г. Пермь
25 декабря 2008 г. |
Дело N А60-13448/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Григорьевой Н.П., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Голомолзиной Н.И.,
при участии:
от заявителя ЗАО ПТО "Ремпромстрой": генерального директора Бабенко Е.Б. (паспорт 6501 N 906085, решение от 13.07.2001),
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области: представителей Ратиной Л.А. (удостоверение N 369498, доверенность от 19.08.2008 N 0513/23760), Изотовой Е.В. (удостоверение N 457170 доверенность от 03.10.2008 N 05-13/28794)
от заинтересованного лица УФНС России по Свердловской области: представителя Ветлугина М.А. (удостоверение N 370411, доверенность от 29.12.2007 N 09-18/87)
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы заинтересованных лиц УФНС России по Свердловской области, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 октября 2008 года
по делу N А60-13448/2008, принятое судьей Шавейниковой О.Э.
по заявлению ЗАО ПТО "Ремпромстрой"
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, УФНС России по Свердловской области
об оспаривании решений налоговых органов,
установил:
Закрытое акционерное общество Производственно-техническое объединение "Ремпромстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области о признании недействительным решения от 12.12.2007 N 17-28/184 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также к УФНС России по Свердловской области о признании недействительным решения от 05.03.2008 N 28-06/07231.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2008 требования заявителя удовлетворены частично, признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 17-28/184 от 12.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение УФНС России по Свердловской области от 05.03.2008 N 28-06/07231 в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость, связанного с отказом в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость в размере 1 269 610,30 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа, как не соответствующие требованиям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, УФНС России по Свердловской области, Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить в части удовлетворенных требований в связи с неверной оценкой судом обстоятельств дела.
Доводы апелляционных жалоб сводятся к тому, что судом первой инстанции при вынесении решения не учтены обстоятельства неисполнения контрагентом заявителя ООО "Регион-ресурс" налоговых обязательств, не отражения спорных хозяйственных операций в налоговой отчетности, отсутствие контрагента по адресу, указанному в счетах фактурах и иных первичных документах, кроме того, ссылаются на отсутствие надлежащих доказательств уплаты обществом товара, полученного по товарным накладным, отсутствие товарно-транспортных накладных.
В судебном заседании заинтересованные лица доводы апелляционных жалоб поддержали, на отмене судебного акта в оспариваемой части настаивали.
Заявитель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по следующим мотивам: приобретенный у ООО "Регион-ресурс" товар оприходован, отсутствие в платежных поручениях реквизитов счета-фактуры при отсутствии оснований для сомнений о соотнесения его к конкретной операции не может являться достаточным основанием для отказа в предоставлении налогового вычета. В судебное заседание представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области, который приобщен апелляционным судом к материалам дела.
Поскольку соответствующих возражений от лиц, участвующих в деле, в порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ не поступило, законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом составлен акт от 20.08.2008 N 17-28/117.
По итогам рассмотрения возражений, материалов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, инспекцией принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 12.12.2007 N 17-28/184 (т. 4 л.д. 37).
Указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 181 836 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость, одновременно налогоплательщику начислены пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 322 574 руб. и предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 909 178 руб.
Основанием для принятия решения и, как следствие, доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа, в том числе послужил вывод инспекции о неправомерном применения обществом налоговых вычетов по счетам-фактурам, составленным с нарушением п.п. 2, 3 п. 5 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (несоответствие адреса покупателя адресу, указанному в учредительных документах), непредставление обществом товарно-транспортных накладных на транспортировку материалов от поставщиков до покупателя (заявителя); отсутствие складских помещений и производственных мощностей в обществе, а также приобретения товара у поставщика ООО "Регион-ресурс", отсутствующего по юридическим адресам и не исполняющего свои налоговые обязательства (стр. 6-10 решения инспекции - т. 4, л.д. 142-146).
Полагая, что решение 17-28/184 от 12.12.2007 не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает его права и законные интересы, налогоплательщик обратился с жалобой в УФНС России по Свердловской области.
Не усмотрев оснований для отмены оспариваемого решения, УФНС России по Свердловской области своим решением от 05.03.2008 N 28-06/07231 отказало в удовлетворении апелляционной жалобы и утвердило решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 17-28/184 от 12.12.2007.
Не согласившись с указанными решениями налоговых органов, считая их вынесенными с нарушением норм налогового законодательства и нарушающими права заявителя как добросовестного налогоплательщика, общество обратилось с настоящими требованиями к заинтересованным лицам в суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции признал противоречащими материалам дела выводы инспекции об отсутствии доказательств оплаты приобретенного у ООО "Регион-ресурс" товара и принятия его на учет. Также исходил из недоказанности недобросовестности заявителя. В связи с чем удовлетворил заявленные обществом требования в части признания незаконным непринятие налоговыми органами налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 296 610,30 руб., соответствующих сумм пеней и штрафов.
Данные выводы суд первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
Пунктом 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено право налогоплательщика налога на добавленную стоимость уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса.
Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 7, 8 ст. 171 Кодекса и только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 Кодекса).
