г. Пермь |
Дело N А60-30466/2007 |
28 мая 2008 г. |
N 17АП-3091/2008-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 мая 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Соларевой О.Ф.
судей Казаковцевой Т.В., Булкиной А.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мехоношиным Е.В.
при участии:
от истца, МУП МО Новолялинский район "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Новая Ляля" - не явились;
от ответчика, Администрации муниципального образования "Новолялинский городской округ" - Смагина М.М. по доверенности от 29.12.2007 года, паспорт; Сухонос Н.А. по доверенности от 29.12.2007 года, паспорт;
от третьих лиц, МУП "Тепловые сети города Новая Ляля", МУП "Благоустройство", МУП "Водоканал" - не явились;
рассмотрел в заседании апелляционную жалобу истца, МУП МО Новолялинский район "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Новая Ляля", на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17.03.2008 года
по делу N А60- 30466/2007,
принятое судьёй Н.В. Койновой
установил:
Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Новолялинский район "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Новая Ляля" в лице конкурсного управляющего Мазуровского Д.В. (далее - МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Муниципальному образованию "Новолялинский городской округ" в лице Администрации муниципального образования "Новолялинский городской округ" (далее - Администрация МО "Новолялинский городской округ", ответчик) о признании сделки по передаче имущества МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" в состав местной (муниципальной) казны муниципального образования "Новолялинский городской округ" на основании Решения Думы Новолялинского городского округа третьего созыва "О передаче в местную казну объектов жилищно-коммунального хозяйства" от 30.03.2006 года N 186, акта о приеме-передаче в местную казну объектов имущества от 01.06.2006 года недействительной в порядке статей 49, 167, 168, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (т.1, л.д. 7-12).
Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил адрес места нахождения здания котельной п. "Южный" и незавершенной строительством газовой котельной по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Заводская 14: просит считать адресом указанных объектов - Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16 (т.2, л.д. 126).
Определениями суда от 08.11.2007 года, 03.12.2007 года к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МУП "Тепловые сети города Новая Ляля", МУП "Благоустройство", МУП "Водоканал" (т.1, л.д. 1-2, т.1, л.д. 98-102).
Решением суда от 17.03.2008 года (резолютивная часть от 04.03.2008 года, судья Н.В. Койнова) в удовлетворении исковых требований отказано (т.3, л.д.98-108).
Истец с решением суда не согласен, представил апелляционную жалобу, в которой указал на неправильное применение судом норм материального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что в связи с изъятием у истца имущества, МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" не мог продолжать осуществление деятельности по оказанию услуг теплоснабжения и водоснабжения. Считает, что вывод суда об отсутствии у истца права хозяйственного ведения на имущество не соответствует обстоятельствам дела, поскольку наряду с недвижимым имуществом передавалось и движимое имущество, право хозяйственного ведения на которое возникает с момента передачи. В судебное заседание заявитель явку представителя не обеспечил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судом ходатайство рассмотрено в порядке статьи 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворено на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ответчик, Администрация МО "Новолялинский городской округ", с доводами апелляционной жалобы не согласен по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В судебном заседании представители ответчика на доводах отзыва настаивали.
Третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. МУП "Тепловые сети города Новая Ляля" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несогласие с доводами истца, считает решение суда от 17.03.2008 года законным и обоснованным, просить отказать в удовлетворении апелляционной жалобы. МУП "Водоканал" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на несогласие с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-17069/2006 от 29 марта 2007 года МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на 12 месяцев, конкурсным управляющим утвержден Мазуровский Д. В. (т.1, л.д. 78-81).
МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" было создано в результате реорганизации Новолялинского производственно-технического объединения жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с постановлением Главы Администрации Новолялинского района от 24.03.1993 года N 130 (т. 1, л.д. 16).
Согласно уставу МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" (в новой редакции, утвержденной 27.06.2003 года Постановлением главы администрации МО Новолялинский район N 312) основной целью создания и предметом деятельности указанного предприятия являются оказание коммунальных услуг, эксплуатация жилищного фонда, находящегося на балансе предприятия (т.1, л.д. 20-29).
В соответствии с пунктом 3.2 устава основными видами деятельности являются: капитальный и текущий ремонт жилого фонда, находящегося на балансе предприятия, оказание услуг теплоснабжения и водоснабжения, водоотведение (канализация), вывоз и размещение отходов, уборка дворовой и примыкающей к зданиям территории и т.д.
