г. Пермь
11 августа 2009 г. |
Дело N А50-8317/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Савельевой Н.М., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - МУЗ "Городская клиническая больница N 7": Касьянов О.А., паспорт, доверенность от 01.06.2009г.,
от заинтересованного лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю: Зарубин А.С., паспорт, доверенность от 20.07.2009г.,
от третьего лица - ИП Матвеева О.В.: не явилась, извещена надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 17 июня 2009 года
по делу N А50-8317/2009,
принятое судьей Мухитовой Е.М.,
по заявлению МУЗ "Городская клиническая больница N 7"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
третье лицо: ИП Матвеева О.В.
о признании недействительным решения,
установил:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) от 01.04.2009 г. в части доводов о незаконности включения в извещение о проведении запроса котировок на оказание клининговых услуг требований о наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, о наличии в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога (с учетом уточнения предмета требований).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.06.2009г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что перечень требований, которые должны быть установлены в извещении о проведении котировок, является исчерпывающим, к данному перечню не относятся требования о наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, о наличии в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача- эпидемиолога. Требования извещения о проведении запроса котировок предъявлены к участникам размещения заказа, а не к услугам, которые необходимо оказать в рамках исполнения контракта.
Представитель антимонопольного органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что решение вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Третье лицо письменного отзыва не представило, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проанализировав доводы, содержащиеся в жалобе, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ИП Матвеева О. В. (третье лицо) обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю с жалобой на действия МУЗ "Городская клиническая больница N 7" (заказчик) при проведении запроса котировок на оказание клининговых услуг для МУЗ "Городская клиническая больница N 7".
Антимонопольный орган в ходе проведения внеплановой проверки по жалобе заявителя установил нарушение заказчиком ст. 43 Федерального закона РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), выразившееся в указании заявителем в техническом задании - приложение N 1 к извещению от 24.03.2009 г. N 38 о проведении запроса котировок на оказание услуг для МУЗ "Городская клиническая больница N 7", предмет - комплекс услуг по уборке помещений МУЗ "Городская клиническая больница N 7" (далее - клининговые услуги), таких условий как наличие у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, наличие в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога, наличие технологического оборудования, уборочного инвентаря, химических средств, наличие нормативных и технологических документов на оказываемые услуги по уборке.
Поскольку указанные выше требования отсутствуют в закрытом перечне требований, которые должны быть установлены в извещении о проведении котировок, антимонопольный орган сделал вывод об отсутствии у заказчика правовых оснований для установления данных требований в техническом задании извещения о проведении котировок, признал жалобу третьего лица обоснованной, признал в действиях заявителя нарушение ст. 43 Закона о размещении заказов и выдал предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов.
Заявитель с выводами антимонопольного органа в данной части не согласился, считает, что требования о наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико- профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, о наличии в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога установлены в техническом задании правомерно, поскольку заказчик осуществляет медицинскую деятельность, соблюдение лицензионных и санитарных требований является для него обязательным, в том числе при осуществлении деятельности через третьих лиц, следовательно, данные требования соответствуют п. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов, поскольку являются показателями, связанными с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, и обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности решения антимонопольного органа в оспариваемой части.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена государственного или муниципального контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и главой 5 Закона о размещении заказов.
Статья 43 Закона о размещении заказов устанавливает требования, предъявляемые к запросу котировок. Запрос котировок должен содержать следующие сведения: 1) наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии); 2) источник финансирования заказа; 3) форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа; 4) наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика; 5) место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг; 6) сроки поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; 7) сведения о включенных (невключенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей; 8) максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг; 9) место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок; 10) срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; 11) срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок; 12) требование, предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено такое требование (отсутствие в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков сведений об участниках размещения заказа).
Указанный перечень является исчерпывающим, Закон о размещении заказов не предоставляет права заказчику расширительного толкования указанной нормы.
К данному перечню не относятся требования о наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, наличии в штате предприятия-исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога.
В соответствии с п.4 ст.43 Закона о размещении заказов извещение о проведении запроса котировок должно содержать, в том числе наименование, характеристики и объем оказываемых услуг, и иные показатели, связанные с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.
Следовательно, любые требования установленные заказчиком в извещении о проведении запроса котировок должны относиться к товарам, работам, услугам, а не к участникам размещения заказа.
В соответствии с п.4.1 технического задания извещения от 24.03.2009г. N 38 о проведении запроса котировок для выполнения услуг по уборке обязательными условиями являются, в том числе: наличие у руководителя предприятия - исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, наличие в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога.
Таким образом, вывод антимонопольного органа о том, что данные требования извещения о проведении запроса котировок предъявлены к участникам размещения заказа, а не к услугам, которые необходимо оказать в рамках исполнения контракта, является правильным.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007г. N 30 и Приложением к данному постановлению услуги по уборке помещений в медицинских учреждениях не подлежат лицензированию.
Таким образом, заказчик, установив в извещении от 24.03.2009г. N 38 о проведении запроса котировок требования к участнику размещения заказа, нарушил требования ст.43 Закона о размещении заказов, так как указанная правовая норма не предоставляет право заказчику устанавливать такие требования.
Следовательно, доводы заявителя о том, что требования, установленные в п.4.1 (требования к профессиональной подготовке исполнителя заказа) технического задания извещения от 24.03.2009г. N 38 о наличии у участника размещения заказа руководителя предприятия -исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, наличие в штате предприятия - исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога, являются требованиями как иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика, и относятся к характеристикам оказываемых услуг, а не к участнику размещения заказа, являются ошибочными.
Основанием для включения в извещение котировок оспариваемых условий послужило, как полагает суд апелляционной инстанции из анализа имеющихся в материалах дела документов, намерение заказчика, а с этой целью - предложение в извещении котировок осуществление клининговой службой не только соблюдение установленных санитарных норм и правил при оказании услуг, но и осуществление при этом производственного контроля со стороны руководителя участника размещения, который должен иметь специальное медицинское высшее образование и опыт работы, и со стороны врача-эпидемиолога, также имеющего высшее медицинское образование.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции (ст. 11 Федерального закона от 30.03.99 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 2.1 СП 1.1.1058-01).
Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением (п. 2.2 СП 1.1.1058-01).
Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления (п. 2.3 СП 1.1.1058-01).
Производственный контроль включает: организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством (п. 2.4 СП 1.1.1058-01).
Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.
Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.
Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели (п. 2.7 СП 1.1.1058-01).
В соответствии с п. 5.1 СП 1.1.1058-01 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель при выявлении нарушений санитарных правил на объекте производственного контроля должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в том числе приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг.
Анализ вышеназванных норм позволяет сделать вывод о том, что производственный контроль факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах должен проводиться заявителем.
Таким образом, контроль за санитарно-эпидемиологическим режимом в лечебном учреждении клининговой службой производиться не может, поскольку действующим законодательством на организацию, производящую уборку медицинского учреждения, данная функция не возложена.
На основании изложенного довод заявителя о том, что обеспечение санитарно-эпидемиологического режима является результатом действий исполнителей заказа и обязательного текущего и периодического контроля за этими действиями, является ошибочным.
Из смысла и содержания правовых норм Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв.ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1)(ред.от 30.12.2008) медицинская деятельность представляет собой деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение заболеваний.
В силу ст.54 Основ право на занятие медицинской деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности "Лечебное дело", квалификация - врач (регистрационный N 130 МЕД/СП, утвержденный Минобразованием РФ 10.03.2000) врачи по данной специальности подготовлены к решению следующих задач: проведение профилактики заболеваний населения, диагностика заболеваний, лечение, экспертиза трудоспособности больных, судебно-медицинская экспертиза, гигиеническое воспитание больных и членов их семей, организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации, медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения, самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками) и другие, поименованные в стандарте, задачи.
Выпускники по специальности 040100 - Лечебное дело могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
- профилактической;
- диагностической;
- лечебной;
- воспитательно-образовательной;
- организационно-управленческой;
- научно-исследовательской.
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности Медико-профилактическое дело, квалификация - врач (регистрационный N 132 МЕД/СП, утвержденный Минобразованием РФ 10.03.2000), врачи по данной специальности подготовлены к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, к решению следующих задач:
- работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
- оценка состояния здоровья населения;
- оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
- владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
- организация санитарно-эпидемиологического надзора;
- осуществление воспитательной и педагогической деятельности;
- самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).
В соответствии с приложением N 10 к Приказу Минздрава РФ от 17.09.1993г. N 220 на должность врача-эпидемиолога назначается специалист, окончивший высшее медицинское учебное заведение и имеющий квалификацию врача - эпидемиолога.
Задачами деятельности врача - эпидемиолога являются снижение инфекционной заболеваемости, предупреждение групповой и вспышечной заболеваемости.
Задачами же деятельности клининговой службы является надлежащая уборка помещений персоналом уборщиков исполнителя заказа.
Таким образом, задачи деятельности медицинской по вышеуказанным специальностям и клининговой службы различны, уровень требований к их выполнению различный. Следовательно, необходимости для осуществления деятельности клининговой службы в наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", даже независимо от стажа работы, наличие в штате предприятия-исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога не имеется.
Данные специалисты в области медицины, которых муниципальное учреждение здравоохранения видит в качестве работников клининговой службы, не должны подменять функции производственного контроля, которые в силу положений санитарных норм и правил возложены непосредственно на муниципальное учреждение здравоохранения. Следовательно, условие наличия в штате клининговой службы руководителя - врача по специальностям "Медико-профилактическое дело" и "Лечебное дело" со стажем и врача-эпидемиолога не соответствует требованиям закона. Распространение действия санитарных норм и правил как на заказчика, так и на исполнителя заказа, не должно подменять их функции.
Поскольку оспариваемое условие в запросе котировок не является иным показателем оказываемых услуг, непосредственно относится к участникам размещения заказа - клининговым службам, задачи деятельности которых совершенно различны от задач специалистов, наличие которых предлагается заказчиком в штате исполнителя заказа, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности выводов антимонопольного органа и законности оспариваемой части принятого им решения.
С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1-2 ст.270 ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 17 июня 2009 г. по делу N А50-8317/2009 отменить.
В удовлетворении требований МУЗ "Городская клиническая больница N 7" о признании недействительным решения УФАС по Пермскому краю от 01.04.2009г. в части доводов о незаконности включения в извещение о проведение запроса котировок на оказание клининговых услуг требований о наличии у руководителя предприятия исполнителя заказа высшего медицинского образования по специальности "Медико-профилактическое дело" или "Лечебное дело", а также опыта работы в государственных лечебных учреждениях не менее 1 года, о наличии в штате предприятия-исполнителя заказа специалиста врача-эпидемиолога - отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8317/2009-А19
Истец: МУЗ "Городская клиническая больница N 7"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
Третье лицо: Матвеева Оксана Викторовна
Хронология рассмотрения дела:
11.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6319/09