31 марта 2008 г. |
Дело N А20-1/08 |
г. Ессентуки |
Регистрационный номер 16АП-395/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 марта 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жукова Е.В.,
судей: Баканова А.П., Винокуровой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вишневским Д.Ю.,
рассмотрев апелляционную жалобу N 80 от 18.02.2008г. ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.08г. по делу N А20-1/08 (судья Бейтуганов З.А.) по заявлению отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР, г. Нальчик о привлечении ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" МЗ КБР, г. Нальчик к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1. КоАП РФ,
при участии:
от ответчика: не явились, уведомлены надлежащим образом,
от истца: не явились, уведомлены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Отдел) обратился в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о привлечении государственного учреждения здравоохранения "Республиканская детская клиническая больница" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее - ГУЗ "РДКБ") к административной ответственности на основании части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.2008 г. заявление отдела милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворено - государственное учреждение "Республиканская детская клиническая больница" Министерства Здравоохранения КБР привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, обосновав свою позицию тем, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, в результате неполного и не всестороннего изучения дела вынесено незаконное решение, не учтено, что из п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что, решая вопрос о том, образуют ли действия лица состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 Кодекса, необходимо проверять, содержатся ли в них признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, отзыв не предоставил, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.08г. по делу N А20-1/08 проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции законно и обоснованно, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела 29.12.2007 г. в 10 час. 35 мин. во исполнение плана совместных мероприятий по предупреждению и пресечению незаконного оборота на потребительском рынке фальсифицированных лекарственных средств на 2007-2008 годы и на основании постановления начальника ОМБППРИАЗ МВД по КБР от 26.12.2007 г. N 238, инспектором отдела Кардановым А.Х. проведена проверка аптечного пункта ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница", расположенного по адресу: г.Нальчик, ул.Шогенова, 4.
В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения лицензионных требований и условий: в помещении для хранения и отпуска лекарственных средств аптеки ГУЗ "РДКБ" хранятся лекарственные средства с нарушением температурного режима и не ведутся карты ежедневного учета температуры и относительной влажности воздуха.
В ходе осмотра помещения аптеки обнаружены следующие лекарственные препараты: "Веро-ванкомицин (61 упаковка) - хранение при температуре не выше 8 градусов; "Дакарбазин - Лэнс" (36 упаковок) - хранение при температуре от 2 до 8 градусов; "Гепарин" (45 упаковок) - хранение при температуре 12-15 градусов; "Мильгамма" (5 упаковок)- хранение при температуре не выше 15 градусов; "Мидокалм-Рихтер" (15 упаковок), хранение при температуре 8-15 градусов; "Адреналина гидрохлорид" (39 упаковок) - хранение при температуре 12-15 градусов; "Натрия аденозинтрифостат" (10 упаковок) - хранение при температуре 5+2 градуса; "Коргликон" (1 упаковка) - хранение при температуре от +8 до + 15 градусов.
Проверкой установлено, что все вышеперечисленные лекарственные препараты хранились с нарушением температурного режима, тогда как в соответствии с пунктом 4.5 "Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996. N 377, при хранении указанных лекарственных препаратов требуется защита от воздействия повышенной температуры. Так, к числу лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры относятся: антибиотики - "Веро-ванкомицин", "Дакарбазин-Лэнс"; витамины и витаминные препараты - "Мильгамма", "Натрия аденозинтрифостат"; препараты, содержащие гликозиды - "Коргликон".
По результатам проведенной проверки инспектором Отдела Кардановым А.Х. составлен протокол ЮЛ N 002 от 29.12.2007. об административном правонарушении.
Протокол и материалы проверки переданы Отделом в суд для решения вопроса о привлечении ГУЗ "РДКБ" к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и статьей 34 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ мО лекарственных средствах" фармацевтическая деятельность входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в Положении о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.06 N 416.
