г. Пермь
27 июля 2009 г. |
Дело N А71-65/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Булкиной А.Н.,
судей Жуковой Т.М., Снегура А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калмаковой Т.А.,
при участии:
от истца, ГНФКУ Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования: Олонова Л.А., доверенность от 20.07.2009г. N 18/15-33; Жмакина Е.С., доверенность от 27.01.2009г. N 12/15-33;
от ответчика, МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула": Попов А.К., доверенность от 28.01.2009г. N 2;
от третьих лиц, Администрации г. Сарапула, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
Муниципального учреждения здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 13 мая 2009 года
по делу N А71-65/2009,
принятое судьей Ходыревым А.М.,
по иску Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования
к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула",
третьи лица: 1) Администрация г. Сарапула, 2) Министерство здравоохранения Удмуртской Республики,
о взыскании средств обязательного медицинского страхования использованных не по целевому назначению,
установил:
ГНФКУ Удмуртского территориального фонда обязательного медицинского страхования (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула" (далее - ответчик) о возложении обязанности восстановить 87 279 руб. 07 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23.03.2008г. в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Сарапула и Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (л.д. 44-45).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.04.2009г. удовлетворено заявление истца об изменении предмета исковых требований, в соответствии с которым истец просит взыскать с ответчика средства обязательного медицинского страхования в размере 87 279 руб. 07 коп., использованные не по целевому назначению (л.д. 98-99).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2009 года (резолютивная часть от 12 мая 2009 года) иск удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскано 87 279 руб. 07 коп. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в период с 01.01.2007г. по 14.03.2008г. (л.д. 183-190).
Ответчик, МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула" с принятым решением не согласен по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования допущено не было, поскольку спорные денежные средства были израсходованы на выплату заработной платы врачам-интернам, которые самостоятельно выполняют функции по оказанию медицинской помощи. Судом не определен порядок возмещения расходов по исполнению территориальных программ по обучению врачей-интернов, а также обязанности третьих лиц по финансированию деятельности по ее реализации.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Истец, согласно доводов отзыва на апелляционную жалобу, и пояснений представителя, данных в ходе апелляционного рассмотрения дела, против удовлетворения жалобы возражает, просит оставить обжалуемое решение без изменения.
Министерство здравоохранение Удмуртской Республики в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить принятое решение без изменения.
Администрация г. Сарапула в отзыве доводы апелляционной жалобы поддержала.
Третьи лица в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между истцом (фонд) и ответчиком (учреждение) были заключены договоры на предоставление лечебно-профилактической помощи и медицинской помощи населению Удмуртской Республики в объеме и на условиях действующей территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан, проживающих на территории Удмуртской Республики N 6-17 от 01.07.2003г., N 6-17ЛПУ от 03.09.2007г. (л.д. 7-11).
В соответствии с пунктами 1.1 договоров, фонд поручает, а учреждение берет на себя обязательство по оказанию бесплатной лечебно-профилактической помощи населению Удмуртской Республики, бесплатной медицинской помощью в соответствии с разрешенными ему видами деятельности, при предъявлении гражданами страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования и паспорта, любого другого документа, удостоверяющего личность в объеме территориальной программы государственных гарантий обеспечения граждан.
Фонд принимает на себя обязательства по оплате согласованного объема медицинской помощи в соответствии с действующими постановлениями Правительства УР, решением согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС на территории УР, Положением о финансовом взаимодействии (ЛПУ, СМО, УТФОМС) при оплате медицинской помощи в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования, совместными приказами Фонда и Министерства здравоохранения, другими нормативными документами, действующими в системе ОМС и настоящим договором (п.п. 1.2 договоров).
Согласно пунктам 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6 договоров фонд проводит контроль целевого и нецелевого использования финансовых средств ОМС, достоверности отчетных данных, закупа, учета, хранения, качества, ценообразования, использования лекарственных средств и изделий медицинского назначения путем плановых проверок не реже одного раза в год.
Из материалов дела следует, что во исполнение названных договоров Удмуртским территориальным фондом обязательного медицинского страхования проведена проверка целевого и рационального использования средств ОМС за период с 1 января 2007 года по 14 марта 2008 года.
