г. Ессентуки |
Дело N А22-175/08/9-14 |
12 августа 2008 г. |
Апелляционное производство 16 АП-1275/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 августа 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Афанасьевой Л.В., Мельникова И.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аскаровой Ю.Ш.,
рассмотрев исковое заявление Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия" к Муниципальным лечебно-профилактическим учреждениям: Городовиковской ЦРБ, Яшалтинской ЦРБ, Малодербетовской ЦРБ, Черноземельской ЦРБ, Октябрьской ЦРБ, Сарпинской ЦРБ, Кетченеровской ЦРБ, Ики - Бурульской ЦРБ, Юстинской ЦРБ, Лаганской ЦРБ, Яшкульской ЦРБ, третьему лицу - Открытому акционерному обществу страховая компания "РОСНО-МС" г. Москва о взыскании 81 512 724 рублей 87 копеек,
с участием представителей:
от истца - представитель Иванов В.В. по доверенности N 1245 от 04.08.2008, представитель Хасиков С.А. по доверенности N 1244 от 04.08.2008;
от третьего лица - представитель Карнаухов Е.В. по доверенности N МС-25 от 01.01.2008;
от ответчиков представители не явились.
УСТАНОВИЛ
Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия" (далее - Фонд ОМС по РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с иском к Открытому акционерному обществу Страховая компания "РОСНО-МС" г. Москва о взыскании израсходованных не по целевому назначению финансовых средств обязательного медицинского страхования в размере 81 512 724 рублей 87 копеек.
Определением суда 27 марта 2007 года в предварительном судебном заседании в порядке части 1 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании ходатайства истца об уточнении исковых требований и привлечении в качестве ответчиков лечебно-профилактические учреждения, по заявленному иску в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ненадлежащего ответчика ОАО Страховая компания "Росно-МС" на надлежащих ответчиков - лечебно-профилактические учреждения, к участию в качестве ответчиков были привлечены Муниципальные лечебно-профилактические учреждения: Городовиковская ЦРБ, Яшалтинская ЦРБ, Малодербетовская ЦРБ, Черноземельская ЦРБ, Октябрьская ЦРБ, Сарпинская ЦРБ, Кетченеровская ЦРБ, Ики - Бурульская ЦРБ, Юстинская ЦРБ, Лаганская ЦРБ, Яшкульская ЦРБ, а Страховая компанию "РОСНО-МС" привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 5 мая 2008 года по делу N А22-175/ 08/9-14 в удовлетворении иска к лечебно-профилактическим учреждениям о взыскании задолженности в общей сумме 5 81 512 724 рублей 87 копеек отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.05.2008 Государственное учреждение "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить в связи с рассмотрением дела в отсутствии представителя, надлежащим образом не извещенного о времени и месте рассмотрения иска, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2008 года решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 05.05.2008 по делу N А22-175/ 08/9-14 отменено, суд назначил дело к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, обязав истца представить доказательства образования задолженности и первичные платежные документы, уточнить круг ответчиков, а также обязав истца и Страховую компанию провести сверку расчетов, акт сверки представить в судебное заседание.
