г. Пермь
11 декабря 2008 г. |
Дело N А60-17255/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.
судей Борзенковой И.В., Григорьевой Н.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя УМП "Виста": председателя ликвидационной комиссии Новичкова О.В., паспорт 6502 392658;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области: Костицина С.В., удостоверение УР N 369790, доверенность N52-юр от 10.12.2008 года; Галямина М.М., удостоверение УР N 370252, доверенность N2-юр от 09.01.2008 года;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя УМП "Виста"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2008 года
по делу N А60-17255/2008,
принятое судьей Сабировой М.Ф.
по заявлению УМП "Виста"
к Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области
о признании незаконными действий,
установил:
УМП "Виста" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 4 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган), выразившихся в отказе в принятии промежуточного ликвидационного баланса на 30.06.2008. Одновременно заявитель просит обязать Межрайонную ИФНС России N 4 по Свердловской области внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о составлении УМП "Виста" промежуточного баланса на 30.06.2008.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение по делу отменить в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывает на отсутствие у налогового органа законных оснований для не принятия документов и нарушение прав и законных интересов предприятия на ликвидацию в соответствии с действующим законодательством.
Налоговым органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому считает решение суда законным и не подлежащим отмене. Указывает на то, что представленный заявителем документ в качестве ликвидационного баланса, в нарушение норм действующего законодательства РФ, таковым не является, поскольку в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица отсутствуют данные о имеющихся обязательствах, а также сведения об отсутствии имущества (денежных средств) для удовлетворения обязательств перед бюджетом. По мнения заинтересованного лица судом сделан верный и обоснованный вывод об отсутствии нарушения, со стороны налогового органа, прав и законных интересов предприятия.
В судебном заседании стороны настаивали на позициях, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 01.07.2008 года ликвидационная комиссия УМП "Виста" в лице председателя ликвидационной комиссии обратилась в Межрайонную ИФНС России N 4 по Свердловской области с уведомлением о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 с приложением промежуточного ликвидационного баланса на 30.06.08.
Уведомлением об оставлении документов без рассмотрения N 496 от 08.07.08 налоговым органом отказано в принятии уведомления о составлении промежуточного баланса ликвидации юридического лица по форме N Р15003 с приложением промежуточного ликвидационного баланса на 30.06.08 и внесении записи в ЕГРЮЛ о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Основанием для отказа явился вывод налогового органа о том, что представленный заявителем промежуточный ликвидационный баланс таковым не является, поскольку в нем отсутствуют данные об имеющихся обязательствах предприятия, а также сведения об отсутствии имущества (денежных средств) для удовлетворения обязательств перед бюджетом.
Не согласившись с указанными действиями заинтересованного лица, УМП "Виста" обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных предприятием требований, Арбитражный суд Свердловской области исходил из того, что действия налогового органа по отказу в принятии промежуточного ликвидационного баланса являются законными и не нарушают прав и законных интересов предприятия.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные налоговым законодательством.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В соответствии со статьями 61, 62 Гражданского кодекса в случае принятия учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации назначенная ликвидационная комиссия (ликвидатор) помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредитором требований, а также о результатах их рассмотрения. Ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.
Статьями 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлены порядок уведомления регистрирующего органа о принятом решении о ликвидации юридического лица, а также перечень документов, предоставляемых для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица.
В соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган должен быть представлен определенный пакет документов, в том числе промежуточный ликвидационный баланс.
В силу п. 1 указанной статьи достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Согласно ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Постановлением N 178 от 02.02.05 Главой города Серова N 245 принято решение о ликвидации муниципального унитарного предприятия "Виста" и поручено отраслевому органу местного самоуправления создать ликвидационную комиссию и провести мероприятия по ликвидации.
Решением отраслевого органа местного самоуправления N 497 от 19.10.05 "Комитета по управлению муниципальным имуществом" утвержден состав ликвидационной комиссии и поручено провести мероприятия по ликвидации заявителя.
Ликвидационной комиссией в газете "Серовский рабочий" N 128 от 18 ноября 2005 года было помещено объявление о ликвидации заявителя. Между тем печатным органом, в котором необходимо было поместить указанное объявление, с 14.04.05 года является "Вестник государственной регистрации".
25 апреля 2008 года в государственный реестр была внесена запись о назначении нового руководителя ликвидационной комиссии УМП "Виста", на основании решения отраслевого органа местного самоуправления N 90/1 от 28.02.08 "Комитета по управлению муниципальным имуществом Серовского городского округа", согласно которому, были внесены изменения в решение N 497 от 19.10.08 в отношении состава ликвидационной комиссии.
01 июля 2008 года УМП "Виста" в налоговый орган было представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс на 30.06.08. Также УМП "Виста" предъявлена выписка из "Вестника государственной регистрации" N 17 от 30.04.08 о ликвидации заявителя.
