г. Ессентуки |
Дело N А20-3527/2007 |
14 февраля 2008 г. |
Регистрационный номер |
|
апелляционного производства N 16АП-79/2008(1) |
Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Винокуровой Н.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судьей Казаковой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе г. Ростов-на-Дону на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 по делу N А20-3527/2007 по заявлению Открытого акционерного общества "Дарьял" г. Прохладный о признании незаконным и отмене постановления от 26.09.2007 N 420 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Дарьял" г. Прохладный (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе (далее РО ФСФР) от 26.09.2007 N 420 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее Кодекс) и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 30 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что пропущен двухмесячный срок привлечения к ответственности, так как о допущенном правонарушении административному органу было известно из представляемых списков аффилированных лиц об отсутствии сайта в сети Интернет, кроме того, срок давности привлечения к ответственности начинает течь с момента срока раскрытия информации, установленного правовыми актами федерального органа исполнительной власти.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 по делу N А20-3527/2007 признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе от 26.09.2007 N 420 о привлечении ОАО "Дарьял" г. Прохладный к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса и назначении наказания. Судебный акт мотивирован тем, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 ст. 15.19 Кодекса в виде не раскрытия информации на рынке ценных бумаг совершено обществом 17.07.2007 по годовому отчету за 2006 и 15.05.2007 по годовой бухгалтерской отчетности за 2006.
Не согласившись с решением суда, РО ФСФР обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 по делу N А20-3527/2007 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и закону.
В судебное заседание представители РО ФСФР и ОАО "Дарьял", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, прислали ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО "Дарьял" просит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 по делу N А20-3527/2007 в апелляционном порядке в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" Общество обязано раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Данная обязанность установлена для всех акционерных обществ без исключения независимо от объемов их деятельности, конкурентоспособности и влияния на товарных рынках.
Согласно пункту 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение), утвержденного Приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 16.03.2005 N 05-5/ пз-н и от 10.10.2006 N 06-117 пз-н, вступившего в силу с 02.02.2007, установлена обязанность акционерного общества по раскрытию информации на страницах в сети Интернет в виде опубликованного текста: годового отчета, не позднее 2-х дней с даты составления протокола общего собрания акционеров, на котором принято решение об его утверждении (пункт 8.2.4); годовой бухгалтерской отчетности не позднее 45 дней истечения установленного законодательством РФ срока представления годовой бухгалтерской отчетности (пункт 8.3.5); содержания устава не позднее 3 дней по Положению от 16.03.2005 (2 дней по Положению от 10.10.2006) с даты получения свидетельства о государственной регистрации (пункты 8.4.1, 8.1.2).
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 30.07.2007 N 04-154 ПЗ должностным лицом РО ФСФР 03.09.2007 произведена проверка общества па предмет соблюдения обществом законодательства в области раскрытия информации на странице в сети Интернет и установлено, что Обществом за 2004-2006 годы не опубликованы годовые отчеты, годовая бухгалтерская отчетность за 2004-2007 годы, сообщения об утверждении годовой бухгалтерской отчетности за 2004-2006 годы, Устав общества, о чем был составлен протокол N 0309/1 о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
Протокол N 0309/1 от 3 сентября 2007 года составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Дарьял", извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола 28.08.2007, о чем свидетельствует уведомление о вручении заказной корреспонденции.
На основании указанных материалов проверки и протокола N 0309/1 26.09.2007 РО ФСФР принято постановление N 470 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Частью 2 статьи 15.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, и влечет наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до сорока тысяч рублей.
Удовлетворяя заявление Общества, о признании постановление N 470 от 26.09.2007 недействительным и отмене постановления, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании статей 47, 63 Закона " Об акционерных обществах" (далее - Закон) годовое общее собрание приводится акционерным обществом в сроки, устанавливаемые уставом общества, но не ранее чем через два и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года, а протокол составляется не позднее 15 дней после закрытия общего собрания.
