Индексируем "упрощенный" лимит
Коэффициент-дефлятор на 2006 год, на который положено индексировать предельный доход по упрощенке, Минэкономразвития установило еще в конце 2005 года. Однако, по мнению Минфина, в текущем году этот коэффициент применять нельзя. Разберемся, почему чиновники заняли такую позицию и можно ли ее оспорить.
Упрощенцы насчитали 22 640 000
Напомним, что необходимость ежегодно индексировать предельный доход упрощенцев закреплена в абзаце 3 пункта 4 статьи 346.13 Налогового кодекса. Правила пересчета лимита прописаны в абзаце 2 пункта 2 статьи 346.12 Налогового кодекса. Руководствуясь ими, максимальный доход, при котором фирмы могут оставаться на спецрежиме, нужно рассчитывать так. Лимит выручки (сейчас он равен 20 миллионам) надо умножить на коэффициент-дефлятор.
Обязанность ежегодно устанавливать коэффициент-дефлятор законодатели закрепили за Правительством. А оно в свою очередь поручило ежегодно публиковать размер коэффициента-дефлятора Минэкономразвития (распоряжение от 25 декабря 2002 г. N 1834-р). Что Минэкономразвития и делает. Последний приказ на эту тему был издан 3 ноября 2005 года (N 284). В нем чиновники определили коэффициент-дефлятор на 2006 год в размере 1,132.
Однако этот коэффициент в 2006 году не действует, заявили чиновники из Минфина в своем письме от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/85. Использовать утвержденный Минэкономразвития коэффициент-дефлятор минфиновцы разрешили только со следующего года. В том же письме они указали, что "величина предельного размера доходов подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, утвержденный на 2006 год... в 2007 году. "
Что смутило финансистов
В пункте 2 статьи 346.12 Налогового кодекса сказано: "коэффициент-дефлятор... подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством...". Согласно этому порядку, Минэкономразвития должно публиковать коэффициент-дефлятор в "Российской газете" не позднее 20 ноября каждого года (распоряжение Правительства от 25 декабря 2002 г. N 1834-р).
Однако министерство в 2005 году с опубликованием приказа опоздало. Так, его текст появился в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти только 5 декабря, а в "Российской газете" - 8 декабря. Учитывая эти обстоятельства, можно предположить, что финансисты рассуждали так.
Налог считают установленным, только если определены налогоплательщики и элементы налога (п. 1 ст. 17 НК). Кому быть налогоплательщиком по УСНО, определяет лимит по "упрощенной" выручке. То есть в разряд налогоплательщиков попадают только те, кто соблюдает ограничения по максимальному доходу. Значит, такое ограничение является необходимым условием для введения единого налога. А нормативные документы, которые регулируют размер ограничения, относятся к налоговому законодательству.
Между тем акты налогового законодательства вступают в силу не раньше, чем через месяц со дня их официального опубликования. И не раньше 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 1 ст. 5 НК). Приказ министерство опубликовало 8 декабря 2005 года. Соответственно, месяц после его опубликования истек в январе 2006 года, когда налоговый период для УСНО уже начался. Из этого чиновники и могли сделать вывод о том, что коэффициент, введенный на 2006 год, в этом году применяться не может.
В тоже время Минфин учитывает, что каждый новый коэффициент-дефлятор нужно применять с учетом предыдущих коэффициентов (п. 2 ст. 346.12 НК). Поэтому "опоздавший" коэффициент, введенный на 2006 год, чиновники предлагают использовать в 2007 году. Однако у этой логики есть изъяны.
Сила улучшений перетягивает
Обратите внимание: статья 5 Налогового кодекса посвящена актам законодательства о налогах и сборах. А законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов (п. 1 ст. 1 НК). А приказ Минэкономразвития к ним не относится. Следовательно, положения статьи 5 Налогового кодекса на него не распространяются.
Как "нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти" приказ Минэкономразвития должен вступать в силу через десять дней после дня официального опубликования (п. 12 Указа Президента от 23 мая 1996 г. N 763). А значит, к 1 января 2006 года этот приказ уже действовал.
Более того, даже если рассматривать приказ Минэкономразвития как налоговый документ, все равно есть основания для того, чтобы начать применять его уже с 2006 года. Ведь акты налогового законодательства, которые улучшают положение налогоплательщиков, имеют обратную силу. Правда, при одном условии: если сам акт такое "обратное" действие предусматривает (п. 4 ст. 5 НК).
Очевидно, что увеличение лимита доходов для УСНО положение спецрежимников улучшает. А в приказе Минэкономразвития конкретно указано, что коэффициент-дефлятор установлен на 2006 год. Следовательно, есть все основания считать, что предельный доход для упрощенцев в этом году составляет 22 640 000 рублей.
А. Евсеев,
замдиректора по правовым вопросам
компании "Кузьминых и партнеры"
"Расчет", N 6, июнь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru