г. Пермь |
|
24 июля 2009 г. |
Дело N А60-7809/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Гуляковой Г.Н., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пепеляевой И.С.
при участии:
от заявителя ООО "Завод стальных конструкций "ИЗОКОН": Джепаров М.А., паспорт, доверенность от 09.04.2009,
от заинтересованного лица ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области: не явились, извещены надлежащим образом,
от третьего лица Территориального объединения профсоюзных организаций общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий": Гусев К.Б., паспорт, доверенность от 10.04.2009,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 мая 2009 года
по делу N А60-7809/2009,
принятое судьей Кириченко А.В.
по заявлению ООО "Завод стальных конструкций "ИЗОКОН"
к ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области
третьи лица: Территориальное объединение профсоюзных организаций общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий"
о признании недействительным решения налогового органа,
установил:
ООО "Завод стальных конструкций "ИЗОКОН" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области (далее - налоговый орган) от 19.12.2008 N 3093 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на доходы физических лиц в сумме 60 736 руб., соответствующих пеней, штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12 147 руб., доначисления единого социального налога в общей сумме 94 592 руб., соответствующих пеней, штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8693 руб., доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51 127 руб., соответствующих пеней.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что выплаченные обществом компенсации за вредные условия труда, произведенные генеральному директору, исполнительному директору, главному бухгалтеру, начальнику заготовительного цеха, начальнику сварочного цеха, являются повышенной оплатой труда, производимой в соответствии с требованиями статей 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации. Поэтому они подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.
По мнению налогового органа, спорные выплаты не относятся к компенсационным, не подпадают под действие пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми не подлежат налогообложению и компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации как не входящие в систему оплаты труда.
Общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, по мотивам, изложенным в отзыве.
Третье лицо отзыва на апелляционную жалобу не представило.
Налоговый орган в заседание суда представителя не направил, в силу ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, представитель третьего лица против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 15.12.2005 по 31.12.2007.
По результатам проведения проверки налоговым органом составлен акт от 24.11.2008 N 51 и вынесено решение от 19.12.2008 N 3093.
Названным решением обществу, в том числе доначислен налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 60 736 руб., соответствующие пени, доначислен единый социальный налог (далее - ЕСН) в сумме 94 592 руб., соответствующие пени, общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12 147 руб., штрафа по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 8693 руб., доначислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 51 127 руб., соответствующие пени.
Основанием для доначисления НДФЛ, ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование послужило то, что общество, определяя налоговую базу по налогам, а также базу по взносам, не включало в их состав компенсационные выплаты за вредные и тяжелые условия труда.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в Управление ФНС России по Свердловской области. Решением от 10.02.2009 N 14/09 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Считая решение ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области от 19.12.2008 N 3093 незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные компенсационные выплаты не образуют объекта обложения налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и не подлежат включения в базу для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и соблюдение процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Абзацем 9 статьи 210 ТК РФ предусмотрена компенсация за тяжелую работу и работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.
Согласно статье 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Помимо компенсаций действующее трудовое законодательство предусматривает также доплаты за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда (пункт 1 статьи 146, статья 147 ТК РФ). Данные доплаты являются составной частью заработной платы работников и не имеют отношения к выплатам, предусмотренным абзацем девятым подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 147 ТК РФ установлено, что минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объединенной профсоюзной инспекцией труда Общероссийского объединения профсоюзов РОСТ проведена независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников ООО "Завод строительных конструкций "ИЗОКОН" в рамках компетенции профсоюзных органов, предоставленной Законом Российской Федерации "Об основах охраны труда в Российской Федерации", законом Российской Федерации "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статьей 370 ТК РФ.
В ходе проведения экспертизы установлено, что рабочие места генерального директора, исполнительного директора, главного бухгалтера, начальника заготовительного цеха, начальника сварочного цеха относятся к рабочим местам с тяжелыми, опасными, вредными условиями труда, о чем составлены акты от 28.02.2006 N РОСТ-66-3-17, от 01.03.2007 N РОСТ-66-3-31.
Впоследствии по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда (карты аттестации N 1, 2, 3, 4, 5) выводы независимой экспертизы были подтверждены.
По результатам проведенной государственной экспертизы условий труда выдано экспертное заключение N 22 С-08, которое также подтверждает выводы, изложенные в материалах аттестации рабочих мест по условиям труда и независимой экспертизы (т. 2 л.д. 12-15).
Заключенным между администрацией ООО "Завод оконных конструкций "ИЗОКОН" и трудовым коллективом коллективным договором от 17.03.2006, дополнительными соглашениями к трудовым договорам работников установлены размеры доплат в процентном соотношении к тарифной ставке в соответствии со ст. 147 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также определены компенсационные выплаты, предусмотренные ст. 219 ТК РФ.
С учетом того, что выплаты, производимые заявителем за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда, начисляемые помимо надбавок к заработной плате, предусмотренных статьями 146, 147 ТК РФ, являются компенсационными в смысле, придаваемом статьей 164 ТК РФ, вывод суда первой инстанции о том, что указанные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом, налогом на доходы физических лиц, и, кроме того, на них не подлежат начислению страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, следует признать обоснованным, соответствующим нормам п. 3 статьи 217, подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Аналогичный подход к вопросу налогообложения компенсаций за вредные условия труда был высказан Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.10.2006 N 86/06 при рассмотрении аналогичного вопроса по налогу на доходы физических лиц.
Доводы налогового органа о том, что общество необоснованно включило в перечень должностей и рабочих мест с вредными условиями труда служащих административно-управленческого персонала, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В материалах дела имеются карты аттестации рабочих мест по условиям труда и протоколы оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса к ним, которыми указанные рабочие места отнесены к категории вредных.
У суда апелляционной инстанции нет оснований не доверять указанным документам.
Доводы о том, что в экспертном заключении от 18.08.2008 N 59 С-08 содержится вывод о том, что аттестация рабочих мест по условиям труда выполнена с отступлениями от требований Положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Минтруда России от 15.03.1997 N 12, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанное экспертное заключение не содержит сведений о том, что отнесение всех рабочих мест общества к категории рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда было произведено неправомерно.
Представленным доказательствам суд первой инстанции дал надлежащую оценку. Выводы суда основаны на нормах трудового и налогового законодательства и согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах решение суда, принятое законно и обоснованно, не подлежит отмене. Соответственно, апелляционную жалобу налогового органа следует оставить без удовлетворения.
Поскольку налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины, а жалоба оставлена без удовлетворения, вопрос о распределении судебных расходов по оплате госпошлины суд апелляционной инстанции не рассматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2009 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О. Г. Грибиниченко |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7809/09
Истец: ООО "Завод стальных конструкций "ИЗОКОН"
Ответчик: ИФНС России по Сысертскому району Свердловской области
Третье лицо: Территориальное объединение профсоюзных организаций Общероссийского объединения профсоюзов "Российское объединение социальных технологий"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5596/09