г. Ессентуки |
Дело N А63-7022/2006-С4 |
25 сентября 2008 г. |
Регистрационный номер |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2008 г.
полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2008 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Казаковой Г.В. Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Ставропольскому краю
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.03.2008
по делу N А63-7022/2006-С4
по заявлению открытого акционерного общества "Ставропольпромэнергоремонт" к Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК г. Невинномысск о признании незаконным решения и требования налогового органа
при участии в судебном заседании:
от истца: Туркменова С.И., дов. от 22.09.2008 N 25/1078, Линцевич М.В., ордер от 21.09.2008 N 529, Кананчев М.В. дов. от 19.06.2008 N 25/753
от ответчика: Олейник О.Е. дов. от 25.03.2008 N 38, Товмасян А.Г. дов. от 17.04.2008 N 44
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ставропольпромэнергоремонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением о признании незаконными решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК (далее - инспекция) от 18.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, в также пени за счет денежных средств на счетах в банках и требования об уплате налога N 22690 от 05.05.2006 (с учетом уточнений).
Решением суда от 21.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.08.2007, заявленные требования общества удовлетворены частично: решение налоговой инспекции от 08.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств в банках в сумме 12056554 рублей 55 копеек признано недействительным, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2007 решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда отменены в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции и взыскания с налогового органа 1950 рублей госпошлины.
Направляя дело в отмененной части на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необоснованность выводов суда о пропуске налоговой инспекцией срока на бесспорное взыскание недоимки и необходимость надлежащей проверки доводов налогового органа, в том числе о своевременном вынесении решения о взыскании задолженности за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банках, а также о том, что налоговая инспекция не могла располагать сведениями о задолженности предприятия за 2002 - 2004 годы до проведения выездной налоговой проверки.
Решением от 20.03.2008 требования общества удовлетворены, признано недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК от 18.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств на счетах в банках в сумме 12056554,55 рублей, в том числе: налога на доходы физических лиц в сумме 7615299,78 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4441254,77 рублей. Суд взыскал с Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК в пользу ОАО "Ставропольпромэнергоремонт" 1900 рублей в возмещение части судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суд пришел к следующим выводам: налоговой инспекцией пропущены сроки принятия оспариваемого решения, общество, выполняя функции налогового агента, своевременно направило в налоговую инспекцию сведения об удержанных суммах налога на доходы физических лиц; со дня получения инспекцией данных сведений истек срок на принудительное взыскание этих сумм и начисление пеней за их неуплату.
Межрайонная инспекция ФНС России N 8 по Ставропольскому краю г. Невинномысск (далее - налоговая инспекция) подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. По мнению налоговой инспекции, суд не учел, что в силу требований статей 23, 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан удержать и перечислить суммы удержанного налога не позднее дня получения в банке наличных денежных средств со дня получения средств для выплаты дохода. Налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки было выявлено не перечисление обществом удержанного налога. Решением инспекции от 04.05.2006 N 48-13/36 общество привлечено к налоговой ответственности, взыскан не перечисленный налог, начислены пени и штраф. В исполнение решения на основании положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой инспекций выставлено требование об уплате налога и пеней. Поскольку требование не было исполнено в установленный срок, налоговая инспекция в порядке статьи 46 НК РФ приняла решение N 1015 от 18.05.2006 о взыскании начисленных сумм за счет денежных средств. Считает ошибочным довод налоговой инспекции о том, что налоговая инспекция должна была узнать о не перечислении удержанных сумм налога с момента поступления сведений по форме 2 НДФЛ, так как данная форма не содержит сведений о перечисленных суммах налога.
Представители налоговой инспекции - Олейник О.Е., Товмасян А.Г. доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители общества - Линцевич М.В., Кананчев М.В., Туркменова С.И просят в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Правильность решения суда от 20.03.2008 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.03.2008 подлежит отмене в виду следующего.
Из материалов дела усматривается.
Налоговой инспекций проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе, правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.08.2002 по 31.12.2004.
По результатам проведенной проверки составлен Акт N 39 от 14.04.2006, на основании которого исполняющим обязанности руководителя Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК принято решение N 48-13/36 от 04.05.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (том 3 л.д. 2-42, 43-73).