Поскольку указанные сроки имеют пресекательный характер, то проведение и закрытие общего собрания не может быть позже 30 июня года, следующего за истекшим отчетным годом.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации обязаны представлять годовую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
В силу пункта 1 статьи 14 этого Закона и пункту 13 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций", ПБУ-4/99, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 06.07.1999 N 43Н (в редакции от 18.09.2006 N115Н) при составлении бухгалтерской отчетности за год, отчетным является календарный год с 1 января по 30 декабря включительно.
Согласно пункту 3 Приказа ФСФР РФ от 16.03.2005 (далее - Приказ) пункт 8.4.1 Положения от 16.03.2005 в части акционерных обществ, не обязанных осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, вступает в силу по истечении трех месяцев с даты официального опубликования указанного Приказа, который впервые официально опубликован 02.05.2005, следовательно, указанный пункт вступил в законную силу 02.08.2005.
Таким образом, общество должно руководствоваться пунктами 8.4.1 Положения от 16.03.2005.
Следовательно, общество обязано раскрыть информацию не позднее 17 июля года, следующего за истекшим отчетным годом для годового отчета (до 30 июня срок проведения общего собрания + 15 дней для составления протокола + 2 дня для опубликования); не позднее 15 мая года, следующего за истекшим отчетным годом для опубликования годовой бухгалтерской отчетности (90 дней для представления бухгалтерской отчетности + 45дней для опубликования); не позднее 05.08.2005 для опубликования Устава организации.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что несоблюдение указанных сроков является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Таким образом, поскольку законом предусмотрен срок, в течение которого Общество обязано было выполнить возложенную на него законом обязанность по раскрытию информации на рынке ценных бумаг, то правонарушение, предусмотренное частью 2 ст. 15.19 Кодекса, совершенное Обществом, не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение в соответствии с п. 1 ст. 4.5 Кодекса составляет 2 месяца и начинает исчисляться с момента его совершения, т.е. со дня, следующего за последним днем срока исполнения обязанности. По данному делу сроки истекли в 2005, 2006 годах, а за не предоставление бухгалтерской отчетности за 2007 года срок исчисляется с 15 мая 2007 года, за не предоставление информации по годовому отчету за 2006 год срок исчисляется с 17 июля 2007 года.
В соответствии с п. 6 ст. 24.5 Кодекса истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ст. 24.5 Кодекса, по истечении установленных сроков давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, обсуждаться не может.
В нарушение указанных норм руководитель Регионального отделения Федеральной Службы по финансовым рынкам в Южном Федеральном округе привлек Общество к административной ответственности 26 сентября 2007 года, то есть за пределами срока давности, поэтому данное постановление являлось незаконным и подлежало отмене.
Высший Арбитражный Суд РФ изложил свою позицию в постановлении от 25.04.2006 N 14741/05, в котором указал, что нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, то есть невыполнение акционерным обществом предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку, по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся правонарушений. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения правонарушения, а не с момента его обнаружения. Несвоевременное выявление нарушения не может служить основанием для его квалификации в качестве длящегося, поскольку, осуществляя согласно пункту 10 статьи 42 Закона "О рынке ценных бумаг" контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг требований законодательства о ценных бумагах, стандартов, требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обязан своевременно выявлять и пресекать правонарушения в этой области и принимать меры для привлечения виновных лиц к установленной законодательством ответственности.
Суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал фактические обстоятельства по делу, оценил представленные доказательства в их совокупности и сделал правильный вывод о том, что согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечение лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу, а поэтому в силу части 2 статьи 211 АПК РФ это обстоятельство служит основанием для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления административного органа.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции и о неправильном исчислении судом первой инстанции срока привлечения к административной ответственности, не могут быть приняты судом и отклоняются на основании вышеизложенного и за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 г. по делу N А20-3527/2007 является законным и обоснованным, оснований для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 14.12.2007 г. по делу N А20-3527/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3527/2007
Истец: ОАО "Дарьял"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе (РО ФСФР в ЮФО)