В силу правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, представление налогоплательщиком в налоговый орган надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды, является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, указанные в этих документах неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Из материалов дела следует, что ООО "Регион-ресурс" (продавец -грузоотправитель) отгружены заявителю (покупатель -грузополучатель) товары на сумму 8500000,94 руб. (в том числе НДС - 12966610,30 руб.).
Судом первой инстанции дана верная оценка договору поставки от 10.01.2005 между ООО "Регион-ресурс" (продавец) и заявителем (покупатель) как незаключенному в связи с отсутствием соглашения в нем наименования и количества товара (ст. 455, ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Также верно отмечено, что иные документы (товарные накладные, счета-фактуры, платежные поручения) свидетельствуют о заключении разовых договоров поставки между сторонами в порядке п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В доказательство факта поставки продавцом товара, налогоплательщиком представлены товарные накладные N 2/2005 от 01.03.2005, N 3/2005 от 12.03.2005, N 4/2005 от 01.04.2005, N 5/2005 от 04.04.2005, N 6/2005 от 05.04.2005 (т.1, т. 2).
ООО "Регион-ресурс" в адрес заявителя выставлены счета-фактуры N 2 от 01.03.2005 на сумму 498921,46 руб. (в том числе НДС - 76106, 66 руб.); N 3 от 12.03.2005 на сумму 501078,54 руб. (в том числе НДС - 76435,70 руб.), N 4 от 01.04.2005 на сумму 4038255 руб. (в том числе НДС 616005 руб.), N 5 от 04.04.2005 на сумму 1986274,41 руб. (в том числе НДС - 302991,01 руб.), N 6 от 05.04.2005 на сумму 1475471, 53 (в том числе НДС - 225071,93 руб.), на общую сумму 8500000,94 руб. (т. 1, т. 2).
Наименование товара и его стоимость, указанные в товарных накладных и счетах-фактурах совпадают.
Обществом произведена оплата на расчетный счет ООО "Регион-ресурс" платежными поручениями N 15 от 09.03.2005 на сумму 500000 руб., в том числе НДС - 76271,19 руб.; N 16 от 22.03.2005 на сумму 500000 руб., в том числе НДС - 76271,19 руб.; N 27 от 26.04.2005 на сумму 4038255 руб., в том числе НДС - 616005,00 руб.; N 29 от 26.04.2005 на сумму 3461745,94 руб., в том числе НДС - 528062,94 руб.(т. 2).
В назначении платежа указаны реквизиты счетов, совпадающие с реквизитами счетов-фактур ООО "Регион-ресурс". Названными платежными поручениями счета-фактуры оплачены в полном объеме.
Таким образом, доводы общества об относимости указанных платежных документов к товарным накладным, подтверждающим поставку товара, поставке товара являются обоснованными.
Оплата товаров, приобретенных обществом по счетам-фактурам, выставленным ООО "Регион-ресурс", произведена полностью на сумму 8500000,94 руб., что также подтверждается выписками ОАО БАНК "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" ФИЛИАЛ "ГРОНОЗАВОДСКИЙ" по лицевому счету налогоплательщика и письмом БАНКА "СЕВЕРНАЯ КАЗНА" от 09.10.2008 N 003/01-15/1941.
Одним из оснований отказа в принятии налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по поставщику ООО "Регион-ресурс" послужило указание в счетах-фактурах и товарных накладных недостоверных сведений о грузополучателе, покупателе, а именно - указание в счетах-фактурах и товарных накладных адреса г. Нижний Тагил, ул. Ленина, 48, который не соответствует адресу заявителя, указанному в учредительных документах (Пригородный район Свердловской области, с. Н.Павловское, ул. Ленина, 48); непредставление товарно-транспортных накладных; непредставление поставщиком по требованию налогового органа первичных документов; отсутствие поставщика по юридическому адресу; представление контрагентом "нулевых" деклараций за 1, 2 кварталы 2005 года; отсутствие у заявителя складских помещений и производственных мощностей.
В силу пункта 1 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, а в соответствии с пунктом 2 названной статьи счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. В то же время невыполнение требований к оформлению счета-фактуры, не предусмотренных названными пунктами статьи 169 Кодекса, не является основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Требования к оформлению счетов-фактур приведены в статье 169 Кодекса и в постановлении Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
В соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации в счете-фактуре должны быть указаны наименования, адреса и идентификационные номера налогоплательщика, покупателя и грузополучателя. Согласно названному постановлению в счете-фактуре указывается место нахождения покупателя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами.
Определенный в Приложении N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость состав показателей счета-фактуры предписывает, что в строке 4 "Грузополучатель" указывается полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес, в строке 6а "Покупатель" место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;
При этом в определении от 15.02.2005 N 93-О Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что по смыслу статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации соответствие счета-фактуры требованиям, установленным пунктами 5 и 6 этой статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъектов), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного НДС, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету.
Заявитель пояснял, что указанный в счете-фактуре адрес является адресом базы (склада). Данный довод налоговым органом не опровергнут. Из решения инспекции лишь следует, что здание по указанному адресу принадлежит ОАО "АОРТА", что не препятствует использованию указанных помещений заявителем.