Из текста решения налогового органа следует, что обществом не в полной мере выполнялись установленные законом обязанности налогового агента - суммы удержанного налога на доходы физических лиц в размере 7615299,78 рублей за 2002-2004 годы в бюджет не перечислены. Подпунктом б) пункта 2.1 решения обществу предложено уплатить данную сумму НДФЛ и пени за его неуплату в размере 4441254,77 рублей, штраф на основании статьи 123 НК РФ - 1 523 059,96 рублей (том 3 л.д. 71, 73).
Межрайонной инспекцией ФНС России N 8 по СК в адрес налогоплательщика выставлено требование N 22690 от 05.05.2006 об уплате налога в срок до 15.05.2006 (том 1 л.д.6).
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанного требования, налоговая инспекция приняла решение N 1015 от 18.05.2006 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя на счетах в банках в размере неуплаченных (не полностью уплаченных): налогов (сборов) -7729765,15 рублей, пени - 4476557,81 рублей, всего - 12206322,96 рублей (том 1 л.д.5).
Законность решения налоговой инспекции N 48-13/36 от 04.05.2006 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и требования требование N 22690 от 05.05.2006 об уплате налога в срок до 15.05.2006 проверена решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.05.2007 по данному делу, в признании недействительным требования N 22690 от 05.05.2006 отказано. Постановлением кассационной инстанции 05.12.2007 решение суда первой инстанции в этой части оставлено без изменения.
Факт удержания суммы налога на доходы физических лиц и не перечисления удержанной суммы в бюджет общество признает. Правильность исчисления размера пени за несвоевременное перечисление удержанных сумм налога общество не оспаривает.
Оспариваемое решение налоговой инспекции от 18.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, в также пени за счет денежных средств на счетах в банках является правомерным по следующим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.
Решение налоговой инспекции от 18.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, в также пени за счет денежных средств на счетах в банках принято в установленный срок.
В требовании N 22690 от 05.05.2006 об уплате налога указан срок добровольной уплаты - до 15.05.2006. Оспариваемое решение от 18.05.2006 N 1015 принято на третий день после истечения срока, установленного для добровольной уплаты. Решение содержит все необходимые реквизиты и соответствует требованиям статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод общества о том, что срок на принудительное взыскание должен исчисляться со дня поступления сведений по форме 2 НДФЛ в налоговую инспекцию, отклоняется.
В силу требований статей 23, 24, 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый агент обязан удержать и перечислить суммы удержанного налога не позднее дня получения в банке наличных денежных средств со дня получения средств для выплаты дохода.
Налоговой инспекцией в ходе выездной налоговой проверки было выявлено не перечисление обществом удержанного налога. Фактически обязанность по перечислению удержанных сумм в бюджет не исполнена. Представленные в инспекцию сведения по форме 2 НДФЛ не содержат сведений о перечисленных суммах налога (том 3 л.д. 130-188).
Налоговые органы обязаны проводить налоговый контроль в порядке, установленном главой 14 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 82 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно статье 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации с целью исполнения решения налогового органа налогоплательщику направляется требование об уплате налога по результатам налоговой проверки в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Установленный порядок является императивным. Иного порядка исполнения решения налогового органа по выездной проверке Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Утверждение о необходимости применять иной срок для принятия решения о взыскании начисленных сумм за счет денежных средств налогоплательщика не основано на нормах Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения Арбитражного суда Ставропольского края от 20.03.2008 по делу N А63-7022/2006-С4.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.03.2008 по делу N А63-7022/2006-С4 отменить.
В удовлетворении требований ОАО "Ставропольпромэнергоремонт" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по СК от 18.05.2006 N 1015 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств на счетах в банках в сумме 12056554,55 рублей, в том числе: налога на доходы физических лиц в сумме 7 615 299,78 рублей и пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 4 441 254,77 рублей, проверенного на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, отказать.
Взыскать с ОАО "Ставропольпромэнергоремонт" в доход федерального бюджета расходы по государственной пошлине в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7022/2006-С4
Истец: ОАО "Ставропольпромэнергоремонт"
Ответчик: Межрайонная Инспекция ФНС России N8 по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1009/07