г. Ессентуки |
Дело N А61- 195/09 |
26 июня 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 г.,
полный текст постановления изготовлен 26 июня 2009 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.
судей Баканова А.П., Луговой Ю.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Карапетовым С.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Владикавказу на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2009 по делу N А61- 195/09
по заявлению Владикавказского муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г. Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания,
третье лицо: Владикавказская Квартирно-Эксплуатационной часть района Северо-Кавказского военного округа Министерства обороны Российской Федерации
о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о государственной регистрации прекращения деятельности 1-го Домоуправления Владикавказской Квартирно-Эксплуатационной части района в связи с ликвидацией от 18.12.2008 за государственным номером 2081515046259, (судья Родионова Г.С.)
при участии в судебном заседании:
от истца: Даурова М.М. по доверенности от 13.01.2009 N 23,
от ответчика: не явились, извещены (уведомление N 00002),
от третьего лица: не явились, извещены (уведомление N 00004),
УСТАНОВИЛ:
Владикавказское муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по г.Владикавказу Республики Северная Осетия - Алания (далее - регистрирующий орган, налоговая инспекция) с заявлением о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о государственной регистрации прекращения деятельности 1-го Домоуправления (далее - ДУ N 1) Владикавказской Квартирно-Эксплуатационной части района (далее - Владикавказская КЭЧ района) в связи с ликвидацией от 18.12.2008 за государственным номером 2081515046259 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением суда от 17.04.2009 заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 21, 22 Федерального закона от 08.08.2000 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), а также имущественных прав предприятия.
Не согласившись с принятым решением, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных предприятием требований, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Налоговый орган ссылается на то, что нарушение ликвидатором порядка оформления ликвидационного баланса не относится к числу предусмотренных статьей 23 Закона о госрегистрации оснований для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.
От налоговой инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия ее представителя. Суд удовлетворил ходатайство.
Предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Представитель предприятия - Даурова М.М. доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержала.
Владикавказская КЭЧ района отзыва не представила, будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте проведения судебного разбирательства, своего представителя для участия в судебном заседании не направила, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2009 по делу N А61- 195/09 является законным и обоснованным, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что ДУ-1 Владикавказской КЭЧ района зарегистрировано в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ 11.12.2002 (государственный номер записи 1021500582025).
Согласно распоряжению заместителя начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 01.04.2008 N 147\14\2407 ДУ-1 Владикавказской КЭЧ района должно было быть расформировано до 20.05.2008.
Приказом N 9 от 23.04.2008 была создана ликвидационная комиссия во главе с председателем комиссии начальником ДУ-1 Ушаридзе И.Г.
16.07.2008 ликвидационной комиссией опубликовано объявление о ликвидации ДУ-1 и возможности предъявления требований кредиторов в течение двух месяцев после опубликования (срок предъявления требований истекал 16.09.2008) во Всероссийском Вестнике N 28 (181), часть 1.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.03.2009 налоговым органом были внесены следующие записи в ЕГРЮЛ:
18.07.2008 - о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителем (регистрационный номер записи 2081515017274);
22.07.2008 - о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора (регистрационный номер записи 2081515017362);
02.09.2008 - о составлении промежуточного ликвидационного баланса (регистрационный номер записи 2081515020552);
18.12.2008 - запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (регистрационный номер 2081515046259).
Предприятие, являясь одним из поставщиков коммунальных услуг - тепловой энергии, в рамках дела N А61-1283/08 обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к ДУ N 1, ликвидационной комиссии, Владикавказской КЭЧ района и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании 6 052 978 руб. задолженности за оказанные им услуги по отпуску тепловой энергии населению. 08.08.2008 исковое заявление принято к производству. В связи с внесением налоговым органом в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ДУ-1 в связи с его ликвидацией от 18.12.2008 определением суда от 22.12.2008 производство по делу N А61-1283/08 было прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Предприятие, полагая, что его права как кредитора ДУ N 1 Владикавказской КЭЧ района нарушены, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу статьи 1 Закона о госрегистрации государственная регистрация юридических лиц - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в том числе, о ликвидации юридических лиц. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 11 указанного закона внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр на основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом, признается моментом государственной регистрации. Таким образом, по смыслу Закона запись в ЕГРЮЛ имеет правовое значение для установления юридического факта - государственной регистрации юридического лица (в том числе, при его ликвидации).
По смыслу статьи 21 и 23 Закона о госрегистрации на регистрирующий орган законом возложена обязанность по проверке установленного законом порядка ликвидации юридического лица, выявления и устранения соответствующих нарушений.
В соответствии со статьей 21 Закона о госрегистрации для государственной регистрации ликвидации в регистрирующий орган необходимо представить следующие документы: заявление о государственной регистрации; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". При этом Законом о госрегистрации специально оговаривается срок, в течение которого должны быть представлены такие документы. Он составляет два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации юридического лица, т.е. публикации в "Вестнике государственной регистрации".
Ликвидационный баланс является обязательным документом, предъявляемым на регистрацию. Промежуточный ликвидационный баланс регламентируется пунктом 2 статьи 63 ГК РФ, а ликвидационный баланс - пунктом 5 статьи 63 ГК РФ.
Анализ положений статьи 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества и он составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ГК РФ закрепляется срок, в течение которого могут осуществляться ликвидационные действия, - два месяца со дня помещения в органах печати ликвидационной комиссией публикации о ликвидации юридического лица и до момента уведомления ликвидационной комиссией (ликвидатором) регистрирующего органа о завершении процесса ликвидации юридического лица.
По смыслу пунктов 1 - 6 статьи 63 ГК РФ промежуточный ликвидационный баланс не может быть составлен и утвержден ранее истечения срока для предъявления кредиторами требований, указанного в публикации о ликвидации юридического лица, и не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Судом установлено, что ликвидационный баланс, подписанный руководителем ликвидационной комиссии и главным бухгалтером, не был утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс также не отражал задолженность перед кредитором (предприятием), заявившим о своих требованиях до окончания процедуры ликвидации юридического лица (в рамках дела N А61-1283/08).
Кроме того, промежуточный ликвидационный баланс был составлен ликвидационной комиссией до окончания срока для предъявления требований кредиторами, т.е. 31.08.2008 и не содержал в графах балансов "Актив" и "Пассив" сведений о наличии требований кредиторов, в том числе предприятия.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о нарушении ликвидационной комиссией ДУ N 1 порядка проведения ликвидации юридических лиц, установленного статьей 63 ГК РФ и статьями 21, 22 Закона о госрегистрации. Регистрирующим органом принято решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица и внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ при существенном нарушении ликвидационной комиссией порядка ликвидации юридического лица, в результате чего были нарушены права предприятия как кредитора ДУ N 1.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 Постановления Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ" для принятия судом решения о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушения указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал запись в ЕГРЮЛ о государственной регистрации прекращения деятельности ДУ N 1 Владикавказской КЭЧ района в связи с ликвидацией от 18.12.2008 за государственным номером 2081515046259 недействительной.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 17.04.2009 по делу N А61- 195/09.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 17.04.2009 по делу N А61- 195/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-195/09
Заявитель: ВМУП "Тепловые сети"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N2 по РСО-Алания
Третье лицо: Владикавказская Квартирно-Эксплуатационная часть района Северо-Кавказскоговоенного округа Министерства обороны РФ
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2009 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1305/09