В результате проверки выявлена оплата за счет средств обязательного медицинского страхования труда врачей-интернов (3 чел.) и помощника врача-эпидемиолога на общую сумму 87 279 руб. 07 коп., что квалифицировано истцом как нецелевое использование средств ОМС (акт от 26.03.2008г. N 9/04 - л.д. 12).
По результатам проверки истцом в адрес ответчика вынесено предписание N 39от 16.07.2008г. о восстановлении средств ОМС в срок до 20.08.2008г. (л.д. 16).
Неисполнение указанного предписания явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отношения субъектов медицинского страхования, к которым относятся гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение, регулируются договорами (ст. 4 Закона РФ от 28.06.1991г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации")
В соответствии с пунктом 3 раздела III Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР на 2007 год, принятой в порядке статьи 22 Закона N 1499-1, оплата выполненных объемов медицинской помощи по Территориальной программе ОМС осуществляется по договорам, заключаемым между субъектами (участниками) обязательного медицинского страхования, по тарифам, утвержденным Согласительной комиссией по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования на территории Удмуртской Республики.
Пунктом 6 Тарифного соглашения по оплате медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования, утвержденного Решением Согласительной комиссии (протокол N 18 от 10.01.2007г.) утверждены статьи расходов, финансируемые за счет средств ОМС (включены в тариф), среди которых:
- подстатья 211 статьи 210 - "Заработная плата" работникам государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС, за исключением заработной платы работникам структурных подразделений, подлежащих финансированию за счет средств бюджета.
Кроме того, Решением Согласительной комиссии утверждена методика расчета тарифов на медицинские услуги в системе ОМС на территории Удмуртской Республики. Согласно пункту 2 указанной методики в тарифы ОМС не включаются расходы, виды медицинской деятельности, подразделения (кабинеты), которые в соответствии с действующей Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории УР финансируются за счет бюджетов всех уровней или других источников.
В соответствии с Приложением N 2 к Методике утвержден перечень подразделений и должностей лечебно-профилактического учреждения, финансируемых из средств бюджета. В данном перечне указаны врач-интерн и врач-эпидемиолог (п.п. 1, 6).
Таким образом, выплата заработной платы врачам-интернам и помощнику врача-эпидемиолога не является на территории Удмуртской Республики статьей расходов, финансируемых за счет ОМС.
Мероприятия по контролю целевого использования средств ОМС ответчиком, проведены истцом в соответствии с положениями подпункта 6 пункта 8 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998г. N 857, подпунктом 9 пункта 3 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993г. N 4543-1, договоров N 6-17 от 01.07.2003г., N 6-17ЛПУ от 03.09.2007г.
Средства на обязательное медицинское страхование, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений (п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.1996г. N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации").
Поскольку предписание истца о восстановлении средств ОМС N 39от 16.07.2008г. до настоящего времени не исполнено, заявленный иск удовлетворен правомерно.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Характер исполняемых врачами-интернами обязанностей при работе у ответчика не имеет правового значения, поскольку согласно методики расчета тарифов на медицинские услуги в системе ОМС на территории Удмуртской Республики, утвержденной Решением Согласительной комиссии (протокол N 18 от 10.01.2007г.) оплата труда врачей-интернов и врачей-эпидемиологов за счет средств ОМС не производится.
Иные доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к предмету судебного разбирательства.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции обоснованны, подтверждаются имеющимися в деле документами, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ дана надлежащая правовая оценка.
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13.05.2009г. отмене в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда государственная пошлина подлежит оплате в размере 1 000 руб. Поскольку при подаче жалобы заявителем государственная пошлина оплачена в большей сумме - 1 559 руб. 20 коп., излишне уплаченная пошлина в размере 559 руб. 20 коп. подлежит возврату из федерального бюджета, на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 104, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 13 мая 2009 года по делу N А71-65/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному учреждению здравоохранения "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула" из федерального бюджета 559 (пятьсот пятьдесят девять) руб. 20 коп. государственной пошлины по апелляционной жалобе, уплаченной по платежному поручению N 385 от 23.06.2009г.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев, со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н. Булкина |
Судьи |
Т.М. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-65/2009-Г29
Истец: Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования
Ответчик: МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 2 г. Сарапула"
Третье лицо: Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Администрация г. Сарапула
Хронология рассмотрения дела:
27.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5607/09