г. Ессентуки |
Дело N А63-4394/08-С3-16 |
05 ноября 2008 г. |
Регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2008.
дата изготовления постановления в полном объеме 05.11.2008
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Жукова Е.В., Винокуровой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой Ю.В.
при участии в судебном заседании представителей:
от ответчика: Чебулаева В.М. - доверенность N 01-10/1269 от 10.06.08г.
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "Ставропольэнергосбыт"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.08г.
по делу N А63-4394/08-С3-16
по иску ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" к ОАО "Ставропольэнергосбыт" о взыскании основного долга,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Ставропольский краевой центр энергосбережения" обратилось в арбитражный суд Ставропольского края с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Ставропольэнергосбыт" о взыскании суммы задолженности по отчислению целевых финансовых средств на энергосбережение за период с 01.01.2007 по 01.01.2008 в размере 18 000 010 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.08г. исковые требования удовлетворены. С ОАО "Ставропольэнергосбыт" взыскано в пользу ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" 18 000 010 руб. задолженности по отчислению целевых финансовых средств на энергосбережение и 100 000 руб. расходов по государственной пошлине. Принимая решение, суд исходил из того, что ОАО "Ставропольэнергосбыт" осуществляя реализацию электрической энергии конечным потребителям и аккумулируя целевые средства потребителей, изначально предназначенные для перечисления в краевой фонд энергосбережения, обязано перечислять их государственному учреждению "Ставропольский краевой центр энергосбережения", в противном случае Общество получит за счет потребителей края неосновательное обогащение в виде дополнительной прибыли, не предусмотренной государственным регулированием тарифов.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.08г., ОАО "Ставропольэнергосбыт" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований. По мнению заявителя, он не должен производить отчисления средств на финансирование энергосберегающих программ, поскольку является энергосбытовой организацией, не имеет на праве собственности или ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, не осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Статья 14 Закона Ставропольского края от 19.01.1996 N 13-кз "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" не возлагает на энергосбытовые организации обязанности отчислять финансовые средства на энергосбережение.
До приведения Закона Ставропольского края "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" от 19.06.1996 года N 13-кз в соответствие с Федеральным законом "Об электроэнергетике" у Региональной тарифной комиссии Ставропольского края отсутствовали основания для отнесения затраты на энергоснабжение в размере 1 % от стоимости топливо-энергетических ресурсов к расходам ОАО "Ставропольэнергосбыт".
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Постановлением губернатора Ставропольского края от 09.02.2006 года N 66 "О краевой целевой программе "Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии в Ставропольском крае на 2006-2008 годы", утверждена краевая целевая программа, основной задачей которой является повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Ставропольского края.
Статьей 14 Закона Ставропольского края "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" от 19.06.1996 г. N 13-кз установлено, что для реализации энергосберегающей политики в Ставропольском крае формируются целевые финансовые средства за счет отчислений энергоснабжающих организаций путем включения в состав затрат на производство и распределение электрической, тепловой энергии и природного газа 1% от стоимости топливо-энергетических ресурсов, потребляемых народнохозяйственным комплексом Ставропольского края, при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую потребителям (кроме населения и бюджетных организаций).
Статья 14 Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.1996г. N 28-ФЗ (далее - ФЗ "Об энергосбережении") устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение.
Постановлением Губернатора Ставропольского края от 02 июля 2007 г. N 413 "Об утверждении положения о региональной тарифной комиссии Ставропольского края" установлено, что Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, является органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования тарифов.
Региональная тарифная комиссия Ставропольского края при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию учитывает экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение в размере 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов.
При этом годовой объем целевых финансовых средств, подлежащих отчислению на реализацию Программы, устанавливается решением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, исходя из экономически обоснованных тарифов на соответствующий год.
Так, утвержденный для Общества годовой объем отчислений по данным Региональной тарифной комиссии Ставропольского края на 2007 год составил 18 000 010 рублей (Письмо Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 25.01.2007 N р- 03/70).
Суд первой инстанции установил, что общество осуществляет реализацию (продажу) электрической энергии на оптовом и розничном рынках потребителям по тарифам, в которые входят целевые средства на энергосбережение. Региональная тарифная комиссии Ставропольского края, являясь органом исполнительной власти Ставропольского края, при определении тарифа на электрическую энергию учитывает экономически обоснованные затраты потребителей на энергосбережение в размере 1% от стоимости топливно-энергетических ресурсов. В силу статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 NN 35-ФЗ "Об электроэнергетике" энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. Согласно уставу общество продает электрическую энергию на оптовом и розничном рынках электрической энергии потребителям (в том числе и гражданам). Общество реализует электрическую энергию по установленным комиссией тарифам, в которые включены целевые средства на энергосбережение, поэтому в силу статьи 14 Закона от 19.01.1996 N 13-кз обязано перечислять их ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения".
В случае не перечисления целевых средств на энергосбережение, включенных в тариф, ОАО "Ставропольэнергосбыт" получит неосновательное обогащение.
Поскольку в силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, то обязательства ОАО "Ставропольэнергосбыт" возникают из закона, а именно, ФЗ "Об энергосбережении", Закона СК.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что до приведения Закона Ставропольского края "Об энергосбережении и повышении эффективности использования топлива и энергии" от 19.06.1996 года N 13-кз в соответствие с Федеральным законом "Об электроэнергетике" у Региональной тарифной комиссии Ставропольского края отсутствовали основания для отнесения затраты на энергоснабжение в размере 1 % от стоимости топливо-энергетических ресурсов к расходам ОАО "Ставропольэнергосбыт" арбитражным апелляционным судом не принимается, поскольку Закон СК (19 июня 1996 г.) был принят до начала реформирования электроэнергетики, он подлежит корректировке и приведению в соответствие с Федеральным законом "Об электроэнергетики" и Федеральным законом N36-ФЗ. До приведения Закона СК в соответствии с действующим законодательством необходимо руководствоваться статьей 14 ФЗ "Об энергосбережении". Кроме того, общество участвует в процессе распределения электроэнергии - реализует (продает) электрическую энергию, включает в тарифы потребителям целевые средства на энергосбережение, поэтому должно отчислять эти средства ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения".
Таким образом, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, а потому предусмотренных законом оснований для его отмены нет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.09.08г. по делу N А63-4394/08-С3-16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4394/08-С3-16
Истец: ОАО "Ставропольэнергосбыт"
Ответчик: ГУ "Ставропольский краевой центр энергосбережения"
Третье лицо: Региональная тарифная комиссия Ставропольского края г. Ставрополь
Хронология рассмотрения дела:
05.11.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2059/08