г. Пермь
25 мая 2009 г. |
Дело N А60-33652/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Ясиковой Е.Ю., Мещеряковой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от истца Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района: Кочурова С.С. - начальник (приказ от 18.03.2003г.)
от ответчика МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам": не явились
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерство финансов Свердловской области: не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 16.03.2009г.
по делу N А60-33652/2008
принятое судьей Лутфурахмановой Н.Я.
по иску: Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной защиты населения Слободо-Туринского района :
к ответчику: МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам":
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство финансов Свердловской области
взыскании убытков в сумме 688 399руб.
установил:
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" убытков в сумме 688 399руб., излишне выплаченных денежных средств, которые истец возмещал в 2007 году, в связи с предоставлением мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст.49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2009 года в удовлетворении иска отказано.
Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района (истец по делу), не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении иска полностью. Указывает на то, что убытки образовались в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств, выразившихся в предъявлении к возмещению за счет средств областного бюджета расходов в большем объеме, чем предусмотрено нормативными актами. Сумма причиненных убытков и вина МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" в причинении убытков доказана материалами дела.
Ответчик и третье лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, письменных отзывов на жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, основанием для обращения Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района (далее - Управление) с иском в арбитражный суд послужило необоснованное предъявление МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" (далее - МУП "Служба заказчика по ЖКУ", предприятие) к возмещению за счет средств областного бюджета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги в 2007 году в сумме 688 399руб.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из не подтверждения материалами дела причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика и наступившими вредными последствиями, а также пришел к выводу о том, что убытки были причинены по вине самого Управления, в связи с отсутствием надлежащего контроля за реализацией мер социальной поддержки Предприятием и за расходованием бюджетных средств.
Указанные выводы суда являются правильными.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которым лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права.
Для удовлетворения иска о возмещении убытков необходимо установление состава гражданского правонарушения, состоящего из четырех условий: противоправного характера поведения (действий или бездействия) лица, на которое предполагается возложить ответственность; наличие причиненных убытков; причинной связи между противоправным поведением нарушителя и наступившими вредоносными последствиями; вины правонарушителя.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий гражданско-правовой ответственности исключает ее применение.
Судом первой инстанции были правильно установлены следующие обстоятельства по делу.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.10.2005г. N 927-ПП "О мерах по реализации пункта 1 статьи 35, статей 36 и 37 Закона Свердловской области "Об образовании в Свердловской области", пункта 4 статьи 54 Закона Свердловской области "О здравоохранении в Свердловской области", пункта 3 статьи 13 Закона Свердловской области "О культурной деятельности на территории Свердловской области", статьи 2 закона Свердловской области "О социальной поддержке работников государственной системы социальных служб Свердловской области", статьи 2 закона Свердловской области "О социальной поддержке работников государственных учреждений Свердловской области, входящих в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации" и Закона Свердловской области "О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законом и иными нормативными правовыми актами Свердловской области" (далее - Постановление N 927-ПП) определен порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по предоставлению бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, а также по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами, организациям или индивидуальным предпринимателям, осуществившим расходы, связанные с предоставлением вышеуказанных мер социальной поддержки.
Согласно статье 2 Закона Свердловской области от 14.06.2005г. N 46-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по полному или частичному освобождению от платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) от платы за коммунальные услуги, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области" возмещение организациям или индивидуальным предпринимателям расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится ежемесячно в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области, за счет средств областного бюджета.
Расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки производится в порядке, установленном Правительством Свердловской области, и направляется соответствующей организацией или индивидуальным предпринимателем в уполномоченный территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области. Пунктами 2 и 4 Постановления установлены следующие нормы расходов:
для одиноко проживающих лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки - в пределах фактических расходов и исходя из общей площади жилого помещения;
для семей, состоящих из лица, имеющего право на получение мер социальной поддержки и совместно проживающих с ним членов семьи, не имеющих право на получение этих мер социальной поддержки - в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из части общей площади жилого помещения, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество членов семьи.
В соответствии с Постановлением N 927-ПП Министерство социальной защиты населения Свердловской области организовывает возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки индивидуальным предпринимателям и организациям, осуществившим расходы, территориальными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения в пределах средств, предусмотренных законом Свердловской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Учитывая, что истец является территориальным подразделением Министерства социальной защиты Свердловской области, следовательно, он является, исполнителем Постановления N 927-ПП по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населения индивидуальным предпринимателям и организациям, а также получателем и распорядителем бюджетных средств на территории Слободо-Туринского района. В свою очередь, ответчик является организацией, на которую возложена обязанность по расчету расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки в порядке, установленном Правительством Свердловской области и направлению этих расчетов истцу.
В целях реализации мер по социальной поддержке, предусмотренной федеральными законами и законами Свердловской области, между Управлением и Предприятием было заключено Соглашение N 13 от 1.01.2007г.
Пунктами 2.1 и 2.1.2 Соглашения - на Предприятие была возложена обязанность по ежемесячному предоставлению в Управление списков по ряду категорий граждан и один раз в год по предоставлению копий заявлений граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, копий справок, дающих право на получение гражданам мер социальной поддержки.
