г. Пермь
19 июня 2008 г. |
Дело N А50-2833/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рубцовой Л.В.,
судей Зелениной Т.Л., Глотовой Г.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Матвеенковой И.А.,
при участии:
от заявителя (индивидуального предпринимателя Левенчука Е.П.): Небогатикова Е.Г., доверенность от 10 июня 2008 г., паспорт; Дрямин Ю.Н., доверенность от 10 июня 2008 г., паспорт,
от заинтересованного лица (Управление по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края): Ужегова А.С., ведущий специалист юридического отдела, доверенность от 09 января 2008 г. N 2, паспорт,
от заинтересованного лица (Администрация Чусовского муниципального района Пермского края): Бодрова Н.А., ведущий специалист, доверенность от 09 января 2008 г. N 2-юр, паспорт,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Левенчука Евгения Петровича
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 апреля 2008 года
по делу N А50-2833/2008,
принятое судьей Шафранской М.Ю.
по заявлению индивидуального предпринимателя Левенчука Евгения Петровича
к Управлению по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края, Администрации Чусовского муниципального района Пермского края,
о признании незаконным бездействия, об обязании предоставить в аренду земельный участок,
установил:
Индивидуальный предприниматель Левенчук Евгений Петрович обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным бездействия Управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края, Администрации Чусовского муниципального района Пермского края, выразившегося в неподготовке и непринятии решения о предоставлении в аренду заявителю земельного участка для установки торгового павильона по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Свердлова-2, а также с требованием об обязании заинтересованных лиц предоставить заявителю в аренду земельный участок размером 24 кв.м. по вышеуказанному адресу, определить срок заключения договора аренды.
Определением суда от 05 марта 2008 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Чусовского муниципального района Пермского края.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2008 года в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействий ответчиков, Управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края, администрации Чусовского муниципального района Пермского края, выразившихся в неподготовке и непринятии решения о предоставлении в аренду индивидуальному предпринимателю Левенчуку Е.П. земельного участка для установки торгового павильона по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. Свердлова-2; в обязании ответчиков предоставить заявителю в аренду земельный участок размером 24 кв.м. по вышеуказанному адресу, определении срока заключения договора аренды, отказано.
Индивидуальный предприниматель Левенчук Е.П. с решением суда от 14 апреля 2008 года не согласился, в связи с чем обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в связи с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, заинтересованное лицо вновь отказывает в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка по тем же мотивам, которые исследованы при рассмотрении дела N А50-9510/2007. Кроме того, суд не исследовал законность постановления главы Чусовского муниципального района от 18.03.2008 г. N 406, которым утверждены границы красных линий в районе ул. Свердлова.
Управление по имущественным и земельным отношениям Администрации Чусовского муниципального района Пермского края и администрация Чусовского муниципального района Пермского края с доводами апелляционной жалобы заявителя не согласны, просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылаются на то, что отказ в предоставлении земельного участка заявителем не оспорен, в соответствии со статьей 49 АПК РФ право на изменение основания и предмета иска принадлежит истцу. Истребуемый заявителем земельный участок находится в границах красных линий, что является препятствием в предоставлении указанного земельного участка. Постановление главы Чусовского муниципального района от 18.03.2008 г. N 406 издано в соответствии со ст. 23, 58 Градостроительного кодекса РФ и инструкции РДС 30-201-98 "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселений РФ", утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 г. N 18-30 и является действующим.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в мае 2005 года индивидуальный предприниматель Левенчук Е.П. обратился в Администрацию г. Чусового с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для установки разборно-сборного павильона (л.д. 45).
20 июля 2005 г. Управлением по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края предпринимателю Левенчуку Е.П. выдан акт выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2, общей площадью 24 кв.м. для установки торгового павильона (л.д. 43).
Письмом от 18 апреля 2007 г. N 368/01-08 Управление по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края отказало предпринимателю Левенчуку Е.П. в предоставлении в аренду земельного участка для установки и размещения торгового павильона по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2 (л.д. 7).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Пермского края от 17 сентября 2007 г. по делу N А50-9510/2007 отказ Управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района, выраженный в письме от 18 апреля 2007 г. N 368/01-08, в предоставлении в аренду предпринимателю Левенчуку Е.П. земельного участка, расположенного по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2, под установку торгового павильона общей площадью 24 кв.м. признан незаконным как не соответствующий Земельному кодексу РФ.
Предприниматель Левенчук Е.П. 08 октября 2007 г. вновь со ссылкой на решение Арбитражного суда Пермского края от 17 сентября 2007 г. по делу N А50-9510/2007 обратился к Главе Чусовского муниципального района Пермского края с заявлением - направить проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова-2 (вх. от 09.10.2007 г.) (л.д. 6).
Письмом от 10 декабря 2007 г. N 3476/01-11 Управление по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края отказало предпринимателю Левенчуку Е.П. в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2.
При этом заинтересованное лицо сослалось на то, что через запрашиваемый земельный участок будет установлен пешеходный переход, который является территорией общего пользования. Заявителю предложено рассмотреть другие варианты размещения торгового павильона и обратиться в отдел архитектуры (л.д. 10).
По мнению заявителя, Управлением по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района Пермского края и администрацией Чусовского муниципального района Пермского края допущено бездействие по новому заявлению, выразившееся в неподготовке и непринятии решения о предоставлении предпринимателю Левенчуку Е.П. в аренду земельного участка для установки торгового павильона по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2,
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Индивидуальный предприниматель Левенчук Е.П. полагает, что допущенное заинтересованными лицами бездействие не соответствует нормам Земельного кодекса РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создает препятствия для ее осуществления.
