г. Пермь
22 января 2009 г. |
Дело N А60-35503/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Риб Л.Х., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.
при участии:
от заявителя ООО "УралДревПром": не явились
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области: не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УралДревПром" (заявителя по делу)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 08 декабря 2008 года
по делу N А60-35503/08,
принятое судьей Подгорновой Г.Н.
по заявлению ООО "УралДревПром"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
об оспаривании решений органов, уполномоченных в области рынка ценных бумаг, о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УралДревПром" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 30.10.2008г. N 65-08/744 о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2008 года в удовлетворении заявленных требованиях отказано.
ООО "УралДревПром" (заявитель по делу), не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. 1) Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ с учетом отсутствия вредных последствий и в соответствии с принципами соразмерности и справедливости; 2) указывает на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности: коммерческий директор Козловцева С.А. не имела полномочий представлять общество при производстве по делу о совершении административного правонарушения; постановление было вынесено административным органом без соблюдения процедуры рассмотрения дела (на один и тот же день и одно время было назначено рассмотрение пяти дел в отношении общества).
Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ответчик по делу) представило отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает на тот факт, что: 1) оснований для применения положений статьи 2.9 коАП РФ не имеется, так как длительный срок просрочки представления документов является подтверждением пренебрежительного отношения общества к требованиям валютного законодательства; 2) при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела интересы общества представляла в качестве защитника Козловцева С.А., являющаяся коммерческим директором, действующая на основании доверенностей, выданных ей законным представителем общества N 1 от 21.07.2008г. и N 2 от 29.10.2008г. Кроме того, материалами дела подтверждается надлежащее извещение самого законного представителя общества о времени и месте составления протокола телеграммой, направленной 15.10.2008г. и врученной 17.10.2008г. секретарю общества. Назначение на одинаковое время рассмотрения пяти дел об административных нарушениях не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, так как в соответствии с графиком рассмотрения дел указанные дела были рассмотрены в период с 14.30 до 15.00час., то есть у административного органа имелось необходимое время для всестороннего и полного рассмотрения административного дела N 65-08/744.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании ст.ст.156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области проведена проверка соблюдения ООО "УралДревПром" требований валютного законодательства. В ходе проверки установлен факт предоставления в уполномоченный банк "Северная казна" документов, подтверждающих факт вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также справки о подтверждающих документах, с нарушением сроков предусмотренных валютным законодательством. Указанные документы представлены заявителем 12.09.2008 г. вместо установленного срока их представления до 15.02.2008 г. Данное нарушение зафиксировано в акте проверки N 10509000/211008/0000491 от 21.10.2008г. (л.д.49-50).
По результатам проверки составлен протокол N 10509000-345/2008 от 21.10.2008г. (л.д.38-41) и вынесено постановление N 65-08/744 от 30.10.2008г. о привлечении ООО "УралДревПром" к административной ответственности по ч.6 ст.15.25 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей ( л.д.12-14).
Полагая, что указанное постановление вынесено незаконно и необоснованно, общество обратилось в арбитражный суд Свердловской области с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Указанный вывод суда первой инстанции является правильным.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
К документам, перечисленным в ст. 23 Федерального закона N 173-ФЗ, относятся документы, в том числе и документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случаях их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов; документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций; таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме; паспорт сделки.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Банком России.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение ЦБ РФ N 258-П) в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
Согласно п.2.4 Положения ЦБ РФ N 258-П резидент представляет подтверждающие документы одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, которые подтверждают выполнение работ, оказание услуг.
Справка о валютных операциях, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справка о подтверждающих документах, установлены Центральным банком РФ в качестве форм учета по валютным операциям для резидентов, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, Указанием от 10.12.2007г. N 1950-У, вступившим в силу 27.01.2008г.
Таким образом, таможенная декларация, а также справки о подтверждающих документах, являются документами, которые подлежат представлению лицами, осуществляющими валютные операции, в уполномоченный банк не позднее 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 22.01.2008 г. заявителем в соответствии с условиями контракта N 10/12, заключенного 10.12.2007 г. с фирмой-нерезидентом "Titan Technology Services Ltd", Соединенное Королевство, был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации на сумму 15660 долларов США по ГТД N 10509040/150108/0000103.