Указанные условия договора Предприятием были выполнены следующим образом: в начале 2007 года в Управление были представлены подтверждающие документы на лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Ежемесячно предоставлялись списки, в которых кроме лиц, имеющих право на льготы и по которым в начале года были предоставлены подтверждающие документы, в колонке "количество льготников" Предприятие указывало и членов семьи льготников, не имеющих право на получение мер социальной поддержки. Таким образом, Предприятие, производя расчет расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, подлежащих возмещению, нарушало установленный Постановлением порядок, указывая в списках всех граждан, проживающих в квартире и на всю занимаемую площадь жилого помещения, в результате чего излишне предъявило в Управление расчеты к возмещению из областного бюджета на сумму 688 399руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются первичными документами, представленными в материалы дела за 2007 год, а также установлено в результате проверки, проведенной финансовым управлением Слободо-Туринского муниципального района.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт неправомерных действий ответчика в виде направления в Управление списков граждан (с расчетом сумм, подлежащих возмещению), с учетом лиц, не имеющих право на получение мер социальной поддержки, а также факт причинения убытков в виде излишнего возмещения из областного бюджета суммы 688 399руб.
Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, истцом не доказана причинно-следственная связь между причиненными убытками и противоправным поведением ответчика.
Пунктом 2.3.1 Соглашения от 1.01.2007г. было установлено, что на Управление возложена обязанность по принятию от Предприятия ежемесячно направляемых в его адрес списков граждан; проведению проверки указанных списков в течение 5 рабочих дней с момента получения и направлению Предприятию подписанного акта сверки списков, а в случае наличия расхождений - направлению протокола разногласий.
Пунктом 2.4.1 Соглашения Управлению предоставлено право: осуществлять проверки предоставленных Предприятием сведений в письменном виде; запрашивать необходимые документы; по согласованию с Предприятием проводить проверки с выездом на Предприятие. В случае обнаружения несоответствия данных Предприятия с информацией Управления о лицах, которым предоставлены меры социальной поддержки, а также в случае необоснованного предоставления мер социальной поддержки, суммы переплат засчитываются в счет возмещения расходов Предприятием последующих периодов.
Таким образом, как следует из требований норм права на истца были возложены обязанности по осуществлению надлежащего контроля за реализацией мер социальной поддержки организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Слободо-Туринского района, в том числе, МУП "Служба заказчика по ЖКУ". Согласно условиям Соглашения от 1.01.2007г. на Управление была возложена обязанность по проверке представляемых Предприятием списков и документов, а также по возмещению расходов по результатам проведенной проверки и на основании составленного и подписанного сторонами акта сверки.
Во исполнение указанных пунктов договора, Управлением были в начале года приняты все документы от Предприятия на лиц, имеющих право на льготу, ежемесячно принимались списки, составлялись и подписывались акты сверки, которые являлись основанием для ежемесячного возмещения Предприятию расходов, направленных на предоставление мер социальной поддержки гражданам. Из указанного следует, что Управление в 2007 году располагала всеми документами для проведения надлежащей проверки списков, ежемесячно представляемых ответчиком. Между тем, как правильно установил суд первой инстанции, Управлением протоколы разногласия по вопросу несоответствия между представленными документами на льготу и лицами, указанными в списках, и не имеющими право на получение мер социальной поддержки за счет областного бюджета не составлялись, выездные проверки не проводились, все акты сверки, на основании которых производилось возмещение денежных средств из областного бюджета, были составлены и подписаны Управлением без каких-либо разногласий.
Для возложения гражданско-правовой ответственности на ответчика по возмещению убытков истцу необходимо доказать наличие причинной связи между действиями правонарушителя и возникшими убытками. Между тем, причиной излишней выплаты бюджетных средств из областного бюджета Предприятию в 2007 году явились неправомерные действия (бездействия) самого истца, связанные с ненадлежащим исполнением Постановления N 927-П, условий Соглашения от 1.01.2007г. в виде ненадлежащего контроля за реализацией мер социальной поддержки Предприятием.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что убытки образовались в связи с неправомерными, виновными действиями Предприятия, опровергаются на основании вышеизложенных обстоятельств.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что Управление не имело полномочий по осуществлению контроля за реализацией мер социальной поддержки Предприятием, в том числе по проверке представленных списков и расчетов, содержащихся в них, опровергается положениями Закона Свердловской области N 46-ОЗ от 14.06.2005г., Постановления Правительства Свердловской области от 27.10.2005г. N 927-ПП и условиями Соглашения 13 от 1.01.2007г., согласно которым организация возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки населению, организациям и индивидуальным предпринимателям, а также контроль за реализацией мер социальной поддержки организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Слободо-Туринского района, возложена на истца.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на тот факт, что сумма убытков подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается является обоснованной. Между тем указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда, так как материалами дела не подтверждается весь необходимый состав гражданского правонарушения в действиях ответчика, являющийся основанием для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, следует отменить, что в силу пункта 2.4.1 Соглашения от 1.01.2007г. сторонами предусмотрен иной порядок устранения такого нарушения, как обнаружение переплаты. В силу указанного пункта в случае обнаружения несоответствия данных предприятия с информацией Управления о лицах, которым предоставлены меры социальной поддержки, а также в случае необоснованного представления мер социальной поддержки, суммы переплат засчитываются в счет возмещения расходов Предприятия последующих периодов. Таким образом, заявленный иск не подлежит удовлетворению также по данному основанию.
В связи с изложенными обстоятельствами решение суда от 16 марта 2009 года следует оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 16 марта 2009 г. по делу А60-33652/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Е. Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33652/08
Истец: Территориальный отраслевой исполнительной орган государственной власти Свердловской области Управление социальной защиты населения Слободо-Туринского района
Ответчик: МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам"
Третье лицо: Министерство финансов по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3520/09