г. Пермь
23 июля 2009 г. |
Дело N А71-5489/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Васевой Е.Е., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Глазовская мебельная фабрика": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: Артюхова Е.В., паспорт, доверенность от 17.02.2009г.,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ОАО "Глазовская мебельная фабрика"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 28 мая 2009 года
по делу N А71-5489/2009,
принятое судьей Буториной Г.П.,
по заявлению ОАО "Глазовская мебельная фабрика"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
о признании незаконным постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Глазовская мебельная фабрика", г. Глазов (далее - заявитель, ОАО "Глазовская мебельная фабрика") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе (далее - РО ФСФР России по ВКР) от 01.04.2009г. N 11-09-106/пн о назначении административного наказания, в соответствии с которым Общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного штрафа в размере 30000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28.05.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В обоснование жалобы указывает на то, что административным органом не доказана вина заявителя. Место нахождения сайта общества является www/mebel34.ru. В установленный законом срок по указанному адресу в сети Интернет обществом был размещен ежемесячный отчет. Считает, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения.
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил.
Административный орган доводы апелляционной жалобы считает необоснованными по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, считает, что привлечение ОАО "Глазовская мебельная фабрика" к административной ответственности является правомерным, поскольку вина общества в совершении административного правонарушения полностью доказана. Процессуальных нарушений при производстве по административному делу не допущено.
Представитель административного органа в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, по поручению РО ФСФР России в ВКР от 12.01.2009г. N 11-09-04/пч специалистами отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами 18.02.2009г. проведена камеральная проверка фактов по раскрытию в сети Интернет ОАО "Глазовская мебельная фабрика" ежеквартальных отчетов за 4 квартал 2008 г.
В ходе мероприятий по контролю установлены нарушения требований ст. 92 Федерального закона N 208-ФЗ от 26.12.1995г. "Об акционерных обществах", п. 5.7 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006г. N 06-117/пз-н п, выразившиеся в том, что общество в установленном порядке не обеспечило раскрытие информации в сети Интернет в форме ежеквартального отчета за 4 квартал 2008 г... Указанная информация по состоянию на 18.02.2009г. в сети Интернет отсутствует.
По результатам проверки составлен акт о неисполнении обязанности по размещению ежеквартального отчета в сети Интернет от 18.02.2009г.
По факту нарушения административным органом в отношении ОАО "Глазовская мебельная фабрика" составлен протокол об административном правонарушении от 18.03.2009г., ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление от 01.04.2009г. N 11-09-106/пн, согласно которому заявитель подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, ОАО "Глазовская мебельная фабрика" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, отсутствии нарушений процессуального порядка привлечения к административной ответственности.
Вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции находит ошибочным.
Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое общество обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно п. 8.1.1, 8.1.2 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной Положением, обязаны раскрывать: годовой отчет акционерного общества; устав и иные внутренние документы акционерного общества, регулирующие деятельность его органов. Обязанность для открытых акционерных обществ по раскрытию информации, предусмотренной настоящим разделом Положения, возникает с даты государственной регистрации открытого акционерного общества.
Согласно п. 5.6, п. 5.7 Положения ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к настоящему Положению. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. Ежеквартальный отчет эмитента облигаций с ипотечным покрытием, являющегося кредитной организацией, в указанный срок представляется также в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Если иное не установлено Положением о раскрытии информации либо иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет (п. 1.6 Положения).
В случае, если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с настоящим Положением, и/или в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию в соответствии с настоящим Положением, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности, а также для установления ограничений на обращение ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 1.12 Положения).
Таким образом, общество должно раскрыть информацию и обеспечить раскрытие информации в сети Интернет в форме ежеквартального отчета за 4 квартал 2008 г. в установленном порядке.
В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства (на предмет относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности) по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит выводу о том, что административный орган не доказал наличие события вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Объективную сторону данного правонарушения образует нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
ОАО "Глазовская мебельная фабрика" вменяется нарушение п.5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, выразившееся в необеспечении раскрытия информации в сети Интернет в форме ежеквартального отчета общества за 1У квартал 2008 г. в связи с его неопубликованием в сети Интернет по адресу www.mebel.udm/net.
Между тем, административным органом не учтено, что в соответствии с требованиями п.1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет либо иной сайт в сети Интернет.
Из имеющегося в материалах дела ежеквартального отчета ОАО "Глазовская мебельная фабрика" за 1У квартал 2008 г., представленного в Региональное отделение ФСФР России в ВКР, следует, что адрес страницы в сети Интернет, на которой раскрывается информация, содержащаяся в ежеквартальном отчете за 1У квартал 2008 г. эмитента ОАО "Глазовская мебельная фабрика", является www.mebel34.ru (л.д.84). Такой же адрес страницы Интернет был указан обществом при подаче ежеквартального отчета за Ш квартал 2008 г. (л.д.21).
В материалы дела административным органом не представлены документы, подтверждающие отсутствие на момент проверки ежеквартального отчета эмитента на сайте общества www.mebel34.ru. Доказательств того, что на сайте общества www.mebel34.ru административным органом проводилась проверка информации, не имеется.
При этом отсутствие информации на сайте www.mebel.udm/net, обнаруженное административным органом, по мнению суда апелляционной инстанции, не может являться безусловным доказательством того, что обязательная к опубликованию информация, в данном случае - ежеквартальный отчет за 4 квартал 2008 г., на сайте общества www.mebel34.ru отсутствовала.
В соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" N 149-ФЗ от 27.07.2006 Интернет является информационно-телекоммуникационной сетью, через которую передается информация.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.2006 на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории РФ услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством РФ.
