г. Ессентуки |
Дело N А15-238/2009 |
27 июля 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 г.,
полный текст постановления изготовлен 27 июля 2009 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.
судей Баканова А.П., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алексановым А.Ш.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Автостоп" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009
по делу N А15-238/2009
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Автостоп"
к Администрации муниципального образования "город Хасавюрт"
третье лицо: Управление муниципальной собственности г. Хасавюрта
об оспаривании распоряжения органа местного самоуправления (судья Гасанов Э.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей:
заявителя - извещены (уведомление N 04828),
заинтересованного лица - извещены (уведомление N 04827),
третьего лица - извещены (уведомление N 04829),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Автостоп" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования "город Хасавюрт" (далее - администрация) от 16.12.2008 N 802-р о ликвидации предприятия. В качестве обеспечительной меры предприятие просило приостановить действие оспариваемого ненормативного акта.
Определением суда от 26.02.2009 в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер отказано.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом г. Хасавюрта.
Решением суда от 23.04.2009 в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным распоряжения администрации от 16.12.2008 N 802-р отказано. Судебный акт мотивирован соответствием оспариваемого ненормативного акта требованиям статьи Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях).
Не согласившись с принятым решением, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприятие ссылается на то, что оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о предприятиях и нарушает права и законные интересы предприятия.
От предприятия поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства на другой срок в связи с болезнью представителя предприятия.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле и извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными либо признает, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании в связи с необходимостью предоставления отсутствующим участником процесса дополнительных доказательств. Данной нормой установлено право, а не обязанность суда отложить судебное заседание. Кроме того, предприятие не обосновало невозможность направления в суд другого представителя. В апелляционной жалобе предприятие не указало, какие доказательства дополнительно к имеющимся в деле оно могло бы предоставить в случае отложения судебного заседания.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы по имеющимся в материалах дела доказательствам в отсутствие предприятия, извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства.
Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. С отзывом администрация направила для приобщения к материалам дела свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица МУП "Автостоп" от 10.03.2009 серия 05 N 002018602, решение Собрания Депутатов городского округа "город Хасавюрт" от 24.11.2008 N 12-9 о даче согласия Администрации муниципального образования городского округа "город Хасавюрт" на ликвидацию МУП "Автостоп", а также свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией от 08.07.2009 серию 05 N002018603. На основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд приобщил представленные документы к материалам дела.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании, не направила, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в ее отсутствие.
Управление муниципальной собственности г. Хасавюрта отзыва не представило, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009 по делу N А15-238/2009 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что распоряжением администрации г. Хасавюрта от 30.06.2000 N 968р учреждено МУП "Автостоп". Устав предприятия зарегистрирован постановлением городской администрации от 30.06.2000 N121п. Решением Инспекции ФНС России по г. Хасавюрту от 21.11.2002 N 57 предприятие перерегистрировано и внесено в ЕГРЮЛ, о чем выдано свидетельство N 00152058.
Городской администрацией 16.12.2008 на основании пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации издано распоряжение N 802р "О мероприятиях по ликвидации МУП "Автостоп", в котором предусмотрено: ликвидировать с 15.02.2009 МУП "Автостоп", зарегистрированное Инспекцией ФНС России по г. Хасавюрту в 2000 г. по юридическому адресу: г. Хасавюрт, ул. Заречная, 63; поставить в известность Инспекцию ФНС России по г. Хасавюрту о том, что предприятие находится в процессе ликвидации; обязать директора предприятия предупредить его работников о предстоящем увольнении; обязать Комитет по управлению имуществом провести мероприятия по ликвидации предприятия в соответствии с законодательством РФ.
Полагая, что распоряжение N 802р не соответствует требованиям пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации Закону о предприятиях, издано при отсутствии на то согласия Комитета по управлению имуществом г. Хасавюрта, нарушает права и законные интересы предприятия, предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный правовой акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагают, что такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным оспариваемого истцом распоряжения городской администрации N 802р требуется наличие одновременно двух условий: несоответствие распоряжения требованиям закона и иных нормативных правовых актов; нарушение распоряжением прав и законных интересов предприятия.
Статья 113 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 2 Федерального закона о предприятиях определяют унитарное предприятие как коммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Статьями 20 и 35 Закона о предприятиях предусмотрено, что унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества. В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК РФ, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона о предприятиях от имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пунктам 5 и 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
Согласно уставу учредителями предприятия являются администрация г. Хасавюрта и Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Хасавюрта. Предприятие является коммерческим и создано в целях удовлетворения общественных потребностей в пассажирских и грузовых перевозках. Имущество предприятия находится в муниципальной собственности и закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Предприятие может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункты 1.4., 1.3, 2.1., 2.2., 3.2.,7.4 Устава).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт.
Администрация в обоснование наличия у нее полномочий на принятие оспариваемого распоряжения представила Положение о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий, утвержденное постановлением городского Собрания депутатов г. Хасавюрта от 26.12.2003 N 7-6, из которого следует, что решение об учреждении, реорганизации и ликвидации муниципального унитарного предприятия принимается исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Согласно статье 22 Устава муниципального образования "город Хасавюрт" Республики Дагестан, принятого решением Собрания депутатов городского округа "город Хасавюрт" от 08.10.2007 N 46/1, структуру органов местного самоуправления городского округа составляют представительный орган городского округа - Собрание депутатов городского округа, глава городского округа, администрация (исполнительно-распорядительный орган) городского округа, контрольно-счетная комиссия городского округа.
Следовательно, в данном случае администрация г. Хасавюрта приняла оспариваемое распоряжение в пределах своих полномочий и в соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 35 Закона о предприятиях.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы предприятия о том, что оспариваемое распоряжение принято без согласования с Комитетом по управлению имуществом г. Хасавюрта.
В отзыве Управления муниципальной собственностью г. Хасавюрта на исковое заявление, подписанном начальником Дадаевым И.Н. (том 1 л.д. 129-130), Управление подтверждает, что проект распоряжения от 16.12.2008 N 802р был согласован с Комитетом (ныне - Управление) по управлению муниципальным имуществом. Во исполнение пункта 4 оспариваемого распоряжения Комитетом было принято свое распоряжение от 16.12.2008 N 09 о проведении необходимых мероприятий по ликвидации МУП "Автостоп" (том 1 л.д. 132).
Администрацией в силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и во исполнение распоряжения N 802р от 16.12.2008 назначен ликвидатором предприятия от имени учредителя зам.главы администрации председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом - Дадаев И.Н. (том 1 л.д. 118).
Суд правомерно отклонил доводы предприятия о том, что оспариваемое распоряжение издано в интересах определенного круга лиц, со ссылкой на постановление Администрации от 05.12.2008 N 170-п "О переводе автотранспорта, занимающегося перевозкой пассажиров по междугородним, межрайонным и межобластным направлениям, на вновь созданный автовокзал", ввиду отсутствия их документального подтверждения.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предприятия может быть ликвидировано по решению собственника его имущества - администрации и признал оспариваемое распоряжение N 802р соответствующим статье 35 Закона о предприятиях.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009 по делу N А15-238/2009.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.04.2009 по делу N А15-238/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-238/2009
Заявитель: МУП "Автостоп"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Хасавюрт"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом г. Хасавюрт