г. Пермь |
|
21 октября 2008 г. |
Дело N А50П-843/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Щеклеиной Л.Ю., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кивокурцевой Е.В.,
при участии:
от заявителя (Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю) - Хабаров В.Б. (представитель по доверенности от 09.01.2008г., предъявлено удостоверение);
от ответчика (ИП Щербинин Е.Н.) - Щербинин Е.Н. (предъявлен паспорт), Курикалов В.Г. (представитель по доверенности от 01.09.2008г., предъявлен паспорт);
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - индивидуального предпринимателя Щербинина Евгения Николаевича
на решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре
от 3 сентября 2008 года
по делу N А50П-843/2008,
принятое судьей А.А. Даниловым
по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю
к индивидуальному предпринимателю Щербинину Евгению Николаевичу
о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Щербинина Евгения Николаевича к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 03.09.2008г. предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ с наложением взыскания в виде административного приостановления деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, за исключением личных нужд предпринимателя на 60 суток.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт изменить. Не оспаривая выводы суда о доказанности наличия состава вменяемого административного правонарушения, заявитель апелляционной жалобы не согласен с избранным судом видом административного наказания, считает, что наказание назначено без учета всех обстоятельств дела, наказание в виде административного приостановления деятельности просит заменить на административный штраф.
В заседании суда апелляционной инстанции ответчик повторил доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Заявителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен, в судебном заседании его представитель с доводами жалобы не согласился, решение суда первой инстанции оценил как законное и обоснованное, по его мнению основания для отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом действующего законодательства, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы, изменения или отмены решения суда не усмотрел.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления государственного автодорожного надзора по Пермскому краю от 19.08.2008г. N 294, уполномоченным должностным лицом проведена внеплановая проверка деятельности индивидуального предпринимателя Щербинина Е.Н. на предмет соответствия требованиям транспортного законодательства. По результатам проверки составлен соответствующий акт от 21.08.2008г. N 213 (л.д.9).
На основании данных проверки о наличии фактов осуществления предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией, 21.08.2008г. составлен протокол о совершении предпринимателем административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д.8).
Материалы административного дела и соответствующее заявление были направлены административным органом в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Принимая решение о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием к указанной норме Кодекса установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
На основании п. 62 ч.1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Порядок лицензирования указанной деятельности определен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 г. N 637) (далее - Положение).
В соответствии с п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются: а) нарушение, в результате которого произошло дорожно-транспортное происшествие, повлекшее человеческие жертвы, причинение тяжкого вреда здоровью, причинение средней тяжести вреда здоровью не менее 5 человек; б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра (пункт 5 Положения).
Положениями п.1 ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
При выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет: подбора и распределения водителей для работы на различных категориях транспортных средств, маршрутах и видах перевозок с учетом их квалификации, опыта и стажа работы, дисциплинированности; организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок; регулярного информирования водителей о причинах и обстоятельствах возникновения дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и других норм безопасности движения; организации занятий и обеспечения условий для повышения уровня знаний и профессионального мастерства водителей по программе в соответствии с установленными нормами; обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию; контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки (пункты 2, 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 2.3.5, 2.3.7, 2.5.4 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.03.94 N 15)).
Требования по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами на территории Российской Федерации также определены Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 2). Согласно п.2.2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей; организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей; проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей; регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
К деятельности по обеспечению профессиональной надежности водителей автобусов предъявляются следующие дополнительные требования: к управлению автобусами, осуществляющими междугородные, международные перевозки, перевозки детей до 16 лет, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет. Выполнение указанного требования обеспечивается владельцами автобусов при приеме водителей на работу и направлении на осуществление указанных перевозок. Владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов. В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой. Владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знания Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно - транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно - транспортном происшествии. Автобусы с числом мест более 20, изготовленные после 1 января 1998 г. и используемые на междугородных автобусных маршрутах, должны быть оборудованы тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя (пункты 2.3, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.5., 5.4 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).
Из материалов дела следует, что ИП Щербинин Е.Н. осуществляет деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, на основании соответствующей лицензии N АСС-59-001147 сроком действия с 17.04.2006г. до 16.04.2011г. (л.д.18).
04.08.2008г. работающий у предпринимателя водитель Баяндин К.И., управляя автобусом "HIGER-KL-Q6840Q", используемым ИП Щербининым Е.Н. в предпринимательской деятельности и следовавшим по маршруту "Пермь-Адлер", проигнорировав дорожные знаки 3.24 "Ограничение максимальной скорости - 70 км/ч", 1.23 "Дорожные работы", 3.24 "Ограничение максимальной скорости - 50 км/ч" двигаясь в условиях дождя со скоростью, превышающей установленные ограничения, выехав на участок дороги без дорожной разметки, не принял мер по снижению скорости, вследствие чего выехал на грунтовую обочину, после чего автобус съехал в кювет и совершил опрокидывание. В результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред здоровью средней тяжести более чем 5 человек.
В ходе проведения контрольных мероприятий было установлено, что в нарушение требований вышеперечисленных нормативных актов предпринимателем допущены следующие нарушения: к управлению автобусом, осуществляющим междугородную перевозку "Пермь-Адлер", допущен водитель Баяндин К.И. не имеющий трехлетний стаж работы в качестве водителя автобуса; автобус, на котором осуществлялась перевозка, не прошел предрейсовый технический осмотр, не оборудован тахографом (контрольным устройством для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя); не организована стажировка водителей при приеме на работу; не проводится ежегодное обучение водителей; не проводятся инструктажи по безопасности дорожного движения с водительским составом; не организован контроль за режимом труда и отдыха водителей.
Совершение предпринимателем перечисленных нарушений подтверждается актом проверки от 21.08.2008г., протоколом об административном правонарушении от 21.08.2008г. N 72-КП, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела от 13.08.2008г. и ответчиком документально не опровергнуто (л.д.8,9,11).
В силу ч.1 ст. 1.5, ст. 2.2 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Исследовав материалы дела, суд установил вину предпринимателя в форме неосторожности, таким образом, наличие в действиях ответчика состава вменяемого административного правонарушения является доказанным.
При производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, административным органом не допущено. Предпринимателю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Ответчик привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, назначенное за совершенное административное правонарушение наказание предусмотрено санкцией ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что наказание назначено без учета всех обстоятельств дела, избранный судом вид наказания не соответствует тяжести содеянного, подлежат отклонению.
Согласно ч.1 ст.3.12, ч.2 ст.4.1 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью людей, назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В настоящем случае осуществление деятельности в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом с грубым нарушением условий лицензии, при наличии выявленных проверкой нарушений, создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Доказательств того, что предпринимателем устранены обстоятельства, послужившие основанием для привлечения к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Судом также учтено, что постановлением мирового судьи Кудымкарского городского округа от 28.09.2007г. ответчик по настоящему делу уже был привлечен к административной ответственности за совершение однородного правонарушения по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, с наложением взыскания в виде штрафа. Указанный вид административного наказания не обеспечил достижения цели наказания (предупреждение совершения нового правонарушения), напротив предпринимателем повторно было совершено более тяжкое деяние.
Представленные ответчиком в суде апелляционной инстанции справки доказательствами, подтверждающими наличие смягчающих вину обстоятельств, не являются, о назначении судом необоснованно сурового наказания не свидетельствуют.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, удовлетворения требований апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре от 3.09.2008 года по делу N А50П-843/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу предпринимателя Щербинина Е.Н. - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Л.Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-843/2008
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю Кудымкарский отдел, Управление государственного автодорожного надзора по Пермскому краю
Ответчик: Щербинин Евгенеий Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7529/08