В соответствии с пунктом 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 указанного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона от 22.06.98 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"
В силу п. 5.4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13 ноября 1996 г. N 377, лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями.
Пункт 4.5.2 указанной Инструкции предусматривает, что лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град. C) прохладной (или холодной) - (12 - 15 град. C) температуре.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 Кодекса (в ред. Федерального закона от 22.06.07 N 116-ФЗ) осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 26.1 Кодекса по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 указанной статьи).
В материалах дела имеются протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений и протокол об административном правонарушении от 29.12.2007. , в которых отражено несоблюдение условий хранения лекарственных препаратов, отсутствие карт учета температуры и относительной влажности воздуха в помещении. Указанный протокол подписан руководителем ГУЗ "РДКБ" Эльчепаровым М.М. без возражений. Кроме того, в данном протоколе руководитель ГУЗ "РДКБ" указал, что гидрометр и холодильное оборудование не приобретаются ввиду отсутствия финансирования. При этом, из представленных в материалы дела объяснений заведующей производственной аптекой, фармацевта аптеки и понятых, также следует наличие в действиях ГУЗ "РДКБ" состава вменяемого административного правонарушения.
Наряду с этим, довод ГУЗ "РДКБ" о том, что отсутствует нарушение пункта 2.4 Приказа МЗ РФ N 377 от 13.11.1996., поскольку на текущий месяц карта учета температуры и относительной влажности воздуха имелась, обоснованно отклонен судом первой инстанции поскольку пунктом 2.4 Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной Приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377, установлено, что в каждом помещении хранения должна быть заведена карта учета температуры и относительной влажности.
При этом, как указано в пункте 3.19 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 (в редакции от 18.04.2007.), помещения хранения лекарственных препаратов и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций, должны быть оснащены приборами для регистрации параметров воздуха. Показания этих приборов должны ежедневно регистрироваться в специальном журнале (карте), который ведется ответственным лицом в течение года и хранится год, не считая минувшего.
Следовательно, несостоятелен довод ГУЗ "РДКБ" о том, что срок хранения карты учета не регламентирован.
Кроме того, довод ГУЗ "РДКБ" о том, что Учреждение не может выступать субъектом правонарушения по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку является некоммерческой организацией, не имеющей своей целью осуществление предпринимательской деятельности и извлечение прибыли, суд первой инстанции правильно отклонил ввиду следующего.
Частью 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Из представленных в дело доказательств следует, что ГУЗ "РДКБ" осуществляет деятельность по оказанию медицинских услуг детскому населению республики. Кроме того, в соответствии с Уставом ГУЗ "РДКБ" вправе заниматься предпринимательской деятельностью (статья 2.3).
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются организация и индивидуальный предприниматель, осуществляющие предпринимательскую деятельность с грубыми нарушениями условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Закон не устанавливает, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются только коммерческие организации.
Более того, привлечение к административной ответственности за хранение и отпуск лекарственных средств в медицинских учреждениях с нарушением лицензионных требований и условий не ставится законодательством Российской Федерации в зависимость от того, занимается ли лицо предпринимательской деятельностью и получает от этого прибыль, либо использует лекарственные препараты в целях осуществления своей деятельности по оздоровлению граждан.
При таких обстоятельствах в действиях ГУЗ "РДКБ" имеется состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП при назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Оценив представленные в дело доказательства и учитывая пояснения сторон, суд первой инстанции признал смягчающим вину обстоятельством привлечение ГУЗ "РДКБ" к административной ответственности по данной норме впервые и с учетом положения статьи 4.2 КоАП РФ применил к нему административное наказание в виде минимального размера штрафа.
Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам находит, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера, правильно применены нормы материального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности и исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст.269-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.02.08г. по делу N А20-1/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
Н.В. Винокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1/2008
Заявитель: ГУЗ "Республиканская детская клиническая больница" МЗ КБР
Ответчик: Отдел милиции по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства МВД по КБР
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-395/08