г. Пермь
23 июля 2009 г. |
Дело N А71-6741/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Нилоговой Т.С., Осиповой С.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Информ-Т": не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
ООО "Информ-Т"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 июня 2009 года
по делу N А71-6741/2009,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению ООО "Информ-Т"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
о признании незаконным постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Информ-Т" (далее - ООО "Информ-Т", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо) N 126/1-ПС от 12.05.2009г., которым общество привлечено к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.06.2009г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на незаконность привлечения к административной ответственности.
В обоснование жалобы указывает на то, что ответчиком нарушен процессуальный порядок привлечения к административной ответственности; не было обеспечено всестороннего и полного исследования обстоятельств административного дела; не учтено и не принято ходатайство об освобождении общества от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения; в связи с отсутствием существенной угрозы охраняемым общественным отношениям цель применения административного наказания может быть достигнута без взыскания штрафа.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие признаков малозначительности совершенного правонарушения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей административного органа, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в период с 01 апреля 2009 г. по 30 апреля 2009 г. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды УР на основании приказа N 151-ГК от 31 марта 2009 г. проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства Общества с ограниченной ответственностью "Информ-Т".
В ходе проверки установлено, что основным видом деятельности ООО "Информ-Т" является предоставление гостиничных услуг (клуб-отель "Радуга") по адресу: Якшур-Бодьинский район, 33км Якшур-Бодьинского тракта, оздоровительный лагерь "Радуга".
В результате деятельности ООО "Информ-Т" образуются следующие виды отходов производства и потребления: 1 класс опасности - ртутьсодержащие лампы, люминесцентные трубки отработанные и брак; 4 класс опасности - мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный); 5 класс опасности - отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных мероприятий, пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные, отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами; класс опасности не установлен - прочие коммунальные отходы (смет с территории), отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки.
Таким образом, установлено, что заявитель осуществляет деятельность по обращению с опасными отходами 1, 4, 5 классов опасности без паспортов на опасные отходы.
По результатам проверки составлены акт N 126-А от 24.04.2009г., протокол об административном правонарушении N 126/1-ПР от 04.05.2009г. в отношении ООО "Информ-Т" по факту совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление N 126/1-ПС от 12.05.2009г., согласно которому заявителю назначено административное наказание за несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными отходами при отсутствии паспортов на опасные отходы в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая постановление о назначении административного наказания по статье 8.2 КоАП РФ незаконным и подлежащим отмене, ООО "Информ-Т обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказав в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Данный вывод суда является правильным.
Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, размещение отходов производства и потребления.
Согласно ст.11 и п.3 ст.18 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов и иной деятельности, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу ч.3 ст.14 Закона N 89-ФЗ на опасные отходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство Российской Федерации.
Обязательность и порядок паспортизации опасных отходов установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000г. N818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" и Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002г. N785 "Об утверждении паспорта опасного отхода".
В соответствии с п.п.5.1, 5.7, 5.8 "Методических рекомендаций о порядке осуществления производственного экологического контроля на территории УР", утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 08.08.2005г. N 29, в рамках осуществления производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды от отходов производства и потребления природопользователи обязаны иметь, в том числе паспорт опасных отходов.
Закон N 89-ФЗ определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В силу ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Факт административного правонарушения подтверждается актом проверки N 126-А от 24.04.2009г., протоколом об административном правонарушении N 126/1-ПР от 04.05.2009г.
Каких-либо доказательств, опровергающих факт совершения правонарушения и подтверждающих отсутствие вины, заявителем не представлено.
Таким образом, привлечение ООО "Информ-Т" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, является правомерным.
Довод подателя апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, со ссылкой на то, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении не было учтено ходатайство об освобождении общества от административной ответственности в силу малозначительности совершенного правонарушения, подлежит отклонению.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении материалов проверки административным органом присутствовал представитель заявителя по доверенности от 04.04.2009г. Чупрына Р.А., которым было заявлено единственное ходатайство об освобождении от ответственности по признакам малозначительности, в связи с тем, что из фактических обстоятельств дела усматривается незначительный вред, причиненный охраняемым законом интересам (в т.ч. по объемам образующихся отходов). Факт заявления данного ходатайства нашел свое отражение в тексте оспариваемого постановления.
Таким образом, оспариваемое постановление соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что совершенное обществом правонарушение нельзя признать малозначительным.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п.18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004г. "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Административный орган устанавливает не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решают вопрос о социальной опасности деяния.
Факт образования у заявителя опасных отходов подтверждается материалами дела, а также справками, расчетами и договорами, представленными самим обществом.
ООО "Информ-Т" включает в себя следующие структурные подразделения: администрация, бухгалтерия, отдел кадров, служба бронирования, гостиница, служба досуга, коммунальная служба, ресторан, кухня, котельная. Среднесписочная численность сотрудников составляет 54 человека. В 2008 году обществом израсходовано 176 тонн угля, 217,2 куб.метров дров, вывезено твердых бытовых отходов 250 куб.метров, жидких бытовых отходов 600 куб.метров. Обществом заключены договоры на транспортные услуги по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также договоры на их размещение.
Статья 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Приказами Министерства природных ресурсов РФ N 511 от 15.06.2001г. "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" и N 786 от 02.12.2002г. "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" установлены классы опасности и коды отходов.
Ртутьсодержащие лампы отнесены к I классу опасности и в соответствии с п.2.1 Санитарных правил по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления (СП 2.1.7.1386-03) являются чрезвычайно опасными по степени воздействия на человека и окружающую среду.
Как установлено актом проверки N 126-А от 24.04.2009г., отходы I класса опасности хранятся на территории предприятия до момента передачи на специализированное предприятие для обезвреживания, то есть на предприятии осуществляется деятельность по обращению с опасными отходами.
В соответствии с п.3 ст.13 Закона N 89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. На момент проверки заявитель осуществлял свою деятельность без необходимых паспортов.
Таким образом, характер правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного организацией административного правонарушения. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами, по мнению суда, представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям - здоровью человека и окружающей среде, что исключает возможность признания данного правонарушения малозначительным.
Обществом не представлены какие-либо доказательства в подтверждение того, что причиненный вред является незначительным. Административным органом представлены документы, свидетельствующие о значительном объеме и опасности образующихся отходов.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для применения ст.2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Ссылка заявителя на то, что до привлечения к административной ответственности обществом фактически начато приведение своей деятельности в соответствие с нормами природоохранного законодательства. Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отмены постановления о назначении административного наказания, поскольку на момент проведения проверки у заявителя отсутствовали паспорта опасных отходов.
В силу ст.8.2 КоАП РФ размер штрафа за совершенное заявителем правонарушение составляет сумму от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
К ООО "Информ-Т" применена штрафная санкция в наименьшем размере, предусмотренном КоАП РФ.
Таким образом, учитывая объективную и субъективную стороны совершенного заявителем правонарушения, назначенное обществу наказание является соразмерным и справедливым.
Процессуальный порядок привлечения ООО "Информ-Т" к административной ответственности административным органом соблюден (о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления законный представитель общества извещен надлежащим образом).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, оспариваемое постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республике является законным и обоснованным.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08 июня 2009 г. по делу N А60-6741/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Информ-Т", г.Ижевск - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Т.С.Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-6741/2009-А31
Истец: ООО "Информ-Т"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Хронология рассмотрения дела:
23.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5838/09