Как следует из материалов дела в 2006 году по результатам выездной налоговой проверки было вынесено решение N 2 от 13.01.06 которым УМП "Виста" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 154909 руб. Кроме этого, было предложено уплатить 774545 руб. налога на прибыль и 206209 руб. пеней за несвоевременную уплату налога на прибыль, а также иные налоги и штрафы.
Указанное решение налогового органа, в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей, налога на имущество в сумме 2563 рублей, налога на землю в сумме 36676 рублей, явилось предметом рассмотрения Арбитражного суда Свердловской области - решением от 01.06.2006 требования предприятия удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2006 решение суда первой инстанции от 01.06.2006 изменено, заявленные требования удовлетворены частично: оспариваемое решение признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафов за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей, налога на землю в сумме 7442 рублей, налоговых санкций по п. 1, п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 29234 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2006 постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 14.08.2006 оставлено без изменения, кассационная жалоба инспекции - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 2770/07 решение суда первой инстанции от 01.06.2006, постановление суда апелляционной инстанции от 14.08.2006 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-6217/06-С6 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21.11.2006 по тому же делу в части требования предприятия о признании недействительным решения инспекции от 13.01.2006 N 2 в части доначисления налога на прибыль в сумме 774545 рублей, пеней по налогу на прибыль в сумме 206209 рублей и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль в сумме 154909 рублей отменены. Дело в указанной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2007г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2008 года решение Арбитражного суда Свердловской области от 19.09.2007 года оставлено без изменения.
Согласно части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Письмом N 32-10/14110 от 24 сентября 2007 года, заинтересованное лицо сообщило заявителю о том, что заявленная сумма задолженности по налогам и сборам по строке 624 промежуточного ликвидационного баланса на 31.01.06 не соответствовала имеющейся задолженности МУП "Виста" по состоянию на 31.01.06 года.
В период с января 2005 года по июль 2008 года в адрес заявителя налоговым органом выставлялись требования об уплате налога, пени и штрафа, а также инкассовые поручения, что подтверждается материалами дела.
Из вышеизложенных обстоятельств следует, что заявителю, о наличии задолженности по налогу на прибыль, пеней по налогу на прибыль и налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ по результатам выездной налоговой проверки (решение о привлечении к ответственности N 2 от 13.01.06), было известно.
Также как следует из объяснений заявителя в судебном заседании апелляционной инстанции, предприятию было известно об основаниях отказа налоговым органом в принятии промежуточного ликвидационного баланса от 30.06.2008года.
В силу п. 76 Раздела "Расчеты с дебиторами и кредиторами" Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1298) штрафы, пени, неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда об их взыскании, относятся на финансовые результаты у коммерческой организации до их получения или уплаты отражаются в бухгалтерском балансе получателя и плательщика соответственно по статьям дебиторов и кредиторов.
Представленный в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс не соответствует сведениям, имеющимся у налогового органа о наличии у предприятия задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет.
Представление недостоверного промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса правомерно расценено налоговым органом как непредставление промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на направление в налоговый орган уведомления о ликвидации предприятия и сроках заявления (не менее 2-х месяцев с момента публикации) требований является необоснованной и подлежит отклонению апелляционной инстанцией в силу следующего.
Решение о ликвидации и создании ликвидационной комиссии принято учредителем 19.10.2005 года N 497. Как следует из материалов дела, требования налоговым органом были заявлены в установленный ст. 63 ГК РФ срок и на протяжении 2005-2008 годов неоднократно уточнялись. В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим деятельность после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Нормами Налогового законодательства освобождение от уплаты налоговых обязательств юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации, не предусмотрено. Ликвидационная комиссия, в свою очередь, выполняющая функции органа управления юридического лица, обязана своевременно и правильно исчислять, уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджет, возникающие в ходе ликвидационных процедур.
Согласно представленным в материалах дела документам, предприятием процедура ликвидации, предусмотренная положениями статей 61-64 ГК РФ, не завершена. Представленный УМП "Виста" документ в качестве ликвидационного баланса, в нарушение норм действующего законодательства РФ, таковым не является, поскольку в ликвидационном балансе ликвидируемого юридического лица отсутствуют данные о имеющихся обязательствах, а также сведения об отсутствии имущества (денежных средств) для удовлетворения обязательств перед бюджетом. В связи с чем, налоговым органом, в соответствии с нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" было правомерно отказано предприятию в принятии промежуточного ликвидационного баланса на 30.06.2008г. уведомлением от 08.07.2008 года.
Аналогичная позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.08.2007 N 10667/07.
Таким образом, судом первой инстанции исследованы все обстоятельства по делу, всем документам дана надлежащая оценка, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального и процессуального права.
При принятии апелляционной жалобы к производству, предприятию предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины до окончания рассмотрения дела. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, на основании ст.110 АПК РФ государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит взысканию с УМП "Виста" в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 октября 2008 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Виста" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
И. В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17255/08
Истец: УМП "Виста"
Ответчик: МИФНС РФ N 4 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-9089/08