В судебном заседании представители Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия" исковые требования к лечебно-профилактическим учреждениям - Центральным районным больницам поддержали, заявив суду о том, что Страховая компания "Росно - МС " являлась посредником в перечислении денежных средств из Фонда в центральные районные больницы, поэтому претензий к Страховой компании они не имеют. Далее представители суду пояснили, что в период с 2003 года по 2005 год в республике Калмыкия сложилось тяжелое финансовое положение, в связи с чем денежные средства из бюджета на выплату заработной платы медицинским работникам лечебно-профилактических учреждений поступали в недостаточном размере. Правление Территориального Фонда ОМС в 2003 - 2006 годах принимало решения о дополнительном финансировании расходов лечебно профилактических учреждений на покрытие расходов связанных с выплатой заработной платы медицинским работникам в случае недостаточности сумм по счетам за оказание медицинских услуг, поэтому денежные средства в центральные районные больницы перечислялись Фондом целевым назначением Страховой компании "Росно-МС" для дальнейшего направления в конкретные лечебные учреждения. Страховая компания "Росно МС" перечисленные денежные средства в своих целях не использовала, плату за оказанные услуги не взимала. С учетом заявления об уточнении исковых требований и платежных поручений, они просят взыскать в пользу Фонда с Городовиковской ЦРБ 3 488 578 рулей 99 копеек, Яшалтинской ЦРБ - 3 351 208 рублей 47 копеек, Малодербетовской ЦРБ - 4 109 336 рублей 08 копеек, Черноземельской ЦРБ - 10 496 377 рублей 58 копеек, Октябрьской ЦРБ - 9 919 272 рубля 64 копейки, Сарпинской ЦРБ - 6 872 924 рубля 96 копеек, Кетченеровской ЦРБ - 5 473 758 рублей 65 копеек, Ики - Бурульской ЦРБ - 7 961 718 рублей 91 копейку, Юстинской ЦРБ - 10 920 647 рублей 53 копейки, Лаганской ЦРБ - 15 908 844 рубля 57 копеек, Яшкульской ЦРБ - 3 010 026 рублей 49 копеек, а всего в общей сумме 81 512 724 рубля 87 копеек.
Представитель третьего лица - ОАО "Росно - МС" считает, что исковые требования Фонда не подлежат удовлетворению на основании статьи 1109 Гражданского Кодекса РФ, поскольку денежные средства перечислены Фондом через Страховую компанию "РОСНО-МС" Центральным районным больницам республики в порядке оказания безвозмездной материальной помощи на покрытие расходов по выплате заработной платы медицинским работником в связи с недостаточным выделением денежных средств из бюджета республики.
Представители ответчиков - Городовиковской ЦРБ, Яшалтинской ЦРБ, Малодербетовской ЦРБ, Черноземельской ЦРБ, Октябрьской ЦРБ, Сарпинской ЦРБ, Кетченеровской ЦРБ, Ики - Бурульской ЦРБ, Юстинской ЦРБ, Лаганской ЦРБ, Яшкульской ЦРБ, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения исковых требований, в судебное заседание не явились, в представленных суду отзывах просили рассмотреть требования в отсутствии представителей, в удовлетворении исковых требований отказать в связи с тем, что денежные средства были перечислены в порядке оказания безвозмездной помощи медицинским учреждениям.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчиков.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца и третьего лица, апелляционный суд пришел к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 28 июня 1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ" медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Статьей 4 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 предусмотрено, что медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (гражданин, страхователь, страховая медицинская компания, медицинское учреждение), которые выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 10 Закона РФ N 1499-1 установлено, что источниками финансовых ресурсов системы здравоохранения в Российской Федерации являются: средства республиканского (Российской Федерации) бюджета, бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов местных Советов народных депутатов; средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов; личные средства граждан; безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. Из этих источников формируются финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 указанного Закона финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование (с 1 января 2001 года взносы в фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ). Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются Верховными Советами республик в составе Российской Федерации и правительствами республик в составе Российской Федерации.
Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Статьей 17 Закона РФ N 1499-1, платежи на обязательное, медицинское страхование неработающего населения осуществляют исполнительные органы субъект Российской Федерации, местная администрация за счет средств, предусматриваемых бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен. При недостатке средств местного бюджета страховые взносы дотируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров Российской Федерации.
Распоряжением Президента Республики Калмыкия от 29.07.1993 года N 65-рн создан Республиканский /территориальный/ фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия (л.д. 10-12).
Указом Президента Республики Калмыкия от 23.03.2000 N 33 утверждено Положение о Республиканском фонде обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия и Положение об исполнительной дирекции Республиканского фонда, а Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 23.04.2003 принято Постановление N 937-11 о создании Фонда обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия и утвержден состав правления Фонда (л.д. 14-20, 21-22).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Фонд обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия ежегодно заключал договоры о финансировании обязательного медицинского страхования с ОАО Страховая компания "РОСНО-МС", по которым Фонд принимал на себя обязательства по финансированию деятельности страховщика в объеме зачисленных финансовых средств по заключенным им договорам обязательного медицинского страхования граждан, оказанной медицинской помощи в рамках Программы обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия, а Страховая компания принимала на себя обязательства использовать полученные финансовые средства в соответствии с их целевым назначением и условиями договора.