Доказательств, что в рассматриваемом случае неточности в счетах-фактурах, касающиеся адреса покупателя и грузополучателя товара, могли послужить препятствием для проведения налоговым органом мер налогового контроля в отношении него, в материалах дела не имеется.
В отношении сведений, содержащихся в спорных счетах - фактурах о контрагенте заявителя - ООО "Регион-ресурс", являющимся продавцом и грузоотправителем, инспекцией каких-либо замечаний не установлено.
Товары, полученные по товарным накладным N 2/2005 от 01.03.2005, N 3/2005 от 12.03.2005, N 4/2005 от 01.04.2005, N 5/2005 от 04.04.2005, N 6/2005 от 05.04.2005, заявителем оприходованы, поставлены на учет и использованы для осуществления операций по реализации товаров. Данное обстоятельство заинтересованными лицами не оспаривается.
Доводы заинтересованных лиц о неподтверждении факта надлежащего принятия приобретенного у ООО "Регион-ресурс" товара на учет (оприходования) в связи с отсутствием товарно-транспортных накладных также обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать установленные законом обязательные реквизиты.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" утверждена унифицированная форма N ТОРГ-12 "Товарная накладная", которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации, составляется в двух экземплярах, из которых первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания, а второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
Таким образом, документом, подтверждающим факт принятия на учет полученных организацией товарно-материальных ценностей, является товарная накладная, тогда как товарно-транспортная накладная в силу положений Инструкции Минфина СССР N 156 "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" и постановления Госкомстата от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" является документом для подтверждения расчетов за перевозку грузов.
Налоговые вычеты по транспортировке товара обществом не заявлялись.
Таким образом, представленные обществом товарные накладные по форме ТОРГ - 12 отвечают условиям признакам допустимости (ст. 68 АПК РФ).
Судом исследованы представленные товарные накладные и установлено, что они содержат все обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом суд отмечает, что отсутствие в товарных накладных отдельных реквизитов может свидетельствовать лишь о нарушении правил ведения бухгалтерского учета, но не может являться достаточным основанием для отказа в применении налоговых вычетов.
Доводы инспекции в отношении отсутствия у заявителя складских помещений оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
При изложенных обстоятельствах, приведенные в решении инспекции доводы о неисчислении ООО "Регион-ресурс" сумм налога на добавленную стоимость в отчетной документации по рассматриваемым операциям, а также его отсутствие по юридическому адресу в силу правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 не может быть признано достаточным для признания получения обществом необоснованной налоговой выгоды.
Налоговым органом не представлено и в материалах дела не содержится доказательств наличия у заявителя при заключении и исполнении сделок с ООО "Регион-ресурс" умысла, направленного на незаконное получение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость (неправомерное получение налоговой выгоды). Нет доказательств и согласованности действий общества и его контрагента, направленных на уклонение от уплаты налогов, мнимости, притворности сделок, заключенных обществом с данным поставщиком, а также получение заявителем в результате данных действий какой-либо финансовой выгоды.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в из совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обществом подтверждено выполнение им требований налогового законодательства для применения налоговых вычетов: спорные товары приобретены для перепродажи; они приняты к учету в установленном порядке на основании первичных документов; у общества имеются надлежащим образом оформленные поставщиками счета-фактуры, предусмотренные статьями 171, 172 и 169 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на добавленную стоимость поставщику товаров (ООО "Регион-ресурс") уплачен. Материалами дела подтверждена реальность осуществления сделок с ООО "Регион-ресурс".
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорные счета-фактуры N 2 от 01.03.2005, N 3 от 12.03.2005, N 4 от 01.04.2005, N 5 от 04.04.2005, N 6 от 05.04.2005 на общую сумму 8500000,94 руб. должны были быть приняты налоговым органом в качестве обоснования заявленных обществом налоговых вычетов, у инспекции отсутствовали законные основания для уменьшения предъявленных заявителем к вычетам сумм НДС в размере 1296610,30 руб. и, как следствие, отсутствовали основания доначисления соответствующих сумм НДС, пеней и штрафа.
Решение Межрайонной ИФНС России N 16 по Свердловской области N 17-28/184 от 12.12.2007 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, а также решение УФНС России по Свердловской области от 05.03.2008 N 28-06/07231, которым данное решение подтверждено, в части доначисления обществу налога на добавленную стоимость, связанного с отказом в принятии к вычету суммы налога на добавленную стоимость в размере 1269610,30 руб., а также соответствующих сумм пеней и штрафа, обоснованно признаны судом первой инстанции недействительными.
При таких обстоятельствах, решение суда от 20.10.2008 отмене, а апелляционные жалобы удовлетворению - не подлежат.
С учетом результатов рассмотрения дела, руководствуясь ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционным жалобам следует отнести на их заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.10.2008 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Сафонова |
Судьи |
Н. П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13448/08
Истец: ЗАО ПТО "Ремпромстрой"
Ответчик: Управление ФНС России по Свердловской области, Межрайонная ИФНС России N 16 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9447/08