г. Пермь
20 февраля 2009 г. |
Дело N А60-34049/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Григорьевой Н.П., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя (ГУ УПФР в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области): не явился,
от заинтересованного лица (ООО "Кушвинская мебельная фабрика"): не явился,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ГУ УПФР в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 декабря 2008 года
по делу N А60-34049/2008,
принятое судьей Дмитриевой Г.П.
по заявлению ГУ УПФР в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области
к ООО "Кушвинская мебельная фабрика"
о взыскании 4 760 руб.60 коп.,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кушве и городе Верхней Туре Свердловской (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с ООО "Кушвинская мебельная фабрика" (далее - заинтересованное лицо, общество) 4 760 руб. 60 коп. - штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год, на основании решения N 13 от 10 июля 2008 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить. Считает, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований. При этом полагает, что ссылка суда на п. 1 ст. 126 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)", является несостоятельной, поскольку применение к страхователю финансовых санкций на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ не является начислением процентов на денежное обязательство. Кроме того, ссылается на наличие протокола рассмотрения актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании, составленный 30.06.2008. Непредставление данного протокола в суд первой инстанции объясняет тем, что он не был запрошен судом.
В судебное заседание представитель заявителя не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Заинтересованное лицо отзыв не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителем проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании заинтересованным лицом, по результатам проверки составлен акт от 03 июня 2008 года N 13.
На основании акта проверки от 03 июня 2008 года N 13 заявителем вынесено решение от 10 июля 2008 года N 13 о привлечении заинтересованного лица к ответственности по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме 4 760 руб. 60 коп. за нарушение срока представления сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 вышеуказанного закона.
Поскольку штраф не был уплачен заинтересованным лицом добровольно, заявитель обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что при принятии решения о привлечении заинтересованного лица к ответственности заявителем нарушены требования статьи 101 Налогового кодекса РФ, а также сослался на то, что в силу пункта 1 статьи 126 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)" начисление штрафа в отношение заявителя является неправомерным.
С данным выводом следует не согласиться.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
В силу статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2007 год заинтересованным лицом нарушен.
Указанные сведения представлены обществом 03 июня 2008 года, при сроке представления - не позднее 01 марта 2008 года.
Факт совершения заинтересованным лицом указанного нарушения подтверждается актом проверки от 03 июня 2008 года N 13, протоколом приема сведений от 03 июня 2006 года N 10/4361, карточкой регистрации движения индивидуальных сведений за 2007 год.
В силу ст. 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" порядок привлечения страхователей ПФ РФ к ответственности регулируется Налоговым кодексом РФ.
Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
В силу пп. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная налоговая проверки проводится уполномоченными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).
Таким образом, предметом камеральной налоговой проверки являются налоговые декларации (расчеты) и документы, представленные налогоплательщиком в соответствии с требованиями НК РФ, а также документы, имеющиеся у налогового органа.
Поскольку в рассматриваемом случае налоговая декларация (расчет) Учреждению не представлялась, выводы о совершенном правонарушении Учреждение сделало на основе несвоевременно представленных сведений, следовательно, камеральная налоговая проверка в рассматриваемом случае не проводилась.
Выездная проверка данном случае также не проводилась.
Таким образом, к процедуре привлечения лица к ответственности по ч. 3 ст. 17 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного законодательства, в рассматриваемом случае подлежат применению положения ст. 101.4 НК РФ.
В соответствии со ст. 101.4 НК РФ при обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение (п. 1).
В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение (п. 2).
Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки (п. 4).
Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям (п. 5).
По истечении указанного срока руководитель (заместитель руководителя) налогового органа в течение 10 дней рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения (п. 6).
Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица (п. 7).
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения (п. 12).
Как следует из материалов дела, Управлением процедура, установленная ст. 101.4 НК РФ, соблюдена.
Материалами дела подтверждается, что акт проверки вручен бухгалтеру заинтересованного лица 03.06.2008 г. (л.д. 8). Письменных возражений на акт заинтересованное лицо не представило.
Акт рассмотрен заявителем 30.06.2008 г. в отсутствии представителя заявителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства заблаговременно, что подтверждается подписью бухгалтера общества в указанном акте от 03.06.2008 г. (л.д. 8).
Факт рассмотрения вышеуказанного акта подтверждается соответствующим протоколом рассмотрения актов обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства об обязательном пенсионном страховании от 30.06.2008, представленным в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
10.07.2008 г. заявителем вынесено решение N 13 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной п.3 ст. 17 ФЗ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 (л.д. 9-10), что не противоречит нормам, содержащимся в статье 10.4 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, вывод суда первой инстанции о том, что в силу пункта 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не может быть взыскан штраф за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год, не основан на законе.
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
Однако указанное последствие наступает в отношении требований об имущественных взысканиях, предполагающих их начисление и, соответственно, определение размера в зависимости от продолжительности просрочки исполнения по уплате обязательных платежей, в частности, в отношении пеней за несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного после введения процедуры банкротства требования (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 25 от 22.06.2006).
Поскольку применение к страхователю финансовых санкций на основании ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не является начислением процентов на денежное обязательство, к данному случаю неприменимы положения статьи 126 ФЗ РФ "О несостоятельности (банкротстве)".
Поскольку имеет место неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 270 АПК РФ), а также применение судом закона, не подлежащего применению (пункт 2 части 2 статьи 270 АПК РФ) обжалуемое решение подлежит отмене.
В силу статьи 333.37 НК РФ заявитель освобожден от уплаты госпошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, пунктом 1 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 декабря 2008 г. по делу N А60-34049/2008 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Кушвинская мебельная фабрика" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации штраф в размере 4 760 (четыре тысячи семьсот шестьдесят) руб. 60 коп.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-34049/08
Истец: ГУ УПФР в г. Кушве и г. Верхней Туре Свердловской области
Ответчик: ООО "Кушвинская мебельная фабрика"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-489/09