В период 2003 -2006 годы ОАО Страховая компания "РОСНО-МС" в соответствии со статьей 23 Закона РФ N 1499-1 заключала договоры с лечебно-профилактическими учреждениями, в том числе с Городовиковской ЦРБ, Яшалтинской ЦРБ, Малодербетовской ЦРБ, Черноземельской ЦРБ, Октябрьской ЦРБ, Сарпинской ЦРБ, Кетченеровской ЦРБ, Ики - Бурульской ЦРБ, Юстинской ЦРБ, Лаганской ЦРБ, Яшкульской ЦРБ, на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), по которым медицинские учреждения предоставляли застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования, а страховая компания осуществляла контроль качества и объема предоставленных услуг и целевого использования денежных средств.
Как видно из материалов дела и объяснений представителей фонда, договоры между Фондом обязательного медицинского страхования по Республике Калмыкия и лечебно-профилактическими учреждениями, в том числе с Городовиковской ЦРБ, Яшалтинской ЦРБ, Малодербетовской ЦРБ, Черноземельской ЦРБ, Октябрьской ЦРБ, Сарпинской ЦРБ, Кетченеровской ЦРБ, Ики - Бурульской ЦРБ, Юстинской ЦРБ, Лаганской ЦРБ, Яшкульской ЦРБ об оказании медицинской помощи и финансировании медицинской деятельности не заключались.
Таким образом, судом установлено, что Центральные районные больницы Республики Калмыкия финансируются из средств бюджета Российской Федерации, бюджета республики Калмыкия и бюджетов районных администраций, финансирование расходов на предоставление медицинских услуг осуществляются Фондом обязательного медицинского страхования через Страховые компании.
Следовательно, денежные средства из Фонда обязательного медицинского страхования поступали в лечебно-профилактические учреждения через страховые компании, в том числе и через Страховую компанию "Росно-МС".
Как видно из Решения Правления Фонда обязательного медицинского страхования от 31 января 2006 года N 74 Правление Фонда приняла решение обеспечить дополнительное финансирование расходов лечебно-профилактических учреждений на покрытие расходов связанных с выплатой заработной платы медицинским работникам, в случае недостаточности сумм предъявленных по счетам за оказанные медицинские услуги (л.д.106-107).
Представители Фонда в судебном заседании пояснили суду, что аналогичные решения принимались ежегодно, то есть и в 2002 -2005 годы, и на основании решений Правления Фонд обязательного медицинского страхования в 2003-2005 годах ежемесячно осуществлял перечисление денежных средств Страховой Компании "Росно-МС" для дальнейшего перечисления Центральным районным больницам на покрытие расходов связанных с выплатой заработной платы.
Из представленных платежных поручений за 2003-2005 годы видно, что Фонд обязательного страхования перечислял денежные средства на расчетный счет Страховой Компании "Росно-МС" с указанием конкретного лечебного учреждения, которому должны быть перечислены денежные средства или перечислял денежные средства непосредственно на расчетные счета Центральных районных больниц.
Судом установлено, что Фонд обязательного медицинского страхования претензий к Страховой компании "Росно-МС" не имеет, поскольку денежные средства в размере предъявленного иска перечислялись Страховой компанией Центральным районным больницам в соответствии с целевым назначением.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского Кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Статьей 1109 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:
1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;
2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;
3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;
4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
При установленных судом обстоятельствах, суд пришел к выводу, что доводы ответчиков и третьего лица в судебном заседании нашли свое подтверждение.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Фонд обязательного медицинского страхования Республики Калмыкия на основании решений Правления Фонда в 2003, 2004, 2005 годах передавал добровольно страховые денежные средства Центральным районным больницам республики для оплаты труда медицинских работников в связи с предоставлением медицинских услуг.
Учитывая, что Фонд передавал денежные средства Центральным районным больницам без заключения договоров на оказание возмездной материальной помощи, суд пришел к выводу, что страховые денежные средства были предоставлены во исполнение несуществующего обязательства безвозмездно, при этом Фонду было известно о том, что Центральные районные больницы, деятельность которых финансируется из средств республиканского бюджета, не могут осуществить возврат денежных средств.
