Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2011 г. N 13АП-1910/2011
г. Санкт-Петербург
18 марта 2011 г. |
Дело N А56-41189/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Б.Лопато, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1910/2011) Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2010 по делу N А56-41189/2010 (судья Трохова М.В.), принятое
по иску (заявлению) Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-и лица: Санкт-Петербургское государственное учреждение "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры",
ООО "Эпос"
о признании незаконным решения и предписания по делу N 94-135/10 от 01.04.2010
при участии:
от истца (заявителя): предст. Худякова Е.Л. - доверенность N 10/22339 от 30.12.2010
от ответчика (должника): предст. Алексеев К.А. - доверенность N ОВ/3218 от 14.04.2010; предст. Глинкевич Р.В. - доверенность N ОВ/3216 от 14.04.2010
от 3-го лица: не явились (извещены)
установил:
Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление, Санкт-Петербургское УФАС, антимонопольный орган) по делу N 94-135/10 от 01.04.2010.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Санкт-Петербургское государственное учреждение "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Дирекция заказчика) и ООО "Эпос".
Решением суда от 14.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 14.12.2010 отменить и признать незаконными оспариваемые решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу. Податель жалобы полагает, что положения подпункта 3 пункта 12 и подпункта 4.12 пункта 17 раздела 2 тома 1 конкурсной документации, утвержденной распоряжением Комитета от 27.12.2005 N 97-р, не противоречат требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ). По мнению Комитета, представление участником размещения заказа в заявке копии платежного поручения с отметкой банка о том, что платеж проведен, при отсутствии поступления обеспечения заявки на основании указанного платежного документа на счет организатора конкурса является нарушением пункта 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы жалобы, а также пояснил, что Управлением на основании оспариваемого решения было выдано два предписания - N 11/2889 и N 11/2890, однако, предписание N 11/2889, которым Комитету предписывалось устранить нарушения Закона N 94-ФЗ путем приведения в соответствие с требованиями Закона о размещении заказов пп.3 п.12 раздела 2 тома 1 конкурсной документации (общая часть утверждена распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 27.12.2005 N 97-р (в редакции распоряжения Комитета от 30.10.2009 N 803-р)), Комитетом исполнено добровольно и в связи с этим не оспаривалось. При рассмотрении дела в суде первой инстанции Комитетом оспаривалось и судом оценивалась законность предписания N 11/2890, которым Государственному заказчику - Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Дирекция заказчика по ремонтно-восстановительным работам на памятниках истории и культуры", уполномоченному органу - Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, конкурсной комиссии - государственной комиссии уполномоченного органа по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга предписано при размещении государственного заказа способом проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ремонтно-реставрационные работы (в том числе капитальный ремонт, реставрация) в главном учебном корпусе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения ("дирекция императорских театров"), для государственных нужд Санкт-Петербурга, не учитывать положения пп.3 п.12 раздела 2, пп.4.12 п.17 раздела 2 тома 1 конкурсной документации.
Представители Санкт-Петербургского УФАС в судебном заседании подтвердили, что в суде первой инстанции рассматривалась и оценивалась законность именно этого предписания N 11/2890, доводы жалобы отклонили, просили оставить решение суда от 14.12.2010 без изменения, а жалобу Комитета - без удовлетворения.
Третьи лица - СПб ГУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" и ООО "Эпос", извещенные надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу положений статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 01.02.2010 на официальном сайте www.gz-spb.ru было размещено объявление о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ремонтно-реставрационные работы (в том числе капитальный ремонт, реставрация) в главном учебном корпусе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения ("дирекция императорских театров"), для государственных нужд Санкт-Петербурга. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 299599420 руб.
В соответствии с томом 2 конкурсной документации государственным заказчиком является Дирекция заказчика, уполномоченным органом - Комитет, конкурсной комиссией - государственная комиссия уполномоченного органа по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга.
