г. Ессентуки |
Дело N А61-2002/07-7 |
|
Рег. N 16АП-1075/08(1) |
16 июля 2008 года объявлена резолютивная часть постановления.
23 июля 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Цигельников И.А.,
судьи: Луговая Ю.Б, Мельников И.М,
при ведении протокола судебного заседания судьей Цигельниковым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания на решение Арбитражного суда Республике Северная Осетия-Алания от 09.04.2008 года по делу N А61-2002/07-7, (судья Акимцева С.А.).
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Келехсаева А.Ш. доверенность от 10.09.2007 N 7; Дзеранов Ш.Г. доверенность от 03.09.2007 N 5;
от ОАО "Осетинский завод автомобильного и тракторного электрооборудования" - не явились;
от Региональной службы по тарифам РСО -Алания - не явились;
от Комитета топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания - не явились;
от ООО "Квант" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Осетинский завод автомобильного и тракторного электрооборудования" (далее - завод) обратилось в арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о признании незаконными решения от 15.11.2007 и предписания N N 04-01/46-11-07 от 15.11.2007 принятых Управлением федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания (далее - управление) о прекращении нарушения требований пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обязании возобновить подачу электроэнергии ООО "Квант" (далее - общество).
Решением от 09.04.2008 суд признал незаконным решение управления от 15.11.2007 и предписание N 04-01/46-11-07 от 15.11.2007.
Не согласившись с таким решением, управление направило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих требований в апелляционной жалобе управление указало, что при принятии решения, судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания поддержала апелляционную жалобу, заявила ходатайство с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества.
От общества поступило ходатайство с просьбой рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества.
В отзыве завод апелляционную жалобу не признал, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы завод, Комитет топлива, энергетики и ЖКХ Республики Северная Осетия-Алания не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, на основании ст. 156 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, проверив законность принятого решения и правильность применения норм материального и процессуального права, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о рассмотрении законности действий завода по прекращению передачи электроэнергии согласно договору от 01.01.2007 N 5.
Решением от 15.11.2007 управление признало завод нарушившим п. 8 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся в неправомерном прекращении передачи электроэнергии обществу.
15.11.2007 управление выдало заводу предписание N 04-01/46-11-07 об устранении выявленных нарушений в срок до 17.12.2007 путем возобновления передачи электроэнергии обществу.
Не согласившись с принятым управлением решением и предписанием, завод обратился в суд.
Удовлетворяя требования завод суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
01.01.2007 между заводом и обществом был заключён договор оказания услуг N 5.
Согласно п. 1 договора N 5 от 01.01.2007 завод покупает и передаёт электрическую энергию обществу в объёме и в сроки, предусмотренные договором, а общество принимает и оплачивает её своевременно.
В силу ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период" (далее - Закон N 36-ФЗ) с 01.04.2006 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещено совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, а с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка.
В статье 6 Закона N 36-ФЗ указано также то, что в целях обеспечения реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии.
29.06.2007 управлением было принято решение N ЦА/9916, согласно которого заводу необходимо было в срок до 20.01.2007 прекратить совмещение деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии путем проведения реорганизации.
29.06.2007 заводом в адрес всех хозяйствующих субъектов присоединенных к его электрическим сетям, включая и общество было направлено уведомление о расторжении договоров поставки электроэнергии и необходимости заключения договоров на поставку электроэнергии с энергосбытовой организацией, а с заводом заключения договор на оказание услуг по ее передаче.
Между обществом и заводом на 2007 год был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007 N 5, который исполнялся сторонами до 08.10.2007.
29.08.2007 заводом в адрес общества было направлено уведомление N 15-525, о расторжении договора в одностороннем порядке с 15.09.2007.
Уведомлениями от 28.09.2007 и от 03.10.2007 завод назначал обществу сроки отключения электроэнергии. 08.10.2007 обществу была прекращена подача электроэнергии.
Пунктом 93 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1006 N 530, предусмотрено, что в случае наступления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дальнейшего снабжения электрической энергией покупателей гарантирующим поставщиком и (или) энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией, применяется особый порядок принятия покупателей электрической энергии на обслуживание гарантирующим поставщиком.
Указанная организация обязана уведомить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения с указанием предполагаемой даты ликвидации или даты прекращения деятельности по продаже электрической энергии, которая не может наступить ранее 2 месяцев с даты надлежащего уведомления уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Завод не уведомил уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, Комитет топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания" (постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 21.03.2008 N 47 "Об утверждении Положения о Комитете топлива, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания").
Согласно уставу, утверждённому 12.11.2007 протоколом N 81, завод осуществляет деятельность в области машиностроения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2008 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Гарантирующий поставщик электрической энергии - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Энергосбытовыми являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В силу пункта 3 статьи 9 Закона "Об электроэнергетике" деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии, осуществляемая организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, а также указанная деятельность собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети, осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Таким образом, учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы свидетельствующие о том, что объекты электросетевого хозяйства завода входят в единую национальную (общероссийскую) сеть и уставом завода определена деятельность в области машиностроения, находящееся на балансе завода электрическое оборудование, используемое для собственных и производственных нужд, не может рассматриваться как линии энергопередачи, к которым согласно Закону "Об энергетике" относятся электрические сети и иные объекты электросетевого хозяйства, входящие в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя.
Собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Завод является собственником объекта электросетевого хозяйства -внутриплощадных электрических сетей, через которые осуществлялась подача электроэнергии обществу. Договор купли-продажи электрической энергии между гарантирующим поставщиком - ОАО "Севкавказэнерго" и обществом не заключался.
Пунктом 10 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, предусмотрено, что взаимодействие покупателей электрической энергии, гарантирующих поставщиков и производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков с сетевыми организациями, в том числе в части присоединения соответствующих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрической сети.
Согласно положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" данным законом устанавливаются организационные и правовые основы предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации, а также основания и порядок применения антимонопольными органами мер принуждения к хозяйствующим субъектам, допустившим нарушение антимонопольного законодательства.
Такими нарушениями признаются и действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, которые направлены на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе путем создание дискриминационных условий деятельности предприятий (пункт 8 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
В случаях обнаружения сознательных (намеренных) действий субъектов, направленных на ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, по пункту 2 статьи 12 Закона "О конкуренции" антимонопольный орган вправе выдавать хозяйствующему субъекту обязательные для исполнения соответствующие предписания.
Управлением не представлены и в материалах дела отсутствуют доказательства того, что завод злоупотребил доминирующим положением.
Таким образом, прекращение подачи электрической энергии произошло по причине исполнения заводом ст. 6 Федерального закона N 35-ФЗ и решения управления.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции обоснованы, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.04.2008 года по делу N А61-2002/07-7, оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Ю.Б. Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2002/07-7
Истец: ОАО"Осетинский завод автомобильного и тракторного электрооборудования"(ОАО "ОЗАТЭ"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы РФ по Республике Северная Осетия-Алания
Третье лицо: Региональная служба по тарифам РСО -Алания., ООО "Квант", Комитет топлива, энергетики и ЖКХ РСО-Алания
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1075/08