Следовательно, Фонду было известно о том, что у него не имеется обязательств перед Городовиковской ЦРБ, Яшалтинской ЦРБ, Малодербетовской ЦРБ, Черноземельской ЦРБ, Октябрьской ЦРБ, Сарпинской ЦРБ, Кетченеровской ЦРБ, Ики - Бурульской ЦРБ, Юстинской ЦРБ, Лаганской ЦРБ, Яшкульской ЦРБ о финансировании расходов на выплату заработной платы медицинским работникам, однако Фонд добровольно и намеренно при отсутствии какой-либо обязанности со своей стороны передавал денежные средства лечебным учреждениям.
Учитывая, что действующим законодательством предусмотрено финансирование лечебно-профилактических учреждений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, в том числе за счет безвозмездных и благотворительных взносов и пожертвований, суд пришел к выводу, что Фонд обязательного медицинского страхования оказывал безвозмездную помощь лечебным учреждениям Республики Калмыкия за счет свободных денежных средств Фонда.
При установленных обстоятельствах суд пришел к выводу, что исковые требования Государственного учреждения "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия" к лечебно-профилактическим учреждениям ( Центральным районным больницам Республики Калмыкия ) о взыскании в пользу Фонда с Городовиковской ЦРБ - 3 488 578 рулей 99 копеек, Яшалтинской ЦРБ - 3 351 208 рублей 47 копеек, Малодербетовской ЦРБ - 4 109 336 рублей 08 копеек, Черноземельской ЦРБ - 10 496 377 рублей 58 копеек, Октябрьской ЦРБ - 9 919 272 рубля 64 копейки, Сарпинской ЦРБ - 6 872 924 рубля 96 копеек, Кетченеровской ЦРБ - 5 473 758 рублей 65 копеек, Ики - Бурульской ЦРБ - 7 961 718 рублей 91 копейку, Юстинской ЦРБ - 10 920 647 рублей 53 копейки, Лаганской ЦРБ - 15 908 844 рубля 57 копеек, Яшкульской ЦРБ - 3 010 026 рублей 49 копеек, а всего в общей сумме 81 512 724 рубля 87 копеек удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан РК подлежит освобождению от уплаты расходов по госпошлине.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
В иске Государственному учреждению Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан Республики Калмыкия к лечебно-профилактическим учреждениям (Центральным районным больницам Республики Калмыкия) о взыскании с Городовиковской ЦРБ - 3 488 578 рулей 99 копеек, Яшалтинской ЦРБ - 3 351 208 рублей 47 копеек, Малодербетовской ЦРБ - 4 109 336 рублей 08 копеек, Черноземельской ЦРБ - 10 496 377 рублей 58 копеек, Октябрьской ЦРБ - 9 919 272 рубля 64 копейки, Сарпинской ЦРБ - 6 872 924 рубля 96 копеек, Кетченеровской ЦРБ - 5 473 758 рублей 65 копеек, Ики - Бурульской ЦРБ - 7 961 718 рублей 91 копейку, Юстинской ЦРБ - 10 920 647 рублей 53 копейки, Лаганской ЦРБ - 15 908 844 рубля 57 копеек, Яшкульской ЦРБ - 3 010 026 рублей 49 копеек, и третьему лицу ОАО медицинская страховая компания "РОСНО-МС", задолженности общей сумме 81 512 724 рубля 87 копеек, - отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-175/08/9-14
Истец: ГУ "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования граждан РК"
Ответчик: МЛПУ Яшкульская ЦРБ, МЛПУ Яшалтинская ЦРБ, МЛПУ Юстинская ЦРБ, МЛПУ Сарпинская ЦРБ, МЛПУ Октябрьская ЦРБ, МЛПУ Малодербетовская ЦРБ, МЛПУ Лаганская ЦРБ, МЛПУ Кетченеровская ЦРБ, МЛПУ Ики-Бурульская ЦРБ, МЛПУ Городовикоская ЦРБ, МЛПУ Черноземельская ЦРБ
Заинтересованное лицо: ОАО СК Росно-МС
Третье лицо: ОАО "РОСНО"