По жалобе участника размещения заказа - ООО "Эпос" на действия Дирекции заказчика, Управлением проведена внеплановая проверка соблюдения Комитетом и Дирекцией заказчика законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
В результате анализа конкурсной документации, Управление пришло к выводу о том, что отдельные ее положения не соответствуют положениям статьи 12 Закона N 94-ФЗ, а именно:
Согласно пп.3 п.12 раздела 2 тома 1 конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Санкт-Петербурга: общая часть (далее - конкурсная документация) обеспечение заявки должно поступить на счет организатора конкурса не позднее даты и времени начала процедуры вскрытия конвертов с заявками в письменной форме и открытия доступа к заявкам в форме электронных документов.
В соответствии с пп. 4.12 п.17 раздела 2 тома 1 конкурсной документации основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является нарушение требований конкурсной документации к сроку и порядку внесения обеспечения заявки, предусмотренных п.12 раздела 2 тома 1 конкурсной документации.
По результатам проведения проверки и рассмотрения жалобы ООО "Эпос" Комиссией Санкт-Петербургского УФАС принято решение от 01.04.2010 по делу N 94-135/10, которым признано нарушение в действиях Комитета и Дирекции заказчика части 2 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", выразившееся в установлении в конкурсной документации оснований для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе не указанных в части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ (том 1 л.д.13-14).
На основании данного решения Санкт-Петербургским УФАС выдано предписание N 11/2890, которым Государственному заказчику - Санкт-Петербургскому государственному учреждению "Дирекция заказчика по ремонтно-восстановительным работам на памятниках истории и культуры", уполномоченному органу - Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, конкурсной комиссии - государственной комиссии уполномоченного органа по размещению государственного заказа Санкт-Петербурга предписано при размещении государственного заказа способом проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ремонтно-реставрационные работы (в том числе капитальный ремонт, реставрация) в главном учебном корпусе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой, входящей в состав объекта культурного наследия федерального значения ("дирекция императорских театров"), для государственных нужд Санкт-Петербурга, не учитывать положения пп.3 п.12 раздела 2, пп. 4.12 п. 17 раздела 2 тома 1 конкурсной документации.
Полагая, что решение и предписание Управления не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы Комитета, последний обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных ненормативных правовых актов недействительными.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и заслушав мнение представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета в связи со следующим.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом N 94-ФЗ, часть 1 статьи 1 которого в числе прочего устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно части 1 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 15.1 части 4 статьи 22 Закона N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать размер обеспечения заявки на участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения такой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случае установления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией (часть 1 статьи 25 Закона N 94-ФЗ).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 25 Закона N 94-ФЗ участник размещения заказа должен представить в составе заявки на участие в конкурсе документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, в случае, если в конкурсной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе, или копия такого поручения).
В силу части 4 статьи 25 Закона N 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а"-"в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 настоящей статьи документов и сведений, не допускается.
Частью 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в конкурсе или заявок на участие в аукционе участник размещения заказа не допускается конкурсной или аукционной комиссией к участию в конкурсе или аукционе, в том числе, в случае непредоставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе, если требование обеспечения таких заявок указано в конкурсной документации или документации об аукционе (пункт 3), а также в случае несоответствия заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе требованиям конкурсной документации либо документации об аукционе (пункт 4).
Отказ в допуске к участию в торгах по иным основаниям, кроме указанных в части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ, не допускается (часть 2 статьи 12 Закона N 94-ФЗ).
Распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2005 N 97-р (далее - распоряжение 97-р) утверждены методические требования к документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга, в том числе методические требования к оформлению тома 1 конкурсной документации для проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга (приложение 2 к распоряжению N 97-р).
