г. Пермь
24 октября 2008 г. |
Дело N А71-8186/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2008 года;.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Осиповой С.П.
судей: Мещеряковой Т.И., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя Удмуртского транспортного прокурора - Демотко С.А., удостоверение N 120043/995,
от заинтересованного лица Муниципального унитарного предприятия г.Ижевска "Пристань Ижевск" - Луняшин В.К., удостоверение N 50-65, директор,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Удмуртского транспортного прокурора
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 11.09.2008 года
по делу N А71-8186/2008
принятое судьей Кудрявцевым М.Н.
по заявлению Удмуртского транспортного прокурора
к Муниципальному унитарному предприятию г.Ижевска "Пристань Ижевск",
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Удмуртский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о привлечении МУП "Пристань Ижевск" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности в области перевозки пассажиров водным транспортом с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.09.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым привлечь МУП "Пристань Ижевска" к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. При этом заявитель жалобы ссылается на наличие в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой КоАП РФ, а, кроме того, указывает, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В судебном заседании представитель заявителя требования апелляционной жалобы уточнил и в связи с истечением на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции срока давности привлечения к административной ответственности, просит изменить мотивировочную часть решения суда первой инстанции в части выводов суда об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу заинтересованное лицо против доводов апелляционной жалобы возражало, указывая при этом, что лицензионные условия для лицензии ВВТ-2 N 01-18 определяются Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 345 от 27.05.2002г.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Чайковским линейным отделом Камского управления государственного речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка МУП "Пристань Ижевск", как судовладельца. Результаты проверки оформлены актом от 8 июля 2008 г. (л.д.9-10).
В акте проверки зафиксировано, что в нарушение требований, установленных Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров (утверждено Постановлением Правительства РФ N 490 от 13.08.2006г.), директор МУП "Пристань Ижевска" Луняшин В.К. , как лицо, ответственное за лицензируемый вид деятельности, имеет среднее специальное образование (нет высшего образования), не предъявлен план ЛАРН (предупреждения и ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов).
Материалы проверки и предписание об устранении нарушений, выданное отделом по результатам проверки, направлено прокурору.
Удмуртским транспортным прокурором по факту осуществления МУП гор. Ижевска "Пристань Ижевск" деятельности по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом с нарушением лицензионных требований в присутствии законного представителя юридического лица вынесено постановление от 22 августа 2008 г. о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ (л.д.6-7).
В тот же день прокурор обратился с заявлением о привлечении МУП "Пристань Ижевска" к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и истечения на момент рассмотрения дела судом первой инстанции срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ст. 2 Федерального закона N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N128-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 58 части 1 статьи 17 Закона N 128-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров внутренним водным транспортом подлежит лицензированию.
МУП "Пристань Ижевска" имеет лицензию серия ВВТ-2 3 01-18 на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом со сроком действия с 13.02.2004г. по 12.02.2009г., выданную Минтрансом РФ (л.д.18).
На дату выдачи лицензии порядок лицензирования указанного вида деятельности определялся Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345.
В соответствии с указанным Положением лицензионными требованиями являлись, в том числе: наличие должностного лица, ответственного за перевозки пассажиров, имеющего специальное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы и соблюдение правил плавания по ВВП, перевозки пассажиров, предотвращение загрязнения с судов сточными и нефтесодержащими водами внутренних водных путей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 490 "О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте" Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345, признано утратившим силу. Этим же постановлением Правительством РФ утверждено новое Положение о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом. В соответствии с новым Положением о лицензировании указанного вида деятельности лицензионными условиями и требованиями являются, в том числе, наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за осуществление перевозок пассажиров, имеющего высшее профессиональное образование и стаж работы в области перевозок пассажиров судами внутреннего водного транспорта не менее 3 лет за последние 10 лет работы и наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (п.п. "е", "и" п.4 Положения).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. При этом, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку лицензия серии ВВТ-2 3 01-18 на перевозку пассажиров внутренним водным транспортом выдана Предприятию в 2004 г., то, соответственно, лицензионными требованиями и условиями являлись требования и условия, определенные Положением о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 345. Доказательств нарушения указанных лицензионных требований прокурором не представлено.
Данная позиция суда первой инстанции признается судом апелляционной инстанции ошибочной в силу следующего.
В соответствии со ст. 3, 5 Закона N 128-ФЗ обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации, установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности являются основными принципами осуществления лицензирования.
В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с нормами Закона N 128-ФЗ, одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности и других нормативных правовых актов, регулирующих лицензируемую деятельность.
Согласно пункту 1 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2006 N 490 настоящее Положение определяет порядок лицензирования перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что данное Положение не содержит указания на распространение предусмотренных им требований и условий лишь на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обратившихся в период его действия за лицензией либо осуществляющих перевозки внутренним водным транспортом пассажиров на основании лицензий, выданных после вступления в силу указанного Положения.
Более того, подпункты "е", "и" пункта 4 указанного выше Положения содержат лицензионные требования и условия, предъявляемые при осуществлении перевозок пассажиров как к соискателю лицензии, так и к лицензиату.
Кроме того, анализ пункта 4 Положения _ свидетельствует о том, что поименованные в нем лицензионные требования и условия должны соблюдаться именно лицами, осуществляющими перевозку пассажиров.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции считает, что МУП "Пристань Ижевска", являясь лицензиатом, обязано выполнять лицензионные требования и условия, установленные пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок внутренним водным транспортом пассажиров, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 490, в противном случае это приведет к нарушению основного принципа лицензирования - обеспечение единства экономического пространства, поскольку влечет применение различных лицензионных требований и условий к судовладельцам, осуществляющим один и тот же вид деятельности на внутреннем водном транспорте.
Факт осуществления Предприятием предпринимательской деятельности в области перевозки пассажиров водным транспортом с нарушением условий, предусмотренных лицензией, подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки от 08.07.2008г., постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 22.08.2008г.
В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, меры по соблюдению условий лицензии заинтересованным лицом были приняты только после возбуждения дела об административном правонарушении, что не исключает вину Предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения МУП "Пристань Ижевска" к административной ответственности судом апелляционной инстанции установлено не было.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил также и из пропуска срока давности привлечения Предприятия к административной ответственности.
Предусмотренный пунктом 1 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему дела составляет два месяца и исчисляется с даты обнаружения органом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, факта правонарушения. Поскольку постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении вынесено прокуратурой, не участвовавшей в проверке 08.07.2008г., то срок подлежит исчислению с даты возбуждения дела, т.е. 22.08.2008г. Доказательств выявления данного правонарушения прокуратурой в иные сроки материалы дела не содержат. Следовательно, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции срок привлечения к административной ответственности не истек.
Таким образом, выводы суда первой инстанции относительно отсутствия в действиях Предприятия состава административного правонарушения и пропуска прокуратурой установленного ст. 4.5. КоАП РФ срока, ошибочны.
Однако, на момент рассмотрения дела апелляционным судом срок давности привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем резолютивная часть решения Арбитражного суда Удмуртской Республики отмене не подлежит.
В связи с изложенным, апелляционная жалоба на мотивировочную часть решения суда первой инстанции подлежит удовлетворению, резолютивная часть решения - оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.1 ст.270, 271АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу Удмуртского транспортного прокурора на мотивировочную часть решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.09.2008г. по делу N А71-8186/2008 удовлетворить.
Резолютивную часть решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.09.2008г. по делу N А71-8186/2008 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Т.И. Мещерякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-8186/2008-А24
Истец: Удмуртский транспортный прокурор
Ответчик: МУП г. Ижевска "Пристань Ижевск"
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7798/08