г. Ессентуки |
Дело N А63-1115/2009 |
29 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2009 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Мельников И.М.,
судей: Афанасьевой Л.В., Баканова А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.,
рассмотрев апелляционную жалобу администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2009 по делу N А63-1115/2009 по заявлению индивидуального предпринимателя Лысенко Ю.Н. к администрации города Ставрополя о признании незаконным и отмене абзаца пункта 1 постановления главы города Ставрополя от 14.05.2008 N 1187 (судья Кузьмина М.Н.),
при участии в заседании:
от ИП Лысенко Ю.Н.: Лысенко Ю.Н.;
от администрации города Ставрополя: не явились, извещены;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя: не явились, извещены;
от ОАО "Нептун": не явились, извещены;
от Комитета градостроительства администрации города Ставрополя: не явились, извещены;
от МУП "Горзеленстрой": не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ
Предприниматель Лысенко Юрий Николаевич г. Ставрополь (далее -предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к администрации г. Ставрополя с участием в качестве третьих лиц: комитета градостроительства администрации г. Ставрополя; комитета по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным и отмене абзаца пункта 1 постановления главы города Ставрополя от 14.05.2008г. N 1187 "Об отмене некоторых постановлений главы города Ставрополя", которым отменено постановление главы города Ставрополя от 13.09.2007г. N 2720 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Лысенко Юрию Николаевичу места размещения кафе по проспекту Кулакова, 16-м в квартале 603 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства".
Определением от 18.03.2009 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора привлечены ОАО "Нептун" г.Ставрополь, МУП "Горзеленстрой" г.Ставрополь.
Решением от 26.05.2009 признано недействительным абзац пункта 1 постановления главы города Ставрополя от 14.05.2008г. N 1187 "Об отмене некоторых постановлений главы города Ставрополя", которым отменено постановление главы города Ставрополя от 13.09.2007г. N 2720 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Лысенко Юрию Николаевичу места размещения кафе по проспекту Кулакова, 16-м в квартале 603 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства" как не соответствующее ст.ст. 30, 31 Земельного Кодекса РФ, ст.ст. 8, 30, 44 Градостроительного Кодекса РФ, ст.ст. 310, 606, 607, 609 ГК РФ и нарушающее права предпринимателя Лысенко Юрия Николаевича г. Ставрополь.
Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Предприниматель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в судебное заседание не направило.
На основании пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается без участия лица, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания.
Правильность решения от 26.05.2009 проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением главы г.Ставрополя от 13.09.07 года N 2720 предпринимателю утвержден акт выбора земельного участка, согласовано место размещения кафе по пр.Кулакова, 16-м в квартале 603, предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 750 кв.м из земель населенных пунктов для проектирования и строительства кафе (л.д. 11, 28-31).
Также названным постановлением на общество возложена обязанность осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет в соответствии с ФЗ РФ "О государственном земельном кадастре", осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка, получить паспорт объекта, разработать проектно-сметную документацию, согласовать в установленном порядке, получить разрешение на строительство в установленном порядке и др.
14 апреля 2008 года предпринимателем и КУМИ г.Ставрополя заключен договор аренды N 6526 указанного земельного участка, регистрация договора произведена Управлением ФРС по Ставропольскому краю 18.08.2007 года, номер регистрации 26-26-12/082/2008-227.
14.05.08г. постановлением исполняющего полномочия главы г.Ставрополя N 1187 постановление от 13.09.07 N 2720 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании предпринимателю Лысенко Юрию Николаевичу места размещения кафе по проспекту Кулакова6-м в квартале 603 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства" отменено.
Считая постановление N 1187 от 14.05.08г. в части отмены постановления от 02.04.2007г. N2720 принятым в нарушение требований законодательства, нарушающим его права, предприниматель обратился с заявлением в суд.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 6 Постановления пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса РФ" основанием для признания недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов юридического лица.
Регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным Кодексом Российской Федерации и Градостроительным Кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 29 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 Кодекса. В силу статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, и вопросы осуществления контроля за использованием земель городского округа. Органом местного самоуправления в г.Ставрополе является администрация г.Ставрополя - исполнительно-распорядительный орган, возглавляемый главой администрации. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования (ч.3 ст.16 Закона N154-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 статьи 42 Устава города Ставрополя принятие решений о предоставлении и изъятии земельных участков находится в исключительной компетенции главы города Ставрополя. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий и обязанностей, законодательства Российской Федерации, Ставропольского края и Устава соответствующие лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статьей 48 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" в РФ" предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется с проведением работ по их формированию: - без предварительного согласования мест размещения объектов; - с предварительным согласованием места размещения объектов. В данном случае имело место предоставление земельного участка в аренду с предварительным согласованием места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, принятие решения о предоставлении земельного участка.