Указанный документ действовал на момент размещения заказа (проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ремонтно-реставрационные работы (в том числе капитальный ремонт, реставрация) в главном учебном корпусе Академии русского балета им. А.Я. Вагановой), и утратил силу с 23.08.2010 с изданием распоряжения Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга от 20.08.2010 N 1065-р.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка разработки и утверждения документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга (приложение 1 к распоряжению N 97-р) заказчики, уполномоченный орган разрабатывают и утверждают документацию в соответствии со своими полномочиями, только на основании Порядка и методических требований к оформлению документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга согласно приложениям к распоряжению N 97-р. Самостоятельное внесение заказчиком изменений или дополнений в том 1 конкурсной документации и документации об аукционе не допускается (пункт 3.3 Порядка).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 раздела 2 тома 1 конкурсной документации, утвержденной распоряжением N 97-р (в редакции распоряжения Комитета от 30.10.2009 N 803-р) обеспечение заявки должно поступить на счет организатора конкурса не позднее пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок.
В силу подпункта 4.12 пункта 17 раздела 4 тома 1 конкурсной документации, утвержденной распоряжением N 97-р нарушение требований конкурсной документации к сроку и порядку внесения обеспечения заявки, предусмотренных пунктом 12 тома 1 являются основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе по пункту 4 части 1 статьи 12 Закона N 94-ФЗ.
Вышеперечисленные положения распоряжения N 97-р согласуются с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, содержащимися в п.3 совместного письма от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05. Согласно данным разъяснениям, в случае непоступления в течение пяти рабочих дней со дня окончания срока подачи заявок на участие в торгах средств в качестве обеспечения таких заявок на счет, реквизиты которого указаны в документации о торгах, или поступления таких средств в объеме, не соответствующем указанному в документации о торгах, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отклонить участника размещения заказа от участия в торгах по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 12 Закона N 94-ФЗ. Также участник размещения заказа должен быть отклонен от участия в торгах на основании части 4 статьи 12 Закона N 94-ФЗ в случае, если денежные средства в качестве обеспечения заявки на участие в торгах поступили на счет по платежному поручению, иному, чем представленное в заявке.
Однако, как правомерно указал суд, подпункт 3 пункта 12 раздела 2 тома 1 конкурсной документации, представленной в материалы дела (том 1 л.д.37), в котором указано, что обеспечение заявки должно поступить на счет организатора конкурса не позднее даты и времени начала процедуры вскрытия конвертов с заявками в письменной форме и открытия доступа к заявкам в форме электронных документов, противоречит не только статье 12 Закона N 94-ФЗ, не содержащей такого требования к участникам размещения заказа, и официальным разъяснениям, данным Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы в письме от 19.08.2009 N 13613-АП/Д05, но и распоряжению самого Комитета от 27.12.2005 N 97-р "Об утверждении методических требований к документации о размещении государственного заказа Санкт-Петербурга", которым была разработана и утверждена конкурсная документация.
Следует также учесть, что в рассматриваемом случае вскрытие конвертов с заявками должно было состояться в день окончания подачи заявок - 03.03.2010 (пункт 3 раздела 8 тома 2 КД и пункт 2 раздела 10 тома 2 КД) (том 1, л.д. 77), а следовательно, требование конкурсной документации (пп.3 п.12 раздела 2 тома 1 КД) о поступлении обеспечения заявки на счет организатора конкурса не позднее даты и времени начала процедуры вскрытия конвертов могло привести к нарушению прав участников размещения заказа, подавших заявку в последний или предпоследний день срока ее подачи.
При изложенных обстоятельствах обжалуемые решение антимонопольного органа, которым признано незаконным установление в конкурсной документации требований, не указанных в части 1 статьи 12 Закона о размещении заказа, и предписание, которым Государственному заказчику, Комитету и конкурсной комиссии предписано при размещении государственного заказа не учитывать положения пп.3 п.12 раздела 2, пп. 4.12 п. 17 раздела 2 тома 1 конкурсной документации, суд первой инстанции обоснованно признал соответствующими Закону о размещении заказа, в связи с чем в удовлетворении заявленных Комитетом требований было отказано.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы все обстоятельства дела и дана им надлежащая правовая оценка, нарушений в применении материальных и процессуальных норм не допущено. При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда от 14.12.2010 и удовлетворения апелляционной жалобы Комитета не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2010 года по делу N А56-41189/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41189/2010
Истец: Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Эпос", Санкт-Петербургское государственное учреждение "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры"
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-1910/2011