Справка о подтверждающих документах по данной грузовой таможенным декларациям, а также сами подтверждающие документы (грузовые таможенные декларации) в нарушение п. 2.4. Положения N 258-П от 01.06.2004 г. представлены обществом в уполномоченный банк "Северная казна" только 12.09.2008 г., тогда как установленный срок их представления - не позднее 15.02.2008 г., то есть с нарушением установленного законодательством срока на 210 дней.
Таким образом, выводы суда о доказанности наличия факта административного правонарушения являются обоснованными.
Вина общества в совершении административного правонарушения также доказана материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель должен был предвидеть наступление для него вредных последствий содеянного, однако без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий, несмотря на формальное требование публичного права.
Судом не установлено обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих исполнению обязанности по своевременному предоставлению в уполномоченный банк грузовой таможенной декларации и справки о подтверждающих документах, следовательно, общество должно было соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных валютным законодательством.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "УралДревПром" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ.
Правильным является также вывод суда об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Исходя из положений Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", учитывая пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации и, соответственно, валютные операции признаются Российским государством сферой особого контроля.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что такого рода правонарушение может быть оценено как малозначительное лишь при наличии со стороны нарушителя позитивных действий, направленных на исполнение им своих публично-правовых обязанностей на условиях и в сроки, максимально приближенные к установленным законодательством, но наличия таких действий со стороны заявителя судом не установлено. Период нарушения срока исполнения обязанности заявителем значителен и составляет 210 дней; значительным является и количество допущенных при исполнении одного контракта аналогичных правонарушений (вынесено пять постановлений о назначении административного наказания в отношении общества).
Довод заявителя, о нарушении процессуальных норм привлечения его к административной ответственности суд считает несостоятельным в связи со следующим.
Как указано в пункте 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Материалами дела подтверждается факт надлежащего уведомления законного представителя ООО "УралДревПром" директора Козловцева А.В. (л.д.119-120) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении телеграммой, направленной 15.10.2008г. Нижнетагильской таможней и врученной 17.10.2008г. секретарю общества Евсеевой. О направлении уведомления на рассмотрение дела 30.10.2008г. и его получении директором Козловцевым А.В. свидетельствуют определение о времени и месте рассмотрения дела от 27.10.2008г. и письменные объяснения директора о факте его получения (л.д.30).
Кроме того, при рассмотрении протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела интересы общества представляла коммерческий директор общества Козловцева С.А., которая действовала на основании доверенностей, выданных ей законным представителем ООО "УралДревПром" N 1 от 21.07.2008г., N 2 от 29.10.2008г. Доверенности подписаны законным представителем Козловцевым А.В., скреплены печатью общества и уполномочивали защитника представлять интересы ООО "УралДревПром" по всем вопросам, связанными с контрактами N11 от 08.04.2008г., N 66-2 от 12.04.2007г., N 10/12 от 10.12.2007г., в рамках которых были выявлены административные правонарушения (давать письменные пояснения, устные объяснения от имени общества, подписывать документы, и выполнять иные действия, связанные с выполнением данного поручения). На основании указанных доверенностей Козловцева А.В. участвовала в производстве административного дела в качестве защитника общества, представила письменные объяснения законного представителя по фактам правонарушений с просьбой применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, что соответствует требованиям частей 1 и 2 статьи 25.5 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах у должностных лиц административных органов Территориального управления и Нижнетагильской таможни не имелось оснований считать данные доверенности фальсифицированными.
Довод заявителя апелляционной жалобы о нарушении прав и законных интересов общества в связи с назначением административным органом пяти дел на одно и то же время отклоняется. Как следует из отзыва на жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области, дела действительно были назначены на одно время 30.10.2008г. на 14час.30мин., но рассматривались по графику до 15.00час. Следовательно, у административного органа имелось необходимое время для всестороннего и полного рассмотрения дела N 65-08/744. Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности арбитражным апелляционным судом не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола и рассмотрения административного дела общество было извещено, при составлении протокола и рассмотрении материалов дела присутствовал представитель по доверенности. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Наказание применено административным органом в минимальном размере санкции, установленном для юридических лиц по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено Управлением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 08 декабря 2008 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "УралДревПром" - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 декабря 2008 года по делу N А60-35503/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "УралДревПром" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Л. Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35503/08
Истец: ООО "УралДревПром"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориальное управление в Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-10382/08