774 190 руб. (т. 2 л.д. 59-82).
Предъявленные истцом ко взысканию убытки представляют собой дополнительные расходы лечебного учреждения, связанные с увеличением среднего заработка работников, возникшие в рамках трудовых отношений при выполнении дополнительных обязанностей.
Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, лечебным учреждением начислена средняя заработная плата за период их нахождения в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности, но не выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования таких затрат.
В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Следовательно, при исчислении среднего заработка работодателем должна учитываться и надбавка стимулирующего характера, выплачиваемая за выполнение государственного задания.
Факт установления дополнительных выплат медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, повлек за собой увеличение среднего заработка для исчисления заработной платы указанной категории медицинских работников в период нахождения их в отпуске, командировке, на курсах повышения квалификации, в период временной нетрудоспособности.
Однако, заработная плата за указанные периоды медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной помощи, истцом не была выплачена в полном объеме из-за отсутствия источника финансирования данных затрат, так как денежные средства передаваемые в виде субвенций Фонду, не включали в себя расходы на оплату отпусков, командировок и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата.
В 2008 году некоторые медицинских работников МУЗ Шпаковской центральной районной больницы обратилась с заявлением в прокуратуру Шпаковского района за защитой своих нарушенных прав в части выплаты задолженности по начисленным, но не выплаченным отпускным за 2006-2007 годы.
Прокуратура Шпаковского района на основании статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в мировой суд района с заявлением о защите нарушенных прав данных медицинских работников в части задолженности по выплатам начисленных, но не уплаченных отпускных медицинским работникам учреждения за 2006-2007 годы (т. 3 л.д. 22-87).
В соответствии со статьями 122, 123 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мировой суд Шпаковского района СК вынес 67 судебных приказов о взыскании в пользу медицинских работников учреждения денежных средств, составляющих задолженность по оплате ежегодных оплачиваемых отпусков за 2006-2007 годы (приложение N 1 л.д. 2-68).
Кроме этого, учреждение представило в суд заявления медицинских работников на имя его главного врача, имеющих право на эти выплаты (отпускные 2006 года), но не обратившихся с заявлениями в Прокуратуру Шпаковского района о защите их нарушенных прав по погашению сложившейся перед ними задолженности по отпускным за 2006 год в количестве 27 заявлений на общую сумму 295 721 рубля 20 копеек (т. 3, л.д. 18-19).
По состоянию на 01.01.2008 общая сумма задолженности по начисленным, но не выплаченным отпускным медицинским работникам за 2006 год составила 1 184 548 рублей 43 копейки, из которой задолженность по судебным приказам составляет 888 827 рублей 23 копейки, в том числе единый социальный налог в размере 183 251 рубля 81 копейки, по заявлениям медицинских работников - 295 721 рубль 20 копеек, в том числе единый социальный налог в размере 61 391 рубль 19 копеек.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2007 N 833 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 28.12.2006 N 825" установлено, что финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного пунктом 1 Правил предоставления в 2007 году субвенций из бюджета Федерального фонда ОМС территориальным фондам ОМС, осуществляется с учетом предоставления медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, а также статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с положениями Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 461, финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи является расходным обязательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также то, что согласно приложению 10 к Федеральным законам "О федеральном бюджете на 2006 год" и "О федеральном бюджете на 2007 год" главным распорядителем федеральных средств дотаций бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования на денежные выплаты участковым терапевтам, участковым педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам соответствующих врачей, подлежащим включению в Федеральный регистр медицинских работников, определено Министерство финансов РФ, суд признал обоснованным требование истца о взыскании спорных денежных средств с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации.
Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851, установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения на условиях использования названных денежных средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом "О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Из положений вышеуказанного постановления следует, что предусмотренная в нем дополнительная денежная выплата медицинским работникам предоставляется последним за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, вследствие чего не может учитываться при исчислении средней заработной платы с учетом гарантий, установленных Трудовым кодексом РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса РФ в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851.
Данными нормативными актами четко определены категории медицинских работников, которым установлены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. При этом в указанных нормативных актах не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников.
В связи с тем, что в составе субвенций не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса РФ, а также средства на уплату единого социального налога, то у истца возникли реальные убытки, связанные с отпускными выплатами работникам.
Таким образом, возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно квалифицированы судом как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса РФ взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации.
При установленных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Ставропольский краевой Фонд обязательного медицинского страхования не может отвечать по обязательствам Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом на основании вышеизложенного.
Других доказательств в обоснование своих доводов Министерством в суд апелляционной инстанции не представлено, поэтому они не могут быть приняты судом апелляционной инстанции на основании вышеизложенного и отклоняются за необоснованностью.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
При подаче апелляционной жалобы Министерством финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю была уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 21.04.2009 N 9359 в размере 1 000 руб.
В соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи, с тем, что государственная пошлина уплачена представителем государственного органа, суд считает необходимым возвратить излишне уплаченную государственную пошлину.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.04.2009 по делу N А63-17203/08-С1-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю из Федерального бюджета Российской Федерации излишне уплаченную по платежному поручению от 21.04.2009 N 9359 в размере 1 000 рублей государственную пошлину.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17203/08-С1-3
Истец: МУЗ Шпаковская центральная районная больница
Ответчик: Управление Федерального казначейства по СК, Ставропольский краевой Фонд обязательного медицинского страхования, Министерство финансов РФ
Третье лицо: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1077/09