В силу ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. В соответствии с положениями п. 1 ст. 57 Федерального закона N 126-ФЗ к универсальным услугам связи относятся, в частности, услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа.
Как подтверждается материалами дела, ОАО "Глазовская мебельная фабрика" является пользователем услуг связи Интернет.
Из заявления ОАО "Глазовская мебельная фабрика" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении следует, что сайт www.mebel.udm/net не является официальным сайтом общества с 2007 г., а является "зеркалом", предназначенным для обеспечения доступа к информации, расположенной на сайте в случае сбоев в сети Интернет и невозможности пользователей войти по адресу www.mebel34.ru, при этом общество не гарантирует полноту и своевременность наполняемости данного сайта, так как в первую очередь обеспечивается работоспособность основного сайта (л.д.16-17).
Из служебной записки начальника отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами Е.Н.Борисовой следует, что согласно представленному ОАО "Глазовская мебельная фабрика" ежеквартальному отчету за 1У квартал 2008 г. адрес сайта общества - www.mebel34.ru, информация с которого автоматически пересылается на сайт www.mebel.udm/net.
Данная информация сопоставима с информацией общества о "зеркальном" предназначении сайта www.mebel.udm/net, но в части автоматической переадресации информации позиции лица, привлекаемого к административной ответственности, и административного органа - различны.
Информация начальника отдела контроля за раскрытием информации участниками финансовых рынков и взаимодействия с регионами Е.Н.Борисовой (служебная записка от 18.05.2009г.) документально ничем не подтверждена, представлена начальнику юридического отдела Э.А.Королевой после рассмотрения дела об административном правонарушении (постановление от 01.04.2009г.). Данная информация не была положена в основу принятия решения административным органом о привлечении общества к административной ответственности, данный документ в качестве доказательства административным органом не исследовался, надлежащая оценка не давалась, иные документы, подтверждающие открытие обществом сайта в Интернете и переадресацию информации, материалы дела не содержат.
Региональным отделением ФСФР России в ВКР при проведении проверки не выяснялся вопрос об исполнении обществом обязанности по раскрытию информации на сайте общества, официально заявленном административному органу, не проверялся вопрос и переадресации информации с заявленного сайта на иной сайт общества.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в силу требований ст. 2.2 КоАП РФ и ст. 210 АПК РФ должна быть установлена и доказана административным органом.
При проверке законности постановления о привлечении к административной ответственности суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Доказательств вины общества в совершении вменяемого ему правонарушения с учетом того, что на момент рассмотрения административного дела отчет в сети Интернет раскрыт, что административным органом не оспаривается, в материалах дела также не имеется, суду апелляционной инстанции в нарушение ст.ст. 65, 210 АПК РФ не представлено.
Согласно оспариваемому постановлению обществу вменено нарушение требований законодательства РФ по раскрытию информации.
Из содержания оспариваемого постановления также усматривается, что административный орган констатировал только факт выявленного нарушения. Однако такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.
При вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения административным органом не исследовался.
Из содержания обжалуемого постановления административного органа не явствует об исследовании административным органом причин отсутствия информации на сайте www.mebel.udm/net, должна ли на нем отображаться информация, содержащаяся на сайте www.mebel34.ru, заявленного административному органу, если должна, но отсутствует, то исчерпаны ли обществом в этом случае все возможные меры для их раскрытия, имели ли место какие-либо технические причины, которые могли бы повлечь неполное отображение информации.
Таким образом, при вынесении постановления заинтересованным лицом не было принято мотивированное решение по делу.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом.
Оценив процессуальные документы административного органа и иные доказательства по делу об административном правонарушении, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административный орган не доказал наличие в действиях заявителя состава вменяемого ему административного правонарушения в связи с недоказанностью события и вины, в связи с чем признает оспариваемое постановление незаконным.
Ссылка апеллятора на то, что ему не была предоставлена возможность ознакомления с актом от 18.02.2009г. о неисполнении обязанности по размещению ежеквартального отчета в сети Интернет и протоколом от 18.03.2009г. об административном правонарушении, является несостоятельной.
Как следует из материалов дела, 26.02.2009г. Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго - Камском регионе в адрес руководителя общества направлено извещение о необходимости явиться 18.03.2009г. для составления протокола об административном правонарушении. Данное извещение получено обществом, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.68), однако законный представитель заявителя на составление протокола не явился, защитника по доверенности не направил.
Таким образом, не обеспечив явку законного представителя, общество не воспользовалось правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, в том числе правом ознакомления со всеми материалами дела.
Протокол об административном правонарушении направлен в адрес общества 20.03.2009г. и получен обществом 27.03.2009г., что подтверждается уведомлением о вручении (л.д.74).
Определением от 02.03.2009г. о назначении времени и месте рассмотрения административного дела общество вызывалось для рассмотрения административного дела на 01.04.2009г. Данное определение получено обществом, о чем свидетельствует почтовое уведомление (л.д.76). При вынесении постановления законный представитель общества не явился, процессуальными правами, предусмотренными ст.25.1 КоАП РФ, также не воспользовался.
Таким образом, требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении административным органом соблюдены.
Ссылка апеллятора на то, что административным органом обществу не были направлены приложения, указанные в отзыве, является несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не нарушило законных прав и интересов общества и не привело к принятию неправильного решения. При этом апелляционный суд учитывает, что заявитель имел возможность ознакомиться с материалами дела.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 28 мая 2009 года по делу N А71-5489/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе г.Казань от 01.04.2009г. N 11-09-106/пн о привлечении Открытого акционерного общества "Глазовская мебельная фабрика" к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5489/2009-А18
Истец: ОАО "Глазовская мебельная фабрика"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5510/09