Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2011 г. N 09АП-3623/2011
Город Москва |
|
25 марта 2011 г. |
Дело N А40-95616/10-114-474 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 марта 2011 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.О. Окуловой,
судей Н.Н. Кольцовой, Р.Г. Нагаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.В. Селивестровым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2010
по делу N А40-95616/10-114-474, принятое судьей Савинко Т.В.
по заявлению ОАО "Выксунский металлургический завод" (ИНН 997550001, ОГРН 1025201632610)
к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
о признании частично недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Лебедевой А.П. по дов. от 22.12.2010 N 2140-10/0, Радченко А.В. по дов. от 13.05.2010 N 1924-10/0
от заинтересованного лица - Корешковой О.А. по дов. от 31.12.2010 N б/н
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Выксунский металлургический завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 19.05.2010 N 56-12-11/01-09/89 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления 47 364 руб. налога на прибыль, 3 124 927 руб. налога на добавленную стоимость, соответствующих пени и штрафов.
Решением суда от 22.12.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в деле доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт от 05.04.2010 N 56-12-11/01-09/48 и вынесено решение от 19.05.2010 N 56-12-11/01-09/89, в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п.1 ст.122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 94 778 659,80 руб.; начислены пени по налогу на прибыль и НДС в сумме 37 492 637,19 руб.; предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль и НДС в сумме 475 727 301 руб., штраф, пени, внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Указанное решение обжаловано обществом в ФНС России путем подачи апелляционной жалобы.
В обоснование приведенных в апелляционной жалобе доводов инспекция указывает, что общество неправомерно включило в состав материальных расходов стоимость материально-производственных запасов в виде излишков материально-производственных запасов в сумме 201 378 руб., что привело к занижению налога на прибыль в сумме 47 364 руб. в результате неверного применения ставки налога на прибыль.
Данный довод не может быть принят судом и подлежит отклонению.
Материалами дела установлено, что обществом в результате инвентаризации за 2007 г. выявлены излишки материально-производственных запасов в сумме 41 953 691 руб.
Согласно п.20 ст.250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.254 НК РФ стоимость материально-производственных запасов, прочего имущества в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, а также при ремонте основных средств, включаемых в материальные расходы, определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном п.13 и 20 ч.2 ст.250 НК РФ.
Общество доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, отразило в составе внереализационных доходов.
В дальнейшем выявленные в результате инвентаризации материально-производственные запасы списаны обществом в производство, при этом общество учло в составе расходов для целей налога на прибыль материально-производственные запасы по сумме налога в размере 10 068 886 руб., т.е. рассчитало стоимость материально-производственных запасов по ставке налога 24% в соответствии со ст.284 НК РФ в редакции, действовавшей в проверяемом периоде.
Как следует из материалов дела, обществом и Правительством Нижегородской области заключено Соглашение о взаимодействии в развитии спорта в Нижегородской области от 10.12.2007 N 680-П/2/4 (т.2 л.д.78-82), в соответствии с которым общество приняло на себя обязательство направить до 25.12.2007 в порядке финансовой помощи Некоммерческому партнерству "Футбольный клуб "Волга" денежные средства в размере 70 000 000 руб.
Согласно Закону Нижегородской области от 04.04.2008 N 31-3 "О внесении изменения в закон Нижегородской области "О предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций", налоговая ставка налога на прибыль организаций, установленная для зачисления в бюджет Нижегородской области, для организаций, оказавших финансовую помощь на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области и (или) спортивным командам Нижегородской области, снижена на процент, равный соотношению суммы оказанной финансовой помощи к сумме налоговой базы для исчисления указанного налога, но не более чем на 4%.
Льгота предоставлялась по итогам налогового периода при условии заключения с Правительством Нижегородской области соглашения о взаимодействии в области развития спорта в Нижегородской области.
При этом в силу п.2 ст.2 Закона указанные положения распространяли свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2007, и применялись до 31.12.2008.