В соответствии со статьями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению заинтересованного лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра с учетом градостроительных, экологических и иных условий использования соответствующей территории в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка. Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка выдается заявителю.
В дальнейшем проводятся работы по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка, принимается решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного Кодекса Российской Федерации.
16.11.2006 предприниматель Лысенко Ю.Н. обратился с заявлением к главе города Ставрополя. Подготовлено Градостроительное заключение N 2353, утвержденное 20.11.2006 и 21.11.2006 директором Комитета градостроительства и главным архитектором г.Ставрополя соответственно, подготовлен Проект границ земельного участка (л.д.66-71).
20.04.2007 предпринимателем в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление по Ставропольскому краю) получено положительное Санитарно-эпидемиологическое заключение N 225 (л.д.33-37).
На основании проекта границ оформлен Акт выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства (л.д.28-30).
Информирование населения проведено в газете "Вечерний Ставрополь" N 224 от 08.12.2006 (л.д.31).
Постановлением главы г.Ставрополя от 13.09.2007 N 2720 утвержден акт выбора земельного участка, земельный участок предоставлен для проектирования и строительства кафе.
Земельный участок постановлен на кадастровый учет, сформировано и утверждено землеустроительное дело, оформлен кадастровый паспорт на участок с кадастровым номером 26:12:010206:0129 (л.д. 38-40, 45-70).
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт (пункт 1 статьи 48 Закона).
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что гражданские права и обязанности возникают в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами Ш и 1У Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе право аренды, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
14 апреля 2008 года предпринимателем и КУМИ г.Ставрополя заключен договор аренды N 6526 указанного земельного участка, регистрация договора произведена Управлением ФРС по Ставропольскому краю 18.08.2007, номер регистрации 26-26-12/082/2008-227 (л.д.72-80).
Согласно п.3 ст.3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным и иным специальным законодательством. В соответствии с пункта 3 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора аренды может выступать имущество, характеризуемое данными, позволяющими определенно установить объект, подлежащий передаче арендатору.
На основании статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
Судом первой инстанции сделан законный и обоснованный вывод, что при наличии зарегистрированного договора аренды глава администрации не вправе отменять ненормативный акт, на основании которого заключен этот договор, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции. В данном случае рассмотрение вопроса о соблюдении установленного порядка предоставления земельного участка возможно лишь при проверке законности сделки, что относится к исключительной компетенции суда.
Таким образом, публично-правовые отношения по предоставлению земли прекратились (административный акт исполнен), а между сторонами возникли (и существуют по настоящее время) иные (обязательственные) правоотношения по владению и пользованию спорным участкам, которые основаны на самостоятельных гражданско-правовых сделках. В сложившейся ситуации рассмотрение вопроса о правомерности предоставления обществу земельного участка возможно лишь при проверке существующего основания владения (гражданско-правовой сделки), законность которой не должна (и не может) оцениваться судом в рамках данного процесса. Следовательно, оспариваемый акт (постановление от 14.05.2008 N 1187) принят администрацией за пределами полномочий, предоставленных ей статьей 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не позволяющей органу местного самоуправления отменять муниципальные правовые акты, на основании которых уже возникли (и реально существуют) иные (в данном случае - гражданско-правовые) отношения.
Отмена постановления главы муниципального образования о предоставлении предпринимателю земельного участка после заключения договора аренды, передачи земельного участка по акту приема-передачи, регистрации договора аренды управлением ФРС по Ставропольскому краю, означает односторонний отказ арендодателя от исполнения договора аренды, фактическое незаконное изъятие земельного участка у правообладателя, что прямо запрещено статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что при издании постановления главы города Ставрополя от 14.05.2008 N 1187 "Об отмене некоторых постановлений главы города Ставрополя", абзацем пункта 1 которого отменено постановление главы города Ставрополя от 13.09.2007 N 2720 "Об утверждении акта выбора земельного участка, согласовании Лысенко Юрию Николаевичу места размещения кафе по проспекту Кулакова, 16-м в квартале 603 и предоставлении земельного участка для проектирования и строительства" нарушены как требования законодательства, так и права заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о нарушениях допущенных администрацией города Ставрополя при предоставлении спорного земельного участка не имеют правового значений в данном споре и не могут являться основанием к отмене оспариваемого судебного акта.
Нормы права при разрешении спора применены верно, нарушения материальных и процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.05.2009 по делу N А63-1115/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
И.М. Мельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-1115/2009-С7-21
Истец: ИП Лысенко Юрий Николаевич
Ответчик: Администрация г.Ставрополя
Третье лицо: ОАО "Нептун", МУП "Горзеленстрой", Комитет градостроительства администрации города Ставрополя , Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1659/09