05.01.2000 года между администрацией МО "Новолялинский район" и МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" был заключен договор N 12 - продолжение о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (т.1, л.д. 30-32).
Постановлениями Главы муниципального образования Новолялинского района от 19.12.2003 года N 633, от 03.11.2004 года N 615 истцу были переданы на праве хозяйственного ведения цех хозяйственно - бытового питьевого водоснабжения (водозабора), мазутная котельная (т.1, л.д. 33-34, 35-37).
Истец, МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля", неоднократно обращался к ответчику с письмами о принятии в муниципальную казну объектов в связи с невозможностью их эксплуатации, наличии убытков, отсутствия денежных средств для их использования (т.3, л.д. 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94).
30.03.2006 года Думой Новолялинского городского округа третьего созыва принято Решение N 186 "О передаче в местную казну объектов жилищно-коммунального хозяйства", в соответствии с которым из хозяйственного ведения МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" подлежит изъятию имущество согласно приложению N 1 и передача его в муниципальную казну (т.1, л.д. 38-44). Имущество было передано МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" по акту приема-передачи объектов имущества от 01.06.2006г. в местную казну (т.1, л.д. 45).
Главой Новолялинского городского округа 31.05.2006 года было вынесено постановление N 243 "О заключении договора аренды", согласно которому для осуществления хозяйственной деятельности МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" подлежит передаче муниципальное имущество в аренду согласно Приложению N 1 (т.1, л.д. 46).
Во исполнение указанного постановления между ответчиком (арендодатель) и истцом (арендатор) 01.06.2006 года был заключен договор аренды муниципального имущества N 53, согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду объекты муниципальной собственности согласно приложению N 1 (т.1, л.д. 47-56). Указанное в приложении N 1 к договору аренды имущество было передано арендатору по акту N1 приема-передачи к договору аренды 01.06.2006 года (т1, л.д. 57).
Договор аренды сторонами расторгнут по соглашению о расторжении договора аренды 31.05.2007 года (т.1, л.д. 60).
Обращаясь с иском в суд, истец просит признать недействительной в силу ничтожности сделку по передаче в казну МО "Новолялинский городской округ" следующего имущества истца: здания котельной п. "Южный" (с учетом уточнения места нахождения: г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16) с необходимым для работы котельной имуществом, (всего вместе со зданием 36 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 141164 руб. 31 коп.); здания котельной ЦРБ (г. Новая Ляля, Р. Люксембург, 79) с необходимым для работы котельной имуществом (всего вместе со зданием 40 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 822560 руб. 57 коп.); цеха хозяйственно-питьевого водоснабжения с необходимым для его работы имуществом (всего 9 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 7524078 руб. 04 коп.); здания бани со встроенной котельной (г. Новая Ляля, ул. Р.Люксембург, 18) с необходимым для работы бани имуществом (всего вместе со зданием 3 единицы, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 3360 руб.); незавершенной строительством газовой котельной (г. Новая Ляля, ул. Уральская, 76), общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г 6126784 руб. 75 коп.; незавершенной строительством газовой котельной (с учетом уточнения места нахождения: г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16), общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 13754552 руб. 29 коп.
Как полагает истец, сделки, совершенные между истцом и ответчиком в отношении имущества истца, переданного ему на праве хозяйственного ведения, не соответствуют требованиям закона и являются ничтожными в силу статей 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершены с нарушением специальной целевой правоспособности, сделка привела к невозможности использования закрепленного на праве хозяйственного ведения имущества для осуществления видов деятельности, определенных в уставе предприятия. Истец указывает на то, что статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержит такого права собственника имущества унитарного предприятия как изъятие имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия без принятия решения о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного иска, указал, что истцом не представлено доказательств возникновения права хозяйственного ведения на оспариваемые объекты. В материалах дела отсутствуют сведения о государственной регистрации права хозяйственного ведения в порядке Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В связи с чем нет оснований для признания сделки по передаче объектов в муниципальную казну недействительной.
Выводы суда являются правильными.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с частью 1 статьи 6 вышеуказанного закона обязательной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, которые оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.
Судом первой инстанции правомерно указано, что истцом не представлено доказательств возникновения у него права хозяйственного ведения на объекты.
