г. Пермь
20 мая 2009 г. |
Дело N А50-796/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Полевщиковой С. Н.,
судей: Гуляковой Г.Н., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Келлер О.В.
при участии:
от заявителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бардымском районе Пермского края - не явился, извещен
от заинтересованного лица Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю - не явился, извещен
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2009 года
по делу N А50-796/2009,
принятое судьей Швецовой О.А.,
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бардымском районе Пермского края
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю
о признании недействительным решения
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Бардымском районе Пермского края (далее - учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) от 11.12.08 N 07-28/1998 об отказе в осуществлении зачета (возврата).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2009 года решение инспекции признано недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - НК РФ).
Арбитражный суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов учреждения.
Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась с жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на неправильное применении судом норм материального права, а именно п.п. 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.
Инспекция полагает, что суд без достаточных оснований придал территориальному органу Пенсионного фонда РФ статус органа государственной власти, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о наличии у него права на освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений в учредительных документах.
Учреждение с апелляционной жалобой не согласно по мотивам, изложенным в письменном отзыве, оснований для отмены решения суда не усматривает, ссылаясь на то, что органы пенсионного фонда осуществляют функции органа государственной власти, вследствие чего имеют права на освобождение от уплаты государственной пошлины при регистрации изменений в учредительных документах.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явились, что в порядке п. 2, 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела без участия представителей сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Бардымском районе Пермского края является юридическим лицом.
На основании п. п. "г" п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется при представлении документа об уплате государственной пошлины, в связи с чем, учреждение по платежному поручению N 338 от 28.12.2005 уплатил госпошлину в сумме 400 рублей за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Полагая, что учреждение фактически выполняет функции органа государственной власти и управления, и в силу п. п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ должен быть освобожден от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, 17.11.2008 учреждение обратилось в инспекцию с заявлением о возврате государственной пошлины за регистрацию учредительных документов (л. д. 8-9).
Налоговый орган отказал в удовлетворении заявления решением об отказе в осуществлении зачета (возврата) от 11.12.2008 N 07-28/1998, указав, что органы Пенсионного Фонда РФ не могут быть освобождены от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию изменений учредительных документов организации на основании п.п. 10 п. 1 ст. 335.35 НК РФ, поскольку не являются органами государственной власти.
В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 2122-1 от 27.12.1991 Пенсионный фонд Российской является самостоятельным финансово-кредитным учреждением (л. д. 7).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Пенсионный Фонд Российской Федерации и его территориальные органы являются государственными учреждениями пенсионного обеспечения и фактически осуществляют функции органа государственной власти и управления.
Вывод суда является верным.
В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина является федеральным сбором.
На основании п.п. 1 п.1 ст. 333.40 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно п. 7 ст. 333.40 НК РФ возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
На основании п.п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления - за государственную регистрацию организаций и за государственную регистрацию изменений учредительных документов организаций.
В соответствии ст. ст. 143, 144 БК РФ Пенсионный фонд Российской Федерации относится к государственным внебюджетным фондам, управляемым органами государственной власти Российской Федерации и предназначенным для реализации конституционных прав и граждан на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П "По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной думы" указано, что согласно Положению о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и названным Положением. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Кроме того, Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных в законе пенсий, и что данные полномочия по смыслу Конституции Российской Федерации относятся к сфере функционирования исполнительной власти.
При таких обстоятельствах, поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации является исполнительным органом государственной власти, арбитражный суд сделал обоснованный вывод о наличии у учреждения в 2005 году права на освобождение от уплаты госпошлины на основании п.п. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ.
Кроме того, из материалов дела следует, что учреждением соблюдены все необходимые требования статьи 333.40 НК РФ.
Факт уплаты государственной пошлины в сумме 400 рублей документально подтвержден учреждением и инспекцией не оспаривается.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о неправомерности отказа налогового органа учреждению в возврате излишне уплаченной государственной пошлины являются обоснованными.
Доводы апелляционной жалобы арбитражным апелляционным судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16 марта 2009 года по делу N А50-796/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С. Н. Полевщикова |
Судьи |
Г. Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-796/2009-А12
Истец: ГУ УПФ РФ в Бардымском районе Пермского края
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 8 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3360/09