Принятие решения о предоставлении земельного участка либо отказе в его предоставлении в силу ст. 29 Земельного кодекса РФ отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
По своей правовой природе требования о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления могут быть заявлены в случае не принятия органом местного самоуправления какого-либо решения по обращению граждан либо юридических лиц.
Из материалов дела следует, что новое заявление предпринимателя Левенчука Е.П. от 08.10.2007 г. рассмотрено уполномоченным органом администрации и ему в предоставлении земельного участка в аренду отказано (письмо от 10 декабря 2007 г. N 3476/01-11).
Указанный отказ заявителем в установленном порядке не оспорен.
В силу части 1 статьи 49 АПК РФ правом на изменение основания или предмета иска обладает истец. По смыслу статьи 49 АПК РФ суд не вправе выходить за пределы заявленных требований.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заинтересованное лицо отказывает в предоставлении земельного участка в аренду по тем же мотивам, которые исследованы при рассмотрении дела N А50-9510/2007, отклоняются.
Признание незаконным отказа Управления по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района, выраженного в письме от 10 декабря 2007 г. N 3476/01-11, в предоставлении в аренду предпринимателю Левенчуку Е.П. земельного участка, расположенного по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2, не являлось предметом заявленных требований по делу N А50-9510/2007.
Заявитель просит также обязать заинтересованных лиц предоставить ему в аренду земельный участок размером 24 кв.м. по адресу г. Чусовой, ул. Свердлова, 2, определить срок заключения договора аренды.
Пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Из пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление в аренду земельных участков должно производиться в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно статьям 22, 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в установленном порядке представляет собой сложный юридический факт, включающий в себя, в частности, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка с соблюдением требований земельного законодательства; заключение соответствующего договора (в данном случае, договора аренды), а в случаях, предусмотренных законодательством, государственную регистрацию договора о предоставлении земельного участка.
Из заявления предпринимателя Левенчука Е.П. следует, что земельный участок необходим ему для установки разборно-сборного павильона.
20.07.2005 г. составлен акт выбора земельного участка для установки торгового павильона по адресу: г. Чусовой, ул. Свердлова, 2, площадью 24 кв.м. (л.д. 43).
Пунктом 4.5 Положения о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования "Чусовской муниципальный район", утвержденным Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 15.02.2007 г. N 219 предусмотрена возможность предоставления земельных участков для установки и размещения объектов и сооружений, не являющихся недвижимостью, - киосков, павильонов, палаток, мини-рынков, платных автостоянок, остановочных комплексов, рекламных щитов, отдельно стоящих металлических гаражей.
Таким образом, земельный участок испрашивался для целей, не связанных со строительством.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 15.02.2007 г. N 219 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования "Чусовской муниципальный район".
Согласно указанному Положению полномочиями по распоряжению землями муниципального образования наделено Управление по имущественным и земельным отношениям администрации Чусовского муниципального района (п. 2.1.1). Решение о предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам для заявленных целей в аренду принимает Глава района (п. 2.1.2).
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании заявлений граждан и юридических лиц осуществляется в следующем порядке: граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, из земель, находящихся на территории Чусовского муниципального района, подают заявление в администрацию Чусовского муниципального района, в котором в обязательном порядке указываются: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; поступившие заявления рассматриваются в установленный законом срок уполномоченным органом - Градостроительным советом, созданным при администрации Чусовского муниципального района; в случае, если земельный участок не сформирован, уполномоченный орган или специализированная организация организует процедуру формирования земельного участка в порядке, предусмотренном действующим законодательством; решение о предоставлении земельных участков принимается главой района только по сформированным земельным участкам и после заблаговременной публикации информационного сообщения о возможном предоставлении таких земельных участков (п. 6.2.1-6.2.4 Положения).
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что порядок, установленный статьей 34 Земельного кодекса РФ и Положением о порядке предоставления земельных участков и прекращения прав на землю в границах муниципального образования "Чусовской муниципальный район", утвержденным Решением Земского Собрания Чусовского муниципального района от 15.02.2007 г. N 219, заявителем не соблюден: решение о предоставлении земельного участка главой района не принималось.
Следует отметить, что в соответствии с пунктом 11 статьи 1, пунктом 18 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий, что согласно пункту 4 Положения о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. N 105, является препятствием в предоставлении земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что постановление главы Чусовского муниципального района от 18.03.2008 г. N 406, которым утверждены границы красных линий, издано с нарушением пункта 5 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ, не принимаются судом во внимание, поскольку указанное постановление на момент рассмотрения настоящего дела не отменено и не признано недействительным, предметом рассмотрения данного дела не является.
С учетом изложенного, решение суда от 14 апреля 2008 года по делу N А50-2833/2008 отмене не подлежит.
Согласно частям 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат взысканию с заявителя в доход федерального бюджета в сумме 50 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 176, 258, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 апреля 2008 г. по делу N А50-2833/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Левенчука Евгения Петровича (ИНН 592100011360, 08.02.1975 г.р., проживающего по ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 7а, кв. 18 г. Чусовой) в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе 50 (пятьдесят) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. В. Рубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-2833/2008-Г13
Истец: Левенчук Евгений Петрович
Заинтересованное лицо: Управление по имущественным и земельным отношениям Администрации Чусовского Муниципального района Пермского края , Администрация Чусовского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3723/08