Согласно выпискам из реестра муниципальной собственности Новолялинского городского округа от 24.12.2007г. N 42, 43, 44, 45 нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Р.Люксембург, N 79, площадью 670,0 кв.м, нежилое здание бани, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Р. Люксембург, д. 18, нежилое здание водозабора, расположенное по адресу: Свердловская область, Новолялинский лесхоз, Отвинское лесничество, 154 квартал и нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16, являются муниципальной собственностью Новолялинского городского округа (т.1, л.д. 113-116).
Истец, обосновывая право хозяйственного ведения на вышеназванное имущество, ссылается на решения собственника имущества о закреплении указанного имущества за истцом и фактическую передачу этого имущества.
При этом здание котельной п. "Южный" (с учетом уточнения места нахождения: г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16) с необходимым для работы котельной имуществом, (всего вместе со зданием 36 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 141164 руб. 31 коп.) и здание бани со встроенной котельной (г. Новая Ляля, ул. Р.Люксембург, 18) с необходимым для работы бани имуществом (всего вместе со зданием 3 единицы, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 3360 руб.) переданы истцу на основании постановления Главы администрации Новолялинского района от 23.03.1994г. N 153 "О принятии в муниципальную собственность Новолялинского района имущества жилищно-коммунального хозяйства в г. Новая Ляля, переданного Новолялинским ЦБК в связи с акционированием предприятия" (т.3, л.д. 2-6).
Согласно указанному постановлению и акту приема-передачи в муниципальную собственность администрации Новолялинского района от 01.03.1994г. в муниципальную собственность Новолялинского района принято жилищно-коммунальное хозяйство со следующими отделами: баня (основные средства, малоценный инвентарь); контора ЖКО (основные средства, спецодежда, материалы новые, малоценный инвентарь конторы, материалы в складах, оборудование жестянки); электроотдел (основные средства, малоценный инвентарь); котельная "Южная" (основные средства, оборудование), пожарные водоемы (основные средства); дороги (основные средства); техника (основные средства); жилфонд.
В соответствии с пунктом 2 постановления Главы администрации Новолялинского района от 23.03.1994г. N 153 "О принятии в муниципальную собственность Новолялинского района имущества жилищно-коммунального хозяйства в г. Новая Ляля, переданного Новолялинским ЦБК в связи с акционированием предприятия" отделу по управлению муниципальной собственностью района предписано передать имущество, указанное в пункте 1 постановления ПТО ЖКХ в г. Новая Ляля на праве полного хозяйственного ведения. Передачу имущества оформить актом. В материалы дела акт приема - передачи имущества: бани и котельной "Южная" не представлен (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, доказательства, подтверждающие передачу здания котельной п. "Южный" (г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16) с необходимым для работы котельной имуществом, (всего вместе со зданием 36 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 141164 руб. 31 коп.) и здания бани со встроенной котельной (г. Новая Ляля, ул. Р.Люксембург, 18) с необходимым для работы бани имуществом (всего вместе со зданием 3 единицы, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 3360 руб.) собственником указанного имущества в хозяйственное ведение истца в соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации истцом не представлены.
Как указал истец, право хозяйственного ведения на здание котельной ЦРБ (г. Новая Ляля, Р. Люксембург, 79) с необходимым для работы котельной имуществом (всего вместе со зданием 40 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 822560 руб. 57 коп.), возникло на основании постановления Главы МО Новолялинский район от 03.11.2004г. N 615 "О передаче в хозяйственное ведение МУП "ЖКХ г. Новая Ляля" котельной с баланса МУ "Новолялинская ЦРБ" и акта приема-передачи от 20.10.2004г. объекта мазутной котельной ЦРБ, расположенной по адресу г. Новая Ляля, ул. Р.Люксембург,79 (т.1, л.д. 35-37).
Судом обоснованно указано, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Поскольку передача здания котельной ЦРБ (г. Новая Ляля, Р. Люксембург, 79) произведена после вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право хозяйственного ведения на этот объект подлежало государственной регистрации. Доказательств того, что право хозяйственного ведения истца на здание котельной ЦРБ было зарегистрировано в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено. Судом обоснованно указано, что право хозяйственного ведения на это имущество у истца не возникло.