26.09.2008 между обществом и Правительством Нижегородской области заключено Дополнительное соглашение, в соответствии с которым Соглашение о взаимодействии в развитии спорта в Нижегородской области от 10.12.2007 N 680-П/2/4 признано основанием для предоставления обществу льготы в виде снижения ставки налога на прибыль организаций, установленной для зачисления в бюджет Нижегородской области в соответствии с Законом Нижегородской области от 14.03.2006 N 21-3 "О предоставлении льгот по налогу на прибыль организаций" (т.2 л.д.37-38).
Инспекция ссылается на то, что в состав материальных расходов общества за 2007 г. следовало включить сумму налога в размере 9 867 508 руб. с учетом Положения о порядке предоставления пониженной ставки по налогу на прибыль организациям, оказавшим финансовое пожертвование на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области и (или) спортивным командам Нижегородской области", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2008 N 228, согласно которому обществу установлена пониженная ставка по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ в размере 17,02%.
Данный довод отклоняется судом как необоснованный.
В соответствии с п.1 ст.284 НК РФ налоговая ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов РФ может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
Согласно Положению о порядке предоставления пониженной ставки по налогу на прибыль организациям, оказавшим финансовое пожертвование на проведение спортивных мероприятий Нижегородской области и (или) спортивным командам Нижегородской области, утвержденному постановлением Правительства Нижегородской области от 06.07.2008 N 228, пониженная ставка при расчете налога на прибыль применяется по итогам налогового периода и рассчитывается на основе определенной налогоплательщиком налоговой базы и суммы пожертвования.
Таким образом, при определении суммы льготы за основу берется уже сформированная налогоплательщиком по итогам налогового периода налоговая база.
При таких обстоятельствах, довод инспекции о том, что общество занизило сумму налоговой базы за 2007 г., необоснован.
Довод инспекции о том, что общество неправомерно приняло к вычету НДС по работам, связанным с демонтажем основных средств, в связи с ликвидацией объектов основных средств, был исследован судом первой инстанции и не нашел своего подтверждения.
В обоснование своей позиции инспекция ссылается на то, что демонтаж основного средства в связи с его списанием с баланса не является реализацией и не признается объектом налогообложения НДС, в связи с чем работы по демонтажу ликвидируемого объекта основных средств приобретаются не для операций, признаваемых объектом налогообложения НДС.
Как усматривается из материалов дела, в 2006-2008гг. в рамках договоров подряда произведен демонтаж основных средств в связи с ликвидацией объектов основных средств.
В силу п.4 ст.170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения данного пункта о ведении раздельного учета НДС при осуществлении как облагаемых, так и не облагаемых этим налогом операций к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг, имущественных прав), операции по реализации которых не подлежат налогообложению НДС, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство.
При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами используемых в производстве товаров (работ, услуг, имущественных прав) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренном ст.172 НК РФ.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 01.04.2009 N 03-07-07/26.
Таким образом, общество вправе принять к вычету НДС по работам, связанным с демонтажем основных средств, в случае, если доля таких расходов не превысит 5% общей величины совокупных расходов на производство. При применении налоговых вычетов обществом ежемесячно определялась доля расходов на все не облагаемые НДС операции в общей величине совокупных расходов на производство.
Как правильно установлено судом первой инстанции и инспекцией не опровергнуто, в связи с тем, что доля совокупных расходов общества на необлагаемые налогом операции в 2006-2008гг. не превышает 5%, у заявителя имелись законные основания для предъявления сумм налога к вычету.
Ссылка инспекции на непредставление обществом документов, подтверждающих правомерность расчета по операциям, не облагаемым НДС, несостоятельна, поскольку расчет произведен на основании Главной книги, представленной в инспекцию в ходе проверки.
Ссылка инспекции на то, что налог, предъявленный подрядчиком, выполняющим работы по демонтажу, не может быть принят к вычету, отклоняется судом, поскольку использование объекта основных средств носит комплексный характер и включает в себя изготовление (приобретение), эксплуатацию и ликвидацию названного имущества, что также подтверждено ВАС РФ в определении от 19.05.2010 N ВАС-3678/10.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию общества о том, что суммы НДС по оплате работ по ликвидации основных средств подлежат вычету в порядке, установленном ст.172 НК РФ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.12.2010 по делу N А40-95616/10-114-474 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.О. Окулова |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95616/10-114-474
Истец: ЗАО "Выксунский металлургический завод"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3623/2011