г. Пермь
21 августа 2009 г. |
Дело N А50-6384/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Богдановой Р.А., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя ООО "Надежда-97" - Семенов Р.Р., паспорт 5704 108261, протокол от 29.01.2009г., Колесниченко А.П., удостоверение N 1436, доверенность от 11.01.2009г.;
от заинтересованного лица ИФНС России по Свердловскому району г. Перми - Новоселова Н.В., паспорт 5701 759422, доверенность от 11.01.2009г. N 05-18/00005, Леновских М.А., удостоверение УР N 348725, доверенность от 16.01.2009г. N 05-18/00852;
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя
ООО "Надежда-97"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 26 мая 2009 года
по делу N А50-6384/2009,
принятое судьей Кульбаковой Е.В.,
по заявлению ООО "Надежда-97"
к ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
о признании незаконными действий регистрационного органа,
установил:
ООО "Надежда-97" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным оставления без исполнения ИФНС России по Свердловскому району г. Перми сообщения сведений истца о юридическом лице, о внесении записи о нем в ЕГРЮЛ, возложении обязанности на ИФНС России по Свердловскому району г. Перми по устранению допущенного нарушения путем внесения сведений об истце в ЕГРЮЛ и выдаче документа, подтверждающего внесение сведений об истце в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Надежда-97" обратилось с апелляционной жалобой, согласно которой решение суда просит отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены и не применены нормы материального права, разрешен вопрос о правах и обязанностях учредителей, участников ООО "Надежда-97", не привлеченных к участию в деле.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
ИФНС России по Свердловскому району г. Перми представила письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку доказательства, имеющиеся в судебном деле, а также доказательства, представленные сторонами были надлежащим образом исследованы в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 162 АПК РФ оценены судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ.
Представители налогового органа в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 12.02.2009г. в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми с сообщением сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", по форме Р17001 обратился директор ООО "Надежда-97" Семенов Р.Р. (л.д. 26-28).
19.02.2009г. уведомлением за N 06-13/04723 ИФНС России по Свердловскому району г. Перми оставило сообщение без исполнения, в связи с тем, что у налогового органа отсутствуют основания для внесения записи о юридическом лице ООО "Надежде-97" в территориальный раздел ЕГРЮЛ, поскольку в ЕГРЮЛ ИФНС России по Свердловскому району г. Перми о данной организации данных нет (л.д. 10).
Полагая отказ налогового органа необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что общество зарегистрировано по месту его нахождения в г. Кудымкаре.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 51 ГК РФ( в редакции, действовавшей в 1997 г.) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации, в том числе для коммерческих организации, фирменное наименование включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.
В соответствии с положениями ст. 34 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", действовавшего до вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно - правовой формы, осуществляется районным, городским, районным в городе Советом народных депутатов по месту учреждения предприятия.
Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РСФСР для включения в Государственный реестр.
Порядок государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности установлен был Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 08.07.1994г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ"
Согласно п. 2 названного Указа Президента РФ применение Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности является обязательным для всех органов, уполномоченных осуществлять государственную регистрацию предприятий и предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 раздела 1 названного Порядка регистрация предприятий осуществляется регистрирующим органом не позднее трех дней с даты представления необходимых документов либо в течение 30 календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов, перечисленных в пункте 2 настоящего Положения.
Регистрация осуществляется путем присвоения предприятию очередного номера в журнале регистрации поступающих документов и проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице (титульном листе) устава предприятия, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.
В соответствии со ст. 26 ФЗ N 129-ФЗ от 08.08.2001г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрационные дела о зарегистрированных ранее юридических лицах, хранящиеся в органах, осуществлявших государственную регистрацию юридических лиц до введения в действие настоящего Федерального закона, являются частью федерального информационного ресурса. Порядок и сроки передачи регистрирующему органу указанных регистрационных дел устанавливаются Правительством РФ.
Уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные пп. "а" - "д", "л" п.1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
В соответствии с п.п. 11, 12 Инструкции о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной Приказом Государственной налоговой службы РФ от 13.06.1996г. N ВА-3-1249 "Об утверждении Инструкции о порядке учета налогоплательщиков", налогоплательщики - организации, созданные в соответствии с законодательством РФ, обязан встать на учет в налоговой инспекции по месту их нахождения. Вновь созданная организация обязана встать на учет в налоговой инспекции не позднее десяти дней после ее государственной регистрации (перерегистрации).
Из материалов дела следует, что ООО "Надежда-97" зарегистрировано 28.07.1997г. Администрацией Свердловского района г. Перми, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) N 4857 (л.д. 7), а также выпиской из Журнала регистрации юридических лиц за 1997 г. (л.д.38).
В соответствии с разделом XIII Методических разъяснений, утвержденных Приказом ФНС от 01.11.2004г. N САЭ-3-09/16@ установлено, что в пунктах 4.1 и 4.2 Сообщения указываются реквизиты свидетельства о государственной регистрации юридического лица или иного документа, подтверждающего факт регистрации юридического лица, или номер и дата, указанные в специальной записи (штампе), проставленной на первой странице (титульном листе) устава юридического лица.
В сообщении ООО "Надежда-97" о внесении сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления ФЗ N 129-ФЗ " О государственной регистрации юридических лиц" указано тоже свидетельство N 4857 от 28.07.1997г.
25.07.1997 на общем собрании учредителей принято решение о смене юридического адреса данной организации с г. Пермь, ул. Коминтерна 25, на Коми-Пермяцкий автономный округ, г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, 30 (т. 1 л.д. 76), в связи с чем директор обратился в Администрацию г. Кудымкара с заявлением о перерегистрации общества "Надежда-97".
В соответствии с постановлением Администрации Свердловского района г. Перми от 04.08.1997г. за N 295 ООО "Нажеджа-97" (регистрационный номер N 4857 от 28.07.1997г.) снято с учета, дело передано в администрацию Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской области, согласно местонахождению: г. Кудымкар, ул. 50 лет Октября, 30 (л.д. 60).
13.08.1997г. по новому месту нахождения общество зарегистрировано в администрации г. Кудымкара, что подтверждается выпиской из государственного реестра юридических лиц за N 282, и выдачей свидетельства за N 292 о государственной регистрации (перерегистрации) общества (л.д. 25).
20.12.2002г. по акту приема-передачи регистрационных дел, регистрационное дело ООО "Надежда-97" передано в Межрайонную ИФНС России N 1 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу (л.д. 40-42).
22.01.2003г. Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу ООО "Надежда-97" выдано свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002г. (л.д. 48).
Таким образом, оценив доказательства, имеющиеся в деле, в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ООО "Надежда-97" зарегистрировано по месту нахождения в г. Кудымкаре.
В материалы дела не представлены доказательства нахождения ООО "Надежда-97" на момент обращения его с названным сообщением в феврале 2009 г. в Свердловском районе г. Перми и регистрации в ИФНС России по Свердловскому району г. Перми, отсутствуют доказательства снятия с учета в Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на позднюю подачу сведений о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".
Доводы истца об отсутствии у регистрирующих органов достоверных сведений и недоказанности законного источника и оснований, послуживших формированием регистрационного дела, непосредственно повлиявших на отказ налогового органа, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются , поскольку в рамках настоящего дела, исходя из субъектного состава и заявленного предмета требований, не может быть рассмотрена по существу правомерность действий по снятию с учета данного общества в Администрации Свердловского района г. Перми и постановке на последующий учет его в Администрации г. Кудымкара и Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермской области и КПАО.
Ссылка истца о наличии разных пакетов учредительных документов по ООО "Надежда" ( уставов, учредительных договоров с различными датами регистрации, с разными местами нахождения, различным составом участников и различными регистрирующими органами) как доказательство факта регистрации различных хозяйственных обществ с одним и тем же наименованием судом признана несостоятельной и не имеющей правового значения для рассмотрения данного дела по существу.
Указанные обстоятельства могли быть предметом рассмотрения корпоративного спора, который находится также за рамками данного спора с налоговым органом.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, жалоба - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на подателя апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26.05.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6384/2009-Г34
Истец: ООО "Надежда-97"
Ответчик: ИФНС России по Свердловскому району г. Перми
Третье лицо: Администрация Свердловского района г. Перми
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5662/09