Право хозяйственного ведения истца на цех хозяйственно-питьевого водоснабжения с необходимым для его работы имуществом (всего 9 единиц, общей остаточной стоимостью на 01.04.2006г. 7524078 руб. 04 коп.), как считает истец, возникло на основании постановления Главы муниципального образования Новолялинский район от 19.12.2003г. N 633 "О передаче в хозяйственное ведение объекта коммунально-бытового назначения - цеха хозяйственно-питьевого водоснабжения (водозабора) и актом приема - передачи от 20.12.2003г. (т. 1, л.д. 33-34, т. 3, л.д. 23-35).
Из постановления Главы муниципального образования Новолялинский район от 19.12.2003г. N 633 "О передаче в хозяйственное ведение объекта коммунально-бытового назначения - цеха хозяйственно-питьевого водоснабжения (водозабора)" следует, что собственником имущества принято решение передать МУП "ЖКХ г. Новая Ляля" на праве хозяйственного ведения цех хозяйственно-питьевого водоснабжения (водозабор) в составе: основные средства: водовод, здание водозабора, микроскоп, сварочный аппарат, сооружения водопровода, щиты пульта управления, станок токарно-винторезный, остаточной стоимостью 7984012 руб.; инвентарь и хозяйственные принадлежности, спецодежда и инвентарь в эксплуатации; спецодежда и инвентарь на складе; сырье и материалы (т.1, л.д. 33-34).
Вышеперечисленное имущество передано истцу по актам приема-передачи от 20.12.2003г. N N 120, 121, 122, 123, 124, 125 (т. 3, л.д. 23-35).
Доказательств регистрации права хозяйственного ведения недвижимого имущества цеха хозяйственно-питьевого водоснабжения истцом не представлено (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В отсутствие государственной регистрации право хозяйственного ведения на недвижимое имущество цеха хозяйственно-питьевого водоснабжения у истца не возникло (пункт 1 статья 299, пункт 1 статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Право хозяйственного ведения на незавершенные строительством газовые котельные, расположенные по адресам: г. Новая Ляля, ул. Уральская, 76 и г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16 (с учетом уточнения места нахождения), истец обосновывает наличием договора о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 05.01.2000г. N 12, а также постановления Главы МО Новолялинский район от 02.04.2004г. N 166 (т.1, л.д. 30-32, т.3, л.д. 76).
Вместе с тем в договоре от 05.01.2000г. N 12 о передаче муниципального имущества на праве хозяйственного ведения отсутствует указание на имущество, которое передается истцу на праве хозяйственного ведения. В качестве цели и предмета договора указано: "обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности района; действие настоящего договора распространяется и на имущество, созданное или приобретенное предприятием в результате его деятельности и отраженное в балансе предприятия" (т. 1, л.д. 30-32).
Из постановления Главы МО Новолялинский район от 02.04.2004г. N 166 следует, что истцу разрешена реконструкция котельной в г. Новая Ляля по ул. Заводская, 16 с переводом указанной котельной на природный газ, а также разрешено строительство муниципальной блочной газовой котельной в г. Новая Ляля по ул. Уральская, 76 (т.3, л.д. 76).
Из справки отдела архитектуры и градостроительства Администрации Новолялинского городского округа следует, что объект капитального строительства - газовая котельная в г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16, возник в результате реконструкции мазутной котельной, расположенной по одноименному адресу, и газовая котельная, расположенная в г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16, является единым объектом (т. 2, л.д. 127). Объект капитального строительства - газовая котельная в г. Новая Ляля, ул. Уральская, 76, возник на основе реконструкции существующей мазутной котельной, расположенной в г. Новая Ляля, ул. Р. Люксембург, 79. При реконструкции котельной было выполнено строительство пристроя блока-модуля с размещением двух газовых котлов. При подготовке проектной документации на объект был установлен единый адрес: г.Новая Ляля, Уральская, 76.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.
Из положений пункта 2 статьи 25 вышеуказанного закона и пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право хозяйственного ведения на объект незавершенного строительства подлежит государственной регистрации.
В отсутствие доказательств государственной регистрации право хозяйственного ведения истца на незавершенные строительством газовые котельные, расположенные по адресам: г. Новая Ляля, ул. Уральская, 76 и г. Новая Ляля, ул. Заводская, 16, нельзя признать возникшим.
Кроме того, действующим законодательством предусмотрена возможность отказа муниципального унитарного предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.
Согласно пункту 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Пунктом 1 статьи 235 названного Кодекса установлено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия обладают специальной правоспособностью и отказ или согласие, на основании которых собственник изымает имущество, не должны приводить к невозможности осуществления предприятием целевой деятельности.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением предоставленного для выполнения этих задач имущества.
Передача имущества предприятия в казну муниципального образования Новолялинский городской округ, оформленная актом о приеме-передаче в местную казну объектов имущества МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" от 01.06.2006г., произведена по ходатайству самого предприятия ввиду невозможности эффективного его использования для осуществления уставной деятельности (письменные обращения директора предприятия от 10.12.2004г. N 731, от 19.05.2005г. N 306, 12.08.2005г. N 578, от 29.03.2006г. N 183, от 15.03.2005г. N 198, от 28.12.2005г. N 1019, от 25.01.2005г. N 38, от 29.03.2006г. N 182, от 29.03.2006г. N 185- т.2, л.д.139, т.3, л.д.88-94).
Доводы истца о том, что оспариваемая сделка не соответствует уставным целям и задачам деятельности МУП "ЖКХ г.Новая Ляля" и лишает его возможности осуществлять уставную деятельность, не могут быть приняты во внимание, т.к. из материалов дела следует, что у МУП "ЖКХ г.Новая Ляля" не возникло право хозяйственного ведения в отношении спорных объектов, ответчик как собственник по просьбе истца распорядился имуществом, которым МУП "ЖКХ г.Новая Ляля" не могло эффективно использовать для осуществления уставной деятельности данного предприятия, что не противоречит ст.209 ГК РФ.
Доводы заявителя об отсутствии действительного намерения МУП "ЖКХ г.Новая Ляля" на передачу спорного имущества в казну МО "Новолялинский городской округ" противоречат материалам дела, указанным доводам суд первой инстанции в решении дал правильную оценку.
Доводы истца о том, что с момента передачи у МУП "ЖКХ г.Новая Ляля" возникло право хозяйственного ведения на движимое имущество, переданное вместе с недвижимым имуществом, судом апелляционной инстанции отклоняется. Из состава имущества, находившегося во владении и пользовании истца, следует, что котельные состоят из движимого и недвижимого имущества.
В соответствии с разделом 1 "СНиП II-35-76. Котельные установки", утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 31.12.1976 N 229 котельная - комплекс зданий и сооружений, здание или помещения с котлом (теплогенератором) и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенным для выработки теплоты в целях теплоснабжения.
Аналогичное определение котельной содержится в Правилах технической эксплуатации тепловых электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115, согласно которому котельная - это комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенным для выработки теплоты.
Таким образом, котельную можно использовать только по прямому назначению - получению тепла, производство которого возможно лишь при совокупном использовании здания, вспомогательного оборудования, в том числе и движимого имущества.
Учитывая целевое предназначение имущества, суд апелляционной инстанции считает, что имущество котельных используется для производства тепловой энергии, и представляет собой совокупность здания, оборудования, приборов, машин. В связи с чем судом отклоняется довод истца о том, что переданное имущество необходимо рассматривать не в совокупности, а как недвижимое и движимое имущество. Иное истцом не доказано (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью.
В соответствии со статьей 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Таким образом, поскольку комплекс имущества содержит объекты недвижимости, право на которое подлежит регистрации, то регистрации подлежит весь комплекс имущества в целом (ст.131 ГК РФ).
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, основания для признания сделки по передаче имущества МУП МО Новолялинский район "ЖКХ г. Новая Ляля" в казну муниципального образования Новолялинского городского округа отсутствуют.
Поскольку материалами дела исковые требования не подтверждены, то суд правомерно отказал в их удовлетворении (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2008 года является обоснованным, оснований для отмены (изменения), предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит отнесению на истца (статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110,176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.03.2008 года по делу N А60-30466/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Ф. Соларева |
Судьи |
Т.В. Казаковцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30466/2007-С11
Истец: МУП "ЖКХ г. Новая Ляля"
Ответчик: МО Новолялинский городской округ, Администрация Новолялинского городского округа
Третье лицо: МУП "Тепловые сети" г. Новая Ляля, МУП "Водоканал" г. Новая Ляля, МУП